Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что вне системного характера национальной экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Введение 3
1 Национальная экономика и ее структура 4
2 Результаты функционирования национальной экономики и их показатели 14
3 Анализ результатов, направлений и проблем развития национальной экономики Беларуси 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Если говорить о привлечении ПИИ и выполнении плана правительства по приватизации, нельзя сказать, что год был успешным. Каких-либо крупных сделок совершено не было, несмотря на достаточно амбициозные планы, поставленные в начале года. 2010 был выплачен последний из четырех траншей по USD 625 млн за продажу акций ОАО «Белтрансгаз», что в результате составило основную часть от привлеченных ПИИ в страну. Говоря же о других весомых сделках, то можно отметить следующие. Так, безусловно, одной из наиболее крупных сделок была продажа 52% доли ОАО «Минский часовой завод» швейцарской компании “Frank Muller” за USD12.6 млн. В пищевой промышленности можно отметить подписание инвестиционного договора о строительстве логистического центра в Минске с суммой приблизительно равной Eur15 млн между «Белгоспищепром» и кипрской компанией “Lebortovo Capital Partners Limited”. Также весной 2010 литовская компания «Ipsun» выкупила 90% доли «Белфин» и инвестирует USD5 млн с целью налаживания поставок в Беларусь фруктов и овощей. Кроме этого в течение 2010 года Датская пивоваренная компания “Calrsberg” увеличила свою долю акций компании «Оливария» с 30% до 55%, выкупив их за USD10 млн.
Внешняя торговля Беларуси ориентирована, главным образом, на Россию, с которой недавно был образован таможенный союз. Однако можно отметить, что с 2000 по 2010 год внешняя торговля Республики Беларусь в значительной степени переориентировалась на страны ЕС. В то же время сохраняется высокая импортная зависимость от Российской Федерации (рисунок 2.4).
Рисунок 2.4 – Страновая структура экспорта и импорта Республики Беларусь
Проанализируем отраслевую структуру национальной экономики Республики Беларусь по вкладу каждой отрасли в ВВП (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Отраслевая структура национальной экономики в 2005 и 2010 гг.
Анализируя рисунок 2.5, следует отметить, что в целом структура национальной экономики за 5 лет не изменилась. Значительный рост в структуре произошел в строительстве, торговле и общественном питании.
В целом больших структурных изменений в национальной экономике за прошедшую пятилетку не произошло.
Таким образом, для национальной экономики Республики Беларусь характерна высокая степень государственного макроэкономического регулирования с централизованным планированием и ограниченными попытками приватизации. Социально-ориентированная макроэкономическая политика Республики Беларусь до настоящего времени продолжает сохранять доминирующую роль государства в основных сферах национальной экономики. Успехам государственной макроэкономической политики в Беларуси в значительной степени способствовали внешние факторы. Беларусь имела льготное ценообразование на импорт нефти и газа, преимущественный доступ на российский рынок для своей продукции. Однако мировой финансово-экономический кризис, который усугубился национальным финансовым кризисом в 2011 г., стал нарастающим препятствием на пути поступательного развития национальной экономики.
Среди основных достижений государственной макроэкономической политики при управлении национальной экономикой Республики Беларусь до 2011 г. при переходе к рыночной системе хозяйствования следует отметить упрощение процесса регистрации предприятий, упразднение «правила золотой акции» и принятие более 60 декретов и указов, оказывающих влияние на различные аспекты ведения бизнеса. Большинство реформ явилось непосредственно результатом законодательной деятельности Президента Республики Беларусь. Они включают дальнейшее упрощение регистрации и лицензирования и введение новых схем стимулирования инвестиций в приоритетные области.
В условиях долгосрочного мирового финансово-экономического кризиса национальная экономика Республики Беларусь находится в процессе активного реформирования, утверждается частный сектор, предприятия вынуждаются подчиняться рыночным законам, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень.
Следует отметить следующие основные результаты, осуществленные в процессе реформирования национальной экономики Республики Беларусь:
Сложность макроэкономического регулирова
Мировой опыт показывает, что страны, желающие догнать развитые страны, нуждаются в более сильном государственном управлении. Именно оно обеспечило в короткие сроки вхождение СССР в состав не только мировых держав, но и сверхдержав. Без сохранения за государством значительной доли собственности, без индикативного планирования, без стимулирования государством совокупного спроса невозможно не только догнать развитые страны Запада и Востока, но и восстановить экономику в современных кризисных условиях. Государство способно проводить либеральные реформы, но все зависит от того, как оно это делает.
Основные организационные проблемы повышения эффективности роли государства в Республике Беларусь следующие:
Поэтому целесообразным представляется следующий комплекс мероприятий по совершенствованию системы государственного макроэкономического управления экономикой в Республике Беларусь:
- уменьшение влияния отдельных
чиновников на процесс
- интенсификация кадровой
- усиление контроля за
- повышение инвестиционной
- переход к приватизации по
индивидуальным проектам с
- обеспечение интересов государства в акционерных обществах, имеющих в уставных капиталах долю государства.
В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, Национальной программой развития экспорта на 2011—2015 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений развития национальной экономики на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:
- создание необходимых
- опережающее развитие
- стимулирование процесса
- развитие и государственная
поддержка малого
- повышение эффективности
- разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.
Таким образом, был разработан комплекс мер государственного регулирования на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь, среди которых создание макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов; стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики и др.
На основании проведенного исследования
можно сделать следующие
Национальная экономика – исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства. Материальной основой национальной экономики является совокупность производительных сил, объединенных в отрасли. В составе комплексных отраслей промышленности выделяют специализированные отрасли. Характерной чертой национальной экономики Беларуси является углубление взаимосвязи и взаимообусловленности развития отраслей и производств, развитие интеграционных межотраслевых процессов. Межотраслевой комплекс (МК) представляет собой систему производств и предприятий в разных отраслях, объединенных одной программой и целью развития. В составе национальной экономики Беларуси выделяются следующие межотраслевые комплексы: топливно-энергетический; машиностроительный; лесопромышленный; химический; агропромышленный; социальный (производство товаров народного потребления и сфера услуг); строительно-промышленный; транспортный. Территориальная структура национальной экономики отражает распределение производительных сил в территориальном разрезе. Размещение производительных сил – это распределение в пространстве их отдельных элементов. При оценке воспроизводственных возможностей национальной экономики следует учитывать и распространение новых технологий (технологических укладов).
Для национальной экономики Республики Беларусь характерна высокая степень государственного макроэкономического регулирования с централизованным планированием и ограниченными попытками приватизации. Социально-ориентированная макроэкономическая политика Республики Беларусь до настоящего времени продолжает сохранять доминирующую роль государства в основных сферах национальной экономики. Успехам государственной макроэкономической политики в Беларуси в значительной степени способствовали внешние факторы. Беларусь имела льготное ценообразование на импорт нефти и газа, преимущественный доступ на российский рынок для своей продукции. Однако мировой финансово-экономический кризис, который усугубился национальным финансовым кризисом в 2011 г., стал нарастающим препятствием на пути поступательного развития национальной экономики.
Информация о работе Национальная экономика как хозяйственная система на примере РБ