Налоги их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России. Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
•определить сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
•проанализировать соответствие структуры налоговой системы России теоретическим принципам построения налоговых систем;
•определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Налоги и их классификация.
1.Понятие налога………………………………………………………………..5
2.Виды налога…………………………………………………………………...8
Глава II. Распределение налогового бремени в обществе.
2.1 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике………………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………29
Приложение………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

налоги их классификация.курсовая.docx

— 53.90 Кб (Скачать)

    Из сказанного  можно сделать вывод, что российская  налоговая система построена  таким образом, что реальное  налоговое давление на предприятия  в значительной мере выше, чем  в странах с развитой рыночной  экономикой.

    В связи с  этим при анализе воздействия  налогов на предпринимательскую  деятельность в нашей стране  необходимо учитывать особенности  российской экономики, обязывающие  сопоставлять не уровень среднего  налогового бремени, не величину  налоговой ставок важнейших видов  налогов, а распределение налогов  между категориями плательщиков  и специфику формирования налогооблагаемой  базы.

     В принципе  налоговая система России построена  таким образом, что перед нею  все равны. Не существует какой-либо  “дискриминации” налогоплательщиков, скажем, по формам собственности  или территориальному расположению. Но вместе с тем, в российской  налоговой системе налоговое  бремя перекладывается на определенный  круг налогоплательщиков, вследствие  чего они испытывают чрезмерное  налоговое давление. Одновременно  негативное влияние на сбор  налогов и формирование показателя  среднего налогового бремени  во все большей степени оказывает  теневой сектор экономики. Поэтому  проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связано с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, “расчистки” неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы Налоговый кодекс России, или, как его ещё называют, налоговая конституция страны, после принятия всех его глав кардинально изменил ситуацию с реальным снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.

Для обеспечения экономического подъёма в стране необходимо снижение налогового бремени. Оно должно произойти  за счет изменения числа налогов, за счет отмены не эффективных и  препятствующих развитию производства налоговых платежей: В первую очередь  отмены (на первом этапе резкое снижение ставок) налогов, исчисляемых от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Наконец необходимо снижение налоговой нагрузки по платежам, базой  исчисления которых являются расходы  организаций на оплату труда своих  работников. Речь идет, прежде всего, об отчислениях в государственные  социальные внебюджетные фонды.

В статьях 13, 14 и 15 первой части  Налогового Кодекса РФ введенного с 1 января 2000 года отражен перечень федеральных, региональных и местных налогов, он как минимум в два раза меньше, чем в предшествующем Законе “О налоговой системе Российской Федерации”. В место 49 установленных федеральным  законодательством налогов и  сборов, с 1 января 2001 года взиматься  не более 25. При этом важно подчеркнуть, что с принятием Налогового Кодекса  РФ перечень федеральных, региональных и местных налогов остался  исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной  власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления по-прежнему не вправе установить налог, не предусмотренный Налоговым Кодексом РФ. Для налогоплательщиков его введение означает упрощение их работы по исчислению и уплате налогов, снижение вероятности допущения ошибок и возникновения конфликтных ситуаций с налоговыми органами и существенное снижение налогового бремени.

А также конкретный налогоплательщик будет платить далеко не все налоги и сборы из тех, что предусмотрены  в Кодексе, поскольку среди них  достаточно много специфических, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам  относится в частности, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и  отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах уплачиваемых физическими  лицами.

Если рассматривать установленную  с 1 января 2001 года систему налогов  и сборов с качественной стороны, то здесь также можно отметить достаточно много позитивных изменений. Упорядочение налогообложения в  первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих  налоговый характер. Принципиально  сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой  системы, - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многих государствах с различными налоговыми системами и доказали свою достаточно высокую эффективность, за многие годы их существования к ним адаптировались и российские налогоплательщики.    

Больше  внимание уделено во второй части  Налогового Кодекса налогу на добавленную  стоимость, который является основным источником бюджетных доходов. Его  удельный вес в общей массе  налоговых платежей превышает 20 %.

Раньше вопросы, связанные  с уплатой НДС регламентировались законом РФ “О налоге на добавленную  стоимость”, который содержал всего 8 статей, это было явно не достаточно для столь значимого и непростого налога как НДС. Это, на мой взгляд, служило причиной постоянно возникающих  разногласий между налоговыми органами и налогоплательщиками. В Налоговом  кодексе РФ этому налогу уделено  уже 35 статей. Хотя, к сожалению, наряду с разрешением многих наболевших вопросов, он тоже содержит противоречия и неоднозначные толкования отдельных  положений. И чтобы определиться, по-прежнему надо рассчитывать на официальные  дополнительные разъяснения Министерства по налогам и сборам РФ, которые  готовятся в настоящее время. Как бы не хотелось налогоплательщикам руководствоваться четко прописанным  законодательством, не требующим никаких  пояснений, одинаково понятным налоговым  органам и налогоплательщикам.

Но вторая часть Налогового кодекса положит конец спорам о том, что является объектом налогообложения  при уплате НДС, возникшему из-за некоторых  расхождений в российском законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя черту под всем выше сказанным, еще раз остановимся  на основных моментах работы, выделим  ее ключевые аспекты.

Налоговая система - это  совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке  и используемых государством для централизации  части национального дохода в  бюджетах всех уровней с последующим  перераспределением в интересах  государства. Она  является важнейшим  механизмом системы государственного регулирования экономики и выполняет  следующие функции: обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Оптимально построенная  налоговая система должна, с одной  стороны, обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем  качества налоговой системы страны. Доказано, что при повышении налоговой  нагрузки доходы бюджета сначала  начинают расти, и достигают максимума, а затем резко снижаются, так  как либо предпринимателю не выгодно  развивать производство и он снижает  обороты, сворачивает производство, либо налогоплательщик находит законные и незаконные способы уйти от уплаты налогов.

По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных  уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам налоговые системы различных стран существенно отличаются друг от друга и кажутся на первый взгляд несравнимыми. Однако при более тщательном анализе можно выявить две главные общие черты: постоянный конкретный поиск путей увеличения налоговых доходов государства и построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Специфика перехода Российской экономики к рынку и решение  проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности  состава и структуры налоговой  системы нашей страны. Но какие  бы основания ни выдвигались для  построения  налоговой системы, они  не могут опровергнуть требований экономических  законов.

Любой экономический  закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических  отношений, следовательно, он не может  приспосабливаться к сиюминутным  потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов  и состава законодательной и  исполнительной власти. Власть может  игнорировать аксиомы экономических  закономерностей и тем самым  направлять развитие народного хозяйства  по заведомо ложному пути. История  показала ошибочность этого направления. Ярким примером тому может послужить  экономика СССР, когда в условиях командно-административной системы  управления страной товарно-денежным отношениям отводилась минимальная  роль. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямого  изъятия валового внутреннего продукта, проводившегося на основе государственной  монополии. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий  в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы, что  и подвело страну к финансовому кризису.

Налоговая система, действующая  в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в  нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а  в существующие были внесены изменения. Реформирование налоговой системы  продолжается и по сей день. Введение Налогового кодекса Российской Федерации  положило начало существенным изменениям  в налоговой системе нашей  страны.

Основные положения  о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ,  Законом РФ “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах и сборах.

На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему  России. Закон не предусматривает  четких границ между названными видами платежей, так как всем им присущи  черты обязательности и безэквивалентности.

Налоговый кодекс РФ заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации” и становится основным федеральным законодательным  актом, регулирующим проблемы налогообложения  юридических и физических лиц. Он устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и  отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

В основе Налогового кодекса – принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы, основанные на признании  всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь  дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот  в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В законодательстве также реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующий на территории Российской Федерации.

Классификация налогов  и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных органов  власти Российской Федерации, субъектов  РФ и органов самоуправления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории. Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов и сборов будет препятствовать созданию несовместимых  налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных  ситуаций в результате межбюджетного  соперничества, что будет способствовать сохранению единого Российского  государства.

Однако всех вопросов Налоговый кодекс РФ не решил. Так  и не удалось создать единую комплексную  систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового  года, устранить противоречия в законодательных  актах. До сих пор не до конца принята  вторая часть Налогового кодекса, а  значит тот самый пресловутый  ограниченный перечень налогов и  сборов взимаемых на территории России который указан в первой части  Налогового кодекса РФ, и на который  все так уповают до сих пор  не вступил в силу. Мало внимания  уделено борьбе с системой неплатежей. Но, безусловно, в Налоговом кодексе  РФ содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений  государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.

Не менее важной для России является проблема распределения  налогового бремени. В целом по России, процент изъятия валового внутреннего  продукта в виде налогов и сборов находится на приемлемом уровне, но при рассмотрении данного показателя необходимо учитывать целый ряд факторов, таких например, как:

    • практически полное отсутствие налоговой дисциплины у российского налогоплательщика;
    • так называемый кризис неплатежей, когда налогоплательщик перечисляет в бюджет не столько, сколько он начислил, а столько, сколько он может, у многих налогоплательщиков долги по налоговым платежам прошлых лет давно превысили текущие платежи;
    • по различным оценкам от 25 до 40 процентов российского ВВП производиться на теневом рынке;
    • неоднородность развития различных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в части получаемых ими доходов;
    • наличие в налоговом законодательстве возможности предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек, льгот и других форм вне зависимости от уровня получаемых доходов.

Информация о работе Налоги их классификация