Налоги их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России. Реализация указанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
•определить сущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
•проанализировать соответствие структуры налоговой системы России теоретическим принципам построения налоговых систем;
•определить пути дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Налоги и их классификация.
1.Понятие налога………………………………………………………………..5
2.Виды налога…………………………………………………………………...8
Глава II. Распределение налогового бремени в обществе.
2.1 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике………………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………29
Приложение………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

налоги их классификация.курсовая.docx

— 53.90 Кб (Скачать)
  1. Налоги, взимаемые с физических лиц;
  2. Налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  3. Смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

 

По органу, который  устанавливает и конкретизирует налоги:

  1. Федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:

- Н Д С;

- Акцизы;

- НДФЛ;

- ЕСН;

- Налог на прибыль предприятий;

- Налог на добычу полезных ископаемых;

- Водный налог;

- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- Государственная пошлина.

2.  Региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

- Налог на имущество организаций;

- Налог на игорный бизнес;

- Транспортный налог.

3.  Местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов:

- Земельный налог;

- Налог на имущество ФЛ.

По порядку  ведения налога:

  1. Общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);
  2. Факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание -- компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные сборы).

 

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый  платеж:

  1. Закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
  2. Регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

 

По целевой  направленности ведения налога:

  1. Абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);
  2. Целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

 

По срокам уплаты налогов:

  1. Срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);
  2. Периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

 

По характеру  отражения в бухгалтерском учете:

  1. Включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);
  2. Уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;
  3. Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
  4. Включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);
  5. Удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике

В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой  нагрузки на макроуровне служит отношение  суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того в бюджет какого уровня или в какой  внебюджетный фонд они поступают, к  объёму полученного валового внутреннего  продукта (ВВП).     

    Данные о степени  налоговых изъятий по отношению  к ВВП в различных странах  приведены в Приложении 1.

     Из этих  данных можно сделать несколько  важных выводов.

     Во-первых, большинство  экономически развитых стран  мира к настоящему времени  практически достигли максимально  возможного уровня перераспределения  через налоговую систему ВВП  и национального дохода. Поэтому  обеспечение дальнейшего роста  поступлений доходов в бюджеты  этих стран возможно в основном  за счет изменения структуры  налоговых изъятий и обеспечения  на этой основе прямой зависимости  роста налогов от роста ВВП.  Увеличение этих стран как  экономическими, так и социальными  негативными последствиями.

     Во-вторых, напрашивается  вывод о том, что налоговое  бремя для российских налогоплательщиков  не столь велико, как это постоянно  трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового  изъятия в России в последние  годы не превышал 32% ВВП.

     Между тем,  те положения, которые абсолютно  ясны и понятны для других  стран, в отношении российской  налоговой системы и её нагрузки  на налогоплательщиков должны  рассматриваться через призму  чрезвычайных особенностей развития  российской экономики на современном  этапе. 

Дело в том, что определение  показателя величины налоговой нагрузки в российской экономике через  удельный вес налоговых поступлений  в ВВП аналогичен показателю “средней температуры по больнице”, где в целом все хорошо, а одна половина больных страдает от предельно высокой температуры, а другая – от допустимо низкой. То же самое и с показателем налоговых поступлений в ВВП в среднем по России. В среднем все вроде бы нормально, налоговая нагрузка находится вроде бы в пределах допустимой нормы, а также показателей многих других стран. И только непосредственный анализ указанного показателя в России показывает, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.

     Рассмотрим, какие  же факторы оказывают благоприятное  влияние на показатель изъятия  налогов в российской налоговой  системе.

     Во-первых, необходимо  иметь в виду, что данный показатель  в России складывается в условиях  практически полного отсутствия  налоговой дисциплины. Далеко не  все налогоплательщики исправно  и в полном объеме платят  в бюджет причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков  платит налоги, но всеми доступными  им законными, а чаще незаконными  способами минимизируют свои  налоговые обязательства. Остальные  налогоплательщики вообще не  платят налоги, одни показывая  так называемые нулевые балансы,  а другие вообще не становятся  на учет в налоговых органах.

     По различным  оценкам в российской экономике  от 25 до 40, ВВП создается в теневом  секторе экономики, подавляющая  часть которого не охватывается  налогами. По данным Минфина России  из-за сокрытия доходов и объектов  налогообложения в консолидированный  бюджет страны недопоступает  ежегодно от 30 до 50 % налогов. В  результате этого законопослушные  налогоплательщики, а это в  основном легальные товаропроизводители,  производят отчисления в государственную  казну в виде налогов, составляющих  около половины произведенного  ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется около  одной трети ВВП.

     Во-вторых, на  показатель налогового изъятия  ВВП в России влияет ещё  и так называемый кризис платежей. Дело в том, что доля изъятия  через налоги ВВП рассчитана  исходя из фактически уплаченных  в бюджет налогов или же  запланированных к поступлению  в бюджет на очередной финансовый  год. Между тем, налоговые обязательства  и их фактическое выполнение  налогоплательщиком в российской  экономике не одно и тоже. Дело  в том, что российские налогоплательщики  уплачивают налоги, в бюджет исходя  не из принципа “сколько положено  по закону и созданной конкретным  налогоплательщиком налоговой базы”,  а исходя из своих реально,  а зачастую и созданных искусственно, низких финансовых возможностей. Иными словами, каждый налогоплательщик  вносит в бюджет не, сколько  надо по закону, а сколько хочет  или может. В результате сложилась  парадоксальная ситуация, когда  долги в бюджет по многим  предприятиям стали существенно  превышать их текущие налоговые  платежи. 

Таким образом, т. е. исходя не из положений налоговых законов, а возможностей, осуществляется и  планирование поступления налогов  в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Минфин России, финансовые органы в субъектах Федерации и органах  местного самоуправления при составлении  проектов соответствующих бюджетов определяют суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего  по разным видам налогов от 70 до 90 % суммы налогов, вытекающих из проектируемой  налогооблагаемой базы.

Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все  виды бюджетов и внебюджетные фонды.

В третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным ещё и потому, что  имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП. Это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих официальных данных на сумму произведенного ВВП в так называемой теневой экономике. Как уже отмечалось, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 25 до 40 % ВВП.

     В четвертых,  немаловажное значение имеет  и та экономическая среда, в  которой приходится осуществлять  финансово-хозяйственную деятельность  и платить налоги российским  налогоплательщикам. Неразвитость  рыночных отношений, экономическая  и социальная нестабильность, несовершенство  и постоянные изменения налоговой  системы страны (которые, хочется  верить отомрут с принятием  в целом Налогового кодекса), разрушение  экономических связей между предприятиями,  непрекращающийся спад производства  и ряд других немаловажных  факторов, не влияя на абсолютный  размер показателя налоговой  нагрузки, относительно увеличивают  налоговое бремя российского  налогоплательщика. Действительно,  в этих условиях налоговая  нагрузка ощущается значительно  острее, чем это было бы при  отсутствии дестабилизирующих экономику  факторов. Российские предприятия  и организации вынуждены нести  налоговое бремя в условиях  убыточной деятельности каждого  второго предприятия и острой  недостаточности финансовых ресурсов. Преобладание в российской налоговой  системе косвенных налогов и  налогов с выручки ещё более  отягощает это положение, вынуждая  предприятия в условиях низкой  рентабельности, а зачастую убыточности,  платить налоги за счет сокращения  собственных оборотных средств.

    Таким образом,  перед российской налоговой системой  стоит задача постепенного ограничения  доли косвенного  налогообложения,  что должно, с одной стороны,  уменьшить относительное налоговое  давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики.

     Налоговый  кодекс России несколько улучшает  структуру налоговой системы  в пользу налогоплательщика, признавая  в целом отмену налогов, уплачиваемых  с выручки. Вместе с тем налог  на пользователей автомобильных  дорог, дорожный налог будут  ещё функционировать не менее  двух лет, хотя и с уменьшенной  ставкой обложения.

     И, пожалуй,  последний фактор, в немалой степени  искажающий сводный показатель  налоговой нагрузки в российской  налоговой системе – неоднородность  экономического развития отдельных  отраслей экономики России, регионов  и видов хозяйственной деятельности  в части получаемых ими доходов.  При этом налоговая система  России предусматривает возможность  предоставления значительного числа  налоговых льгот и преференций  в виде инвестиционного налогового  кредита, налоговых отсрочек и  рассрочек и других форм вне  зависимости от уровня получаемых  доходов. Зачастую подобные преференции  получают как раз те предприятия  и организации, которые имеют  относительно больший доход. С  точки зрения экономической политики  в условиях необходимости государственной  поддержки это правильно, но  с позиции налоговой нагрузки  её распределение осуществляется  неравномерно, и сводный показатель  налогового бремени подлежит  корректировке с учетом этих  условий.

     Немаловажное  значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен  различный налоговый режим для  предприятий разных отраслей  экономики. В частности, освобождены  от большинства видов налогов  предприятия, производящие сельскохозяйственную  продукцию, а также предприятия,  осуществляющего её переработку. 

    Проведение МНС  России обследование нескольких  десятков предприятий различных  отраслей экономики показало, что  предприятия по производству  сельхозпродукции уплачивают в  бюджет примерно 7 коп. с каждого  полученного от реализации продукции  рубля. В то же время средний  показатель налоговой нагрузки  по обследованным предприятиям  составил более 25 коп. с рубля  выручки. Естественно, когда в  целом в стране через систему  налогов перераспределяется около  трети ВВП, то этот показатель  не может учитывать указанную  выше неоднородность налоговой  нагрузки. Поэтому ясно, что налогоплательщики,  не имеющие льготных условий  налогообложения, платят в бюджет  несколько больше, чем это получается  в среднем по стране.

Информация о работе Налоги их классификация