Национальная экономика как хозяйственная система на примере РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что вне системного характера национальной экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Оглавление

Введение 3
1 Национальная экономика и ее структура 4
2 Результаты функционирования национальной экономики и их показатели 14
3 Анализ результатов, направлений и проблем развития национальной экономики Беларуси 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (15).docx

— 15.56 Кб (Скачать)

Если говорить о привлечении  ПИИ и выполнении плана правительства  по приватизации, нельзя сказать, что  год был успешным. Каких-либо крупных  сделок совершено не было, несмотря на достаточно амбициозные планы, поставленные в начале года. 2010 был выплачен последний из четырех траншей по USD 625 млн за продажу акций ОАО «Белтрансгаз»,  что в результате составило основную часть от привлеченных ПИИ в страну. Говоря же о других весомых сделках, то можно отметить следующие. Так, безусловно, одной из наиболее крупных сделок была продажа 52% доли ОАО «Минский часовой завод» швейцарской компании “Frank Muller” за USD12.6 млн. В пищевой промышленности можно отметить подписание инвестиционного договора о строительстве логистического центра в Минске с суммой приблизительно равной Eur15 млн между «Белгоспищепром» и кипрской компанией “Lebortovo Capital Partners Limited”. Также весной 2010 литовская компания «Ipsun» выкупила 90% доли «Белфин» и инвестирует USD5 млн с целью налаживания поставок в Беларусь фруктов и овощей. Кроме этого в течение 2010 года Датская пивоваренная компания “Calrsberg” увеличила свою долю акций компании «Оливария» с 30% до 55%, выкупив их за USD10 млн.

Внешняя торговля Беларуси ориентирована, главным образом, на Россию, с которой  недавно был образован таможенный союз. Однако можно отметить, что с 2000 по 2010 год внешняя торговля Республики Беларусь в значительной степени переориентировалась на страны ЕС. В то же время сохраняется высокая импортная зависимость от Российской Федерации (рисунок 2.4).

 

Рисунок 2.4 –  Страновая структура экспорта и  импорта Республики Беларусь

 

Проанализируем отраслевую структуру  национальной экономики Республики Беларусь по вкладу каждой отрасли в ВВП (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 –  Отраслевая структура национальной экономики в 2005 и 2010 гг.

 

Анализируя рисунок 2.5, следует  отметить, что в целом структура национальной экономики за 5 лет не изменилась. Значительный рост в структуре произошел в строительстве, торговле и общественном питании.

В целом больших структурных  изменений в национальной экономике  за прошедшую пятилетку не произошло.

Таким образом, для национальной экономики  Республики Беларусь характерна высокая степень государственного макроэкономического регулирования с централизованным планированием и ограниченными попытками приватизации. Социально-ориентированная макроэкономическая политика Республики Беларусь до настоящего времени продолжает сохранять доминирующую роль государства в основных сферах национальной экономики. Успехам государственной макроэкономической политики в Беларуси в значительной степени способствовали внешние факторы. Беларусь имела льготное ценообразование на импорт нефти и газа, преимущественный доступ на российский рынок для своей продукции. Однако мировой финансово-экономический кризис, который усугубился национальным финансовым кризисом в 2011 г., стал нарастающим препятствием на пути поступательного развития национальной экономики.

 

 

 

 

3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, НАПРАВЛЕНИЙ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ

 

 

Среди основных достижений государственной макроэкономической политики при управлении национальной экономикой Республики Беларусь до 2011 г. при переходе к рыночной системе хозяйствования следует отметить упрощение процесса регистрации предприятий, упразднение «правила золотой акции» и принятие более 60 декретов и указов, оказывающих влияние на различные аспекты ведения бизнеса. Большинство реформ явилось непосредственно результатом законодательной деятельности Президента Республики Беларусь. Они включают дальнейшее упрощение регистрации и лицензирования и введение новых схем стимулирования инвестиций в приоритетные области.

В условиях долгосрочного мирового финансово-экономического кризиса национальная экономика Республики Беларусь находится в процессе активного реформирования, утверждается частный сектор, предприятия вынуждаются подчиняться рыночным законам, монополия государства ослабевает и государственное управление перемещается на макроуровень.

Следует отметить следующие основные результаты, осуществленные в процессе реформирования национальной экономики Республики Беларусь:

  1. Введение института частной собственности на средства производства, в том числе на землю.
  2. Приватизация государственных предприятий и жилищного фонда.
  3. Представление всем предприятиям и гражданам, в том числе иностранным, свободы экономической, предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической торговли.
  4. Либерализация цен при государственном регулировании их незначительного количества.
  5. Реорганизация государственных и сельскохозяйственных предприятий с отменой обязательного государственного заказа. Создание крестьянских (фермерских) хозяйств.
  6. Формирование рыночной инфраструктуры (биржи, финансовый рынок, рынок труда, учреждения по антимонопольному регулированию и банкротству предприятий).
  7. Утверждение независимости Национального банка Республики Беларусь, введение конвертируемости рубля.
  8. Либерализация личных доходов и расходов.
  9. Введение платности услуг здравоохранения, образования и ряда других учреждений социальной сферы.
  10. Признание и гарантирование политических прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Сложность макроэкономического регулирования в условиях Республики Беларусь состоит в том, что не существует ни теории, ни практического опыта (достаточно продолжительного и убедительного) перестройки национальной экономики, основанной на государственной собственности, в общество с частной собственностью на средства производства и свободой предпринимательства. Имеющиеся научные школы и модели исследуют роль государственного регулирования в сложившихся рыночных условиях экономики. Ошибочно функции государства, присущие рыночной экономике, распространять на переходный период, когда рынок еще нужно создать.

Мировой опыт показывает, что страны, желающие догнать развитые страны, нуждаются в более сильном  государственном управлении. Именно оно обеспечило в короткие сроки  вхождение СССР в состав не только мировых держав, но и сверхдержав. Без сохранения за государством значительной доли собственности, без индикативного планирования, без стимулирования государством совокупного спроса невозможно не только догнать развитые страны Запада и Востока, но и восстановить экономику в современных кризисных условиях. Государство способно проводить либеральные реформы, но все зависит от того, как оно это делает.

Основные организационные проблемы повышения эффективности роли государства в Республике Беларусь следующие:

  1. Авторитарные методы управления, которые сложились в условиях командно-плановой экономики. Новые организационные формы не соответствуют старому содержанию управленческих отношений в государственном аппарате. Поверхностная демократизация не только не ослабила издержки бюрократического стиля, но и в ряде случаев усилила их.
  2. Недостаточным остается нормативно-правовое обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними, так и с населением.
  3. Коррупция и протекционизм являются серьезной проблемой государственного управления, что выражается не только в традиционном взяточничестве должностных лиц или совмещении должностей в государственных органах с предпринимательской деятельностью, но и в прямом сращивании части государственной верхушки с организованной преступностью. Периодически проводятся кампании по борьбе с коррупцией. Так 20.10.2011 в СМИ была опубликована информация, что самая крупная выявленная взятка в Беларуси составила полмиллиона долларов. Отмечается, что средний размер взяток по стране варьируется от $200 до $300. В системе образования взятки получают при приеме экзаменов и зачетов, за написание дипломных и курсовых работ, в милиции – за непривлечение к уголовной ответственности, за досрочный возврат водительского удостоверения, налоговики – за невзимание налогов в полном объеме, врачи – за выдачу больничных.
  4. Недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих, многие из которых не имеют профессионального образования по профилю работы, хотя степень ответственности, важности, уровень требований в системе государственного управления, безусловно, требуют этого. Более того, во многих случаях государственные служащие вообще не имеют высшего образования.
  5. Переизбыток работников государственного аппарата. Последнее имеет место не только на региональном и местном уровнях, что отчасти оправдано необходимостью укрепления самостоятельности этих звеньев управления, расширением их функций; но и на уровне центральных и территориальных аппаратов республиканских органов власти. Так, Президентом страны в своих интервью неоднократно отмечалась необходимость сокращения работников госаппарата.
  6. Остается неэффективной структура государственных органов: нет системности, отсутствует концептуальный характер многочисленных преобразований, приводящих зачастую только к дезорганизации госаппарата, к организационной нестабильности государственных структур.
  7. Снижение престижа государственных органов в глазах рядовых граждан, причем масштабы отчуждения людей от государственного аппарата по некоторым оценкам даже превосходят соответствующий уровень недоверия, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР.

Поэтому целесообразным представляется следующий комплекс мероприятий по совершенствованию системы государственного макроэкономического управления экономикой в Республике Беларусь:

- уменьшение влияния отдельных  чиновников на процесс принятия  решений вследствие снижения  количества процедур и перехода  на принцип «одного окна» при общении субъектов хозяйствования и населения с органами власти;

- интенсификация кадровой политики, снижение количества государственного  аппарата за счет роста его  качества;

- усиление контроля за монополиями,  развитие конкуренции, поддержка малого бизнеса;

- повышение инвестиционной активности, ускорение структурных преобразований, развитие АПК;

- переход к приватизации по  индивидуальным проектам с учетом  возможностей привлечения инвестиций  для развития предприятия;

- обеспечение интересов государства в акционерных обществах, имеющих в уставных капиталах долю государства.

В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, Национальной программой развития экспорта на 2011—2015 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений развития национальной экономики на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:

- создание необходимых нормативных  и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

- опережающее развитие наукоемких  высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

- стимулирование процесса реформирования  реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;

- развитие и государственная  поддержка малого предпринимательства;

- повышение эффективности деятельности  естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

- разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

Таким образом, был разработан комплекс мер государственного регулирования на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь, среди которых создание макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов; стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики и др.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Национальная экономика – исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства. Материальной основой национальной экономики является совокупность производительных сил, объединенных в отрасли. В составе комплексных отраслей промышленности выделяют специализированные отрасли. Характерной чертой национальной экономики Беларуси является углубление взаимосвязи и взаимообусловленности развития отраслей и производств, развитие интеграционных межотраслевых процессов. Межотраслевой комплекс (МК) представляет собой систему производств и предприятий в разных отраслях, объединенных одной программой и целью развития. В составе национальной экономики Беларуси выделяются следующие межотраслевые комплексы: топливно-энергетический; машиностроительный; лесопромышленный; химический; агропромышленный; социальный (производство товаров народного потребления и сфера услуг); строительно-промышленный; транспортный. Территориальная структура национальной экономики отражает распределение производительных сил в территориальном разрезе. Размещение производительных сил – это распределение в пространстве их отдельных элементов. При оценке воспроизводственных возможностей национальной экономики следует учитывать и распространение новых технологий (технологических укладов).

Для национальной экономики Республики Беларусь характерна высокая степень государственного макроэкономического регулирования с централизованным планированием и ограниченными попытками приватизации. Социально-ориентированная макроэкономическая политика Республики Беларусь до настоящего времени продолжает сохранять доминирующую роль государства в основных сферах национальной экономики. Успехам государственной макроэкономической политики в Беларуси в значительной степени способствовали внешние факторы. Беларусь имела льготное ценообразование на импорт нефти и газа, преимущественный доступ на российский рынок для своей продукции. Однако мировой финансово-экономический кризис, который усугубился национальным финансовым кризисом в 2011 г., стал нарастающим препятствием на пути поступательного развития национальной экономики.

Информация о работе Национальная экономика как хозяйственная система на примере РБ