Налоги и налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 22:36, реферат

Краткое описание

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Налоги как средство государственного регулирования……………………...4
1.1.Теория налога. Сущность, функции и элементы налога…………………...4
1.2 Виды налогов………………………………………………………………...11
2.Налоги и налоговая система…………………………………………………..16
2.1.Налоговая система России. Элементы налоговой системы………………16
2.2 Структура налоговой системы……………………………………………...19
3.Проблемы налогообложения в РФ. Недостатки налоговой системы РФ….25
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………...35

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»

 

Кафедра экономики

 

 

Реферат

по дисциплине

«Макроэкономика»

на тему:

«Налоги и налоговая система»

 

                                                                         

 

                                                  

                                                                                            Выполнила:

                                                                                            ЭК – 111

                                                                                            Чепурная А.А.

 

                                                                                            Принял:

                                                                                                    доцент Трофимова Г.А.

 

 

 

 

Владимир 2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Налоги как средство  государственного регулирования……………………...4

1.1.Теория налога. Сущность, функции и элементы налога…………………...4

1.2 Виды налогов………………………………………………………………...11

2.Налоги и налоговая  система…………………………………………………..16

2.1.Налоговая система России. Элементы налоговой системы………………16

2.2 Структура налоговой системы……………………………………………...19

3.Проблемы налогообложения в РФ. Недостатки налоговой системы РФ….25

Заключение……………………………………………………………………….33

Список используемой литературы……………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Государство без налогов существовать не может, так как они главный метод мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Очевидно, что любому государству для выполнения своих  функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Как известно, налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государства, как  «взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти.…»1. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Налоги, участвуя в перераспределении новой стоимости – национального дохода – выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Оно дает возможность проникнуть во внутреннюю их природу, раскрыть эволюцию, важнейшие признаки и особенности, а также механизм воздействия налогов на производственные отношения в обществе. Налоги как часть распределительных отношений общества отражает закономерности производства.

 

 

 

1. Налоги как средство государственного регулирования.

1.1.Сущность, функции и элементы налога

Основные положения  о налогах в Российской Федерации  закреплены в Конституции РФ (п. 3 ст. 57, 71, 132). В этих статьях изложены основополагающие положения, касающиеся налогообложения и сборов в РФ. Развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой налоговых законах. Основными из них являются Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы «О налоге на добавленную стоимость» и «Об акцизах», законы РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О налоговых органах РФ» и другие законы и подзаконные акты.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Налоги – это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2

С правовых, юридических позиций  налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.

Важным вопросом теории налогов  являются принципы налогообложения. Их классическую формулировку дал в свое время А. Смит:

1. «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть известны и ясны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен  быть так устроен, чтобы он  извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что  поступает в кассы государства».

Как видно, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:

равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

не отягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

На протяжении всей истории  человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный  принцип налогообложения, как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения  следующие:

  • Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц не одинаковы, для них должны быть установлены разные налоговые ставки. Но этот принцип соблюдается далеко не всегда;
  • Необходимо сделать так, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала не допустимо;
  • Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами;
  • Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными, для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;
  • Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;
  • Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственного экономического программирования – этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.3

Взимание налогов является одним из экономических методов государственного управления. Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, уровень налоговых поступлений оказывает влияние на привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги необходимы для  осуществления государством возложенных на нее функций. Создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.

Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет  возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

Налоги как стоимостная  категория имеют свои отличительные  признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции – фискальную, стимулирующую и регулирующую.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – наполнение бюджета финансовыми ресурсами, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

2. Регулирующая функция – поддержание оптимальных пропорций в экономике. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Налоги содействуют активности предпринимателя, подталкивают развитие экономики, действует принцип «кнута и пряника».

5. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться  только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

6. Социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Само материальное содержание налогов  как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой  системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

В рационально построенной системе налогообложения налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.

Информация о работе Налоги и налоговая система РФ