Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Введение
1. Понятие налоговой политики государства и методы её осуществления
2. Сущность налоговой политики в РФ
3. Развитие налоговой системы в России
4. Налоговый механизм. Специальные налоговые режимы
5. Налоговое регулирование и его особенности в России
Заключение
Список использованных источников информации
НДС выгодно отличается от предыдущих. Он более эффективен, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, менее обременителен для отдельных производителей, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, осуществляющие производственную и коммерческую деятельность, включая предприятия с иностранными инвестициями, но в действительности его плательщиками становятся конечные потребители, которые оплачивают его при покупке услуги или товара.
Объектом налогообложения являются обороты товаров, выполненные работы, оказанные услуги. Ставки НДС с 1994 года установлены в размере 10% по продовольственным товарам и товарам для детей по особому перечню и 20% по остальным товарам и услугам. Сроки уплаты НДС зависят от размера платежа: чем больше сумма налога, тем чаще уплата.
Налог на прибыль предприятий и организаций взимается с юридических лиц с 1992 года. Подобный налог действовал и в 20-е годы в форме подоходного налога с государственных и кооперативных предприятий. Начиная с 30-х налогообложение юридических лиц, по существу, было упразднено и заменено «двухканальной системой», состоящей из налога с оборота и отчислений от прибыли в бюджет.
Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, которая включает прибыль (убыток) от реализации продукции; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; доходы от внереализационных операций.
Предприятия имеющие превышение фактических расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности в составе себестоимости продукции по сравнению с их нормируемой величиной уплачивают в бюджет налог с суммы превышения этих расходов, что весьма обременительно.
Ставка налога на прибыль предприятий в 1994 году установлена в размере 13%. Органы гос.власти субъектов РФ получили право самостоятельно определять ставку налога на прибыль, зачисляемого в свои бюджеты, но не более 22-30%, что было сделано весьма рискованно и непродуманно–так как местная администрация просто латает дыры в бюджетах за счет предприятий, не давая им самим развиваться, что видно из создавшегося положения на сегодняшний день.
Основным же федеральным налогом с физических лиц является подоходный налог, плательщиками которого выступают все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом обложения служит их совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников на территории России. При этом в состав облагаемого дохода включаются как натуральные, так и денежные доходы в рублях и иностранной валюте.
Для ослабления тяжести
ПД предусматривается широкая
Стоит поподробнее остановится на налогах субъектов Федерации, к которым, в частности принадлежит и Москва. Они устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории РФ. К ним относят налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за почву, сборы на нужды образовательных учреждений. Конкретные ставки определяются местными законами, но максимальные только федеральными законами. Но уже с 1994 субъекты могут вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством РФ.
Налог на имущество предприятий введен в целях стимулирования не используемых в производстве материальных ценностей. Этот налог является стабильным доходом, так как его поступления в меньшей мере зависят от хозяйственной деятельности субъектов. Платят налог предприятия, имеющие отдельный баланс. К объектам обложения относят основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Для целей налогообложения используются среднегодовая стоимость имущества предприятия. Предельный размер налоговой ставки не может превышать2% налогооблагаемой базы и он устанавливается в каждом конкретном случае.
Лесной доход–денежные средства, поступающие государству за пользование лесным фондом. Доход от налога идет на воспроизводство, охрану и защиту лесного массива. Налогоплательщиками этого налога являются все лесопользователи. Ставка колеблется в районе 20% от стоимости самой древесины. Размеры лесных податей рассчитываются исходя из ставок за единицу продукции, получаемой при пользовании лесом, а по отдельным видам–за единицу эксплуатируемой площади.
Плата за воду призвана повысить
экономическую
Среди других направлений государственной политики в области налогового реформирования можно выделить следующее. Происходит сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения; сокращается общее число налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительные поступления; расширяется практика установления специфических ставок акцизов, кратных устанавливаемой законодательством РФ минимальной месячной оплаты труда и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении; увеличивается роль экономических налогов и штрафов.
4. Налоговый механизм. Специальные налоговые режимы
Ст. 57 Конституции РФ коротко и ясно гласит: «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Налоговым Кодеком Российской Федерации определены такие налоги и сборы, которые не препятствуют реализации гражданами своих конституционных прав.
В налоговой политике любой страны важную роль играет налоговый механизм, который представляется как совокупность правил налогообложения, устанавливаемых государством законодательным путем. Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налог, в каком объеме, что подлежит налогообложению, в каких единицах измеряется объект налогообложения, из каких доходов уплачивается налог, поэтому все налоги имеют экономическое обоснование. Все налоги и сборы, определенные Налоговым Кодексом Российской Федерации, не ограничивают свободное перемещение по всей территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), денежных средств и не препятствуют законной деятельности налогоплательщика.
Вся совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, прядок их взимания и регулирующие отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств - это налоговое право. Налоговое право определяется общественно-экономическим строем государства, его задачами и функциями. Налоговое право содержит специальные нормы (элементы закона о налоге или налоговую модель), устанавливающие по каждому налогу субъектов налогообложения или основание для взимания налога, ставку налога или его норму, порядок исчисления и взимания налога, сроки уплаты, льготы по налогу, ответственность плательщиков, порядок обжалования действий органов взыскания, связанных с исчислением и взиманием налогов.
За налогоплательщиком закреплено право получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам законодательства о налогах и сборах (ст. 21 Налогового Кодекса Российской Федерации). Донная норма вменена в обязанность налоговых органов.
Специальные налоговые режимы.
Специальным налоговым, режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно – территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
5. Налоговое регулирование и его особенности в России
Налоговое регулирование — совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения. Это ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль, косвенных налогов, налоговых скидок на инвестиции («налоговый кредит») разнообразных специальных налоговых льгот, поощряющих деловую активность.
Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, стремится к достижению:
— постоянного устойчивого экономического роста;
— стабильности цен на основные товары и услуги;
— полной занятости трудоспособного населения;
— определенного минимального уровня доходов населения;
— социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
— равновесия во внешнеэкономической деятельности.
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить моры по их ограничению и регулированию. По ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цеп, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей и к, тому лее снизится конкуренция на рынке труда. Рост заработной платы стимулирует ускорение автоматизации производства и увеличивает безработицу. Снижение налогов, увеличение государственных расходов на социальные цели порождает бюджетный дефицит, инфляцию, рост цен. Таким образом, сбалансированность, оптимизации налоговых регуляторов — первейшая задача налоговой политики государства.
Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. При помощи сугубо экономических регуляторов, свойственных рыночному хозяйству (налогообложение, кредитование, инвестирование), государство побуждает осуществлять хозяйственную деятельность, удовлетворяющую общественные потребности. Наряду о выполненном чисто фискальной функции система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия па общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех пли иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий па мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного, региональных и местных бюджетов, обеспечивая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.
Основные направления
воздействия финансово-
— бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, па поддержание розничных цен;
— государственные инвестиции в экономику;
— прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избавляет от риска и высвобождает собственные средства компаний;
— введение при необходимости денежно-кредитных ограничений: регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение кредита, валютный контроль;
— лицензирование;
— совершенствование законодательства о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;
— финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— осуществление эффективной налоговой политики.
Заключение
Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.