Налоги их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России. Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
•определить сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
•проанализировать соответствие структуры налоговой системы России теоретическим принципам построения налоговых систем;
•определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Налоги и их классификация.
1.Понятие налога………………………………………………………………..5
2.Виды налога…………………………………………………………………...8
Глава II. Распределение налогового бремени в обществе.
2.1 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике………………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………29
Приложение………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

налоги их классификация.курсовая.docx

— 53.90 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГТЭУ)

 

Факультет:

Кафедра:

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:

На тему:

 

 

Выполнена студентом      курса        группы

заочной формы  обучения

направления подготовки:

профиль:

 

_______________________________________

 

 

_______________________________________          

 

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите___________________

 

«___»__________________2013г.                                ____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск 2013

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Налоги и их классификация.

    1. Понятие налога………………………………………………………………..5
    2. Виды налога…………………………………………………………………...8      

Глава II. Распределение налогового бремени в обществе.

2.1 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике………………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………29

Приложение………………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам.

Налоги представляют собой  обязательные и безвозмездные  платежи, установленные законодательством  и осуществляемые плательщиком в  определенном размере и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в  установленном порядке, образует налоговую  систему государства. Налоговые  системы различаются по набору, способам взимания, ставкам налогов, финансовым полномочиям различных уровней  власти. Принципы построения налоговых  систем различаются в федеративных и унитарных государствах.

Осуществляемый в  России переход к рыночным отношениям потребовал выработки новой фискальной политики, играющей ведущую роль в  системе мер государственного воздействия  на экономические процессы в стране. Ведущее место при этом отводится  налоговой системе, отвечающей требованиям  рыночной экономики, то есть системе  стимулирующей, а не подавляющей  экономический рост. В связи с  чем остро встает вопрос распределения  налогового бремени, неотделимый от вопросов формирования налоговой системы.

В условиях рыночной экономики  любое государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой  в виде налогов доли ВВП) в качестве определенного регулятора воздействия  на негативные явления рынка. Налоговая  система является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Для современной России особо  важное значение имеет отработка  принципов построения налоговой  системы применительно к особенностям развития государства федеративного  типа. Специфика перехода экономики  к рынку и решение проблем  взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности  состава и структуры налогообложения. Но какие бы основания ни выдвигались для расширения сферы налоговых изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.

Любой экономический  закон определяет основополагающие принципы функционирования экономических  отношений, следовательно, он не может  приспосабливаться к сиюминутным  потребностям государства и общества в целом, зависеть от политических интересов  и состава законодательной и  исполнительной власти. Власть может  игнорировать аксиомы экономических  закономерностей и тем самым  направлять развитие народного хозяйства  по заведомо ложному пути. Но история  доказала – этот путь тупиковый.

Всем этим и обусловлена  актуальность темы данной работы.

Цель исследования – на основе анализа общих принципов  и экономических законов построения налоговой системы и структуры  налоговой системы Российской Федерации  выявить и обосновать пути совершенствования  современной налоговой системы  России.

Реализация указанной  цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:

    • определить сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
    • проанализировать соответствие структуры налоговой системы России теоретическим принципам построения налоговых систем;
    • определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ.

Предметом исследования является  правовое поле налоговой  системы Российской федерации –  Налоговый кодекс РФ и предшествующие ему законы, согласно которым строилась  налоговая система России до введения современной “Налоговой Конституции” страны, анализ налогового законодательства в его финансовых аспектах – влияния его на экономическое положение страны.

1.1 Понятие налога. Характерные черты и признаки налога. Структура налога.

Понятие «налог» можно  рассматривать с двух самостоятельных  позиций — в узком и широком  смысле слова. В узком смысле налог  представляет собой определенный денежный платеж, осуществляемый плательщиком в бюджет или во внебюджетный фонд в установленном порядке. В широком  смысле налог — это сложная  система отношений, включающая в  себя ряд составляющих (элементов).

Налог как комплексное  экономико-правовое явление представляет собой совокупность определенных взаимодействующих  составляющих (элементов), каждое из которых  имеет самостоятельное юридическое  значение. Выделение самостоятельных  элементов обусловлено особой важностью  отношений, затрагивающих материальные интересы налогоплательщиков. К законодательным  актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования. Как уже указывалось выше, данное положение непосредственно нашло  отражение в законодательстве. В  соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об основах  налоговой системы: «В целях определения  обязанностей налогоплательщика законодательные  акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу  налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки  уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый  оклад».

    Существует также мнение, что “налог – это добровольный платеж экономических субъектов в общегосударственные фонды с целью оплаты общественных товаров и услуг, а также в интересах решения других социально-значимых задач”

 

    Первым элементом налога выступает налогово-правовая норма, т. е. общее правило поведения в налоговой сфере, установленное в определенном порядке и санкционированное компетентным государственным органом. Именно налоговая норма регулирует возникновение и реализацию налоговых обязательств. Без налоговой нормы обязанность уплачивать налог не может считаться «законно установленной» и не влечет для участников налоговой сферы никаких последствий.

Другим основным элементом  налога выступает сам участник налоговых  правоотношений — плательщик налогов (налогоплательщик). Согласно ст. 3 Закона об основах налоговой системы, плательщиками налога являются юридические лица, другие категории плательщиков, физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

Предмет налогообложения представляет собой события, вещи и явления материального мира, которые обуславливают и предопределяют объект налогообложения (квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги). Сам по себе предмет налогообложения не порождает налоговых последствий, в то время как определенное юридическое состояние субъекта по отношению к нему есть основание для возникновения соответствующих налоговых обязательств.

Объект налогообложения — это юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), с которым связано возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог. В соответствии с п.2 ст. 11 Закона об основах налоговой системы обязанность уплачивать налог возникает у лица при наличии у него объекта налогообложения.

К элементу объекта налогообложения  тесно примыкает элемент налогооблагаемой базы, представляющей собой количественное выражение объекта налогообложения. Иными словами, это та стоимостная база, к которой и применяется ставка налога. Налогооблагаемая база может как совпадать, так и не совпадать с объектом налогообложения.

Для установления налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога, т. е. определенную законом физическую характеристику или параметр измерения объекта налогообложения. В то же время единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы. Например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей налогообложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет являться один литр (в других странах — галлон, баррель и т. д.).

Для получения фактических  показателей налогооблагаемой базы необходимо ведение соответствующего учета. Основой для получения  показателей является бухгалтерский учет. Вместе с тем в ряде случаев возникает необходимость ведения специального учета для целей налогообложения (налоговый учет), механизм которого отличен от бухгалтерских методик.

Для того чтобы обеспечить временную определенность существования  налога, необходимо установить налоговый период, т.е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога — размера налога, приходящегося на единицу налогообложения.

Размер налогового обязательства  фиксируется в специальном налогово-отчетном документе, называемом налоговый расчет, который должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок – срок подачи налогового расчета.

      Расчет суммы налога производится по определенной методике (формуле), установленной законодательством и находящей свое отражение в заполнении соответствующих строк и граф налогового расчета. При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, необходимо учитывать налоговые льготы – освобождения или отсрочки от уплаты налогов.

        Сумма налога, причитающаяся взносу в бюджет, именуется налоговым окладом.          

Законодательством устанавливается  и срок уплаты налога, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

 Источник налога — это тот резерв, соответствующий экономический показатель, за счет которого производится уплата налога. Например, чистая прибыль, финансовый результат и т.д. 
 Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет устанавливается порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет.

Получателем налога является бюджет или внебюджетный фонд.

 

 

    1.  Виды налогов и их классификации. 

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие  основания классификации налогов:

  1. По способу взимания налогов;
  2. По субъекту – налогоплательщику;
  3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;
  4. По порядку введения налога;
  5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
  6. По целевой направленности введения налога;
  7. По срокам уплаты налогов.
  8. По характеру отражения в бухгалтерском учете.

 

 

По способу  взимания различают:

        1. Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

- реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);

- личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);

2.  Косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);

- косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);

- фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

 

По субъекту-налогоплательщику:

Информация о работе Налоги их классификация