Национальная экономика как хозяйственная система на примере РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что вне системного характера национальной экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Оглавление

Введение 3
1 Национальная экономика и ее структура 4
2 Результаты функционирования национальной экономики и их показатели 14
3 Анализ результатов, направлений и проблем развития национальной экономики Беларуси 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (15).docx

— 15.56 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 
ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность работы обусловлена  тем, что вне системного характера  национальной экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Корректное и научно обоснованное обнаружение закономерностей функционирования национальной экономики всегда имело большое значение. В белорусских условиях проблема раскрытия сущности и закономерностей функционирования национальной экономики приобретает дополнительную актуальность, так как в условиях финансово-экономического и валютного кризиса проблема устойчивого экономического роста является особенно важной.

Таким образом, цель работы – раскрыть понятие, показатели и результаты функционирования национальной экономики Республики Беларусь.

Объект исследования – национальная экономика страны.

Предмет исследования – особенности и направления развития национальной экономики Республики Беларусь.

В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:

- раскрыть понятие национальной экономика и ее структуру;

- охарактеризовать результаты функционирования национальной экономики Республики Беларусь и их показатели;

- провести анализ результатов, направлений и проблем развития национальной экономики.

В ходе написания работы были использованы учебники и учебные пособия по теории и практике развития национальной экономики, статьи и публикации из специализированных журналов.

Использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнительный, исторических аналогий и др.

 

 

1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ СТРУКТУРА

 

 

Национальная экономика – исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства [3, c. 129].

Материальной основой национальной экономики является совокупность производительных сил, объединенных в отрасли. Таким образом, категория «национальная экономика» раскрывается через такие категории как «производительные силы», «отрасли», «межотраслевые комплексы».

Производительные силы – это совокупность субъективных и объективных факторов производства. К субъективным факторам производства относятся трудящиеся – экономически активное население – как главный элемент производительных сил.

К объективным факторам производства относятся средства производства, земля (природные условия и ресурсы), а также научно-технические знания, воплощенные в технологии.

Отрасли – это качественно однородные группы хозяйственных единиц, характеризующиеся особыми условиями производства, однородной продукцией и технологией производства [3, c. 129].

Формирование отраслей происходит в результате общественного разделения труда, которое подразделяют на общее, частное и единичное.

Общее разделение труда представляет собой дифференциацию общественного  производства на крупные сферы – сферу материального производства (и производственных услуг) и непроизводственную сферу (сферу непроизводственных услуг).

К сфере материального производства в первом уровне отраслевого деления  относятся так называемые отрасли  национальной экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, сфера обращения (торговля, материально-техническое обеспечение, заготовки) [12, c. 83].

Непроизводственная сфера включает в себя жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и т.д.

Частное разделение труда предполагает дифференциацию производств в крупных  сферах (отраслях национальной экономики) по следующим признакам:

  • назначение продукции;
  • общность технологических процессов;
  • однородность перерабатываемого сырья.

Так, в отраслевой номенклатуре межотраслевых  балансов в составе промышленности выделяют 11 комплексных отраслей: топливную  промышленность, электроэнергетику  и теплоэнергетику, нефтяную промышленность, черную металлургию, цветную металлургию, химическую и нефтехимическую промышленность; машиностроение и металлообработку, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, промышленность стройматериалов, легкую промышленность, пищевую промышленность [3, c. 130].

Например, пищевая промышленность объединяет предприятия по признаку назначения продукции. Химическая же промышленность объединяет предприятия по признаку общности процесса переработки сырья.

В составе комплексных отраслей промышленности выделяют специализированные отрасли. Например, пищевая промышленность насчитывает 24 специализированные отрасли (кондитерскую, мукомольно-крупяную, мясную, молочную и т.д.). Последние отрасли подразделяются на подотрасли и производства.

Единичное разделение труда предполагает распределение производства по отдельным предприятиям.

Характерной чертой национальной экономики Беларуси является углубление взаимосвязи и взаимообусловленности развития отраслей и производств, развитие интеграционных межотраслевых процессов. Поэтому возникает необходимость согласованного решения многих общегосударственных и территориальных проблем. Это способствует выделению межотраслевых комплексов.

Межотраслевой комплекс (МК) представляет собой систему производств и предприятий в разных отраслях, объединенных одной программой и целью развития.

Экономический смысл выделения  межотраслевых комплексов обусловлен необходимостью создания организационных  возможностей для решения народнохозяйственных проблем и разработки целевых  программ социально-экономического развития.

Территориальный (географический) смысл  выделения межотраслевых комплексов обусловлен необходимостью создания возможностей для связей между элементами экономической  системы в пространстве.

В составе национальной экономики Беларуси выделяются следующие межотраслевые комплексы:

  • топливно-энергетический;
  • машиностроительный;
  • лесопромышленный;
  • химический;
  • агропромышленный;
  • социальный (производство товаров народного потребления и сфера услуг);
  • строительно-промышленный;
  • транспортный.

В МК существуют, в частности, следующие типы связей:

  • по использованию одинаковых или взаимозаменяемых ресурсов;
  • по последовательности стадий технологического процесса;
  • по удовлетворению одинаковых или взаимозаменяемых потребностей;
  • по использованию инфраструктуры [12, c. 83].

Территориальная структура национальной экономики отражает распределение производительных сил в территориальном разрезе. В этом смысле в Республике Беларусь выделяются экономические регионы, территориальные комплексы и территориально-производственные комплексы (ТПК).

Работы по территориальному районированию  в Беларуси проводились уже в 20-х годах. Первоначально они были связаны с районированием сельского  хозяйства. Основательные исследования проводились в Совете по исследованию производительных сил (СОПС) при Госплане СССР, а также в научно-исследовательских институтах АН БССР и Госплане БССР. Ныне эти исследования проводятся в Научно-исследовательском экономическом институте Минэкономики Республики Беларусь и в институте экономики Национальной Академии наук Беларуси [12, c. 84].

Экономическое районирование  национальной экономики применяется как инструмент выделения территориальных комплексов. В этой связи в республике выделяется четыре экономических района: Центральный, Юго-Восточный, Северо-Восточный и Западный. В то же время территория республики делится на три природно-хозяйственных района: Северный, Центральный и Южный.

Территориальные комплексы (ТК) – комплексы отраслей и производств на территории экономического района. ТК отражают территориальный аспект формирования межотраслевых комплексов. Они формируются в соответствии с принципами теории экономического районирования.

Для Беларуси характерны три типа экономических районов, а именно:

  • экономические районы в пределах административных областей (г. Минск и шесть областей); каждая область имеет свой набор отраслей специализации, свой уровень комплексности развития, свои органы управления;
  • внутриобластные экономические районы (подрайоны) (их насчитывается 19). Каждый из них имеет свои отрасли специализации как в пределах областей, так и в масштабах республики. В отличие от областей подрайоны не имею органов управления, так как они не выполняют административных функций;
  • низовые административные экономические районы – это сельские административные районы (их в Беларуси 118), которые можно рассматривать как первичные территориальные подразделения в системе экономического районирования [12, c. 85].

Производство, сформированное на территории отдельных районов, образует территориально-производственные комплексы (ТПК) – как совокупность предприятий и сооружений различных отраслей, расположенных на определенной территории и связанных между собой использованием общерайонных природных и экономических ресурсов, а также общей системой расселения [12, c. 84].

В Республике Беларусь выделяют три типа территориально-производственных комплексов:

1. ТПК многоотраслевого развития (шесть комплексов): Минский (машиностроение); Гомельский (лесная и деревообрабатывающая, пищевая, машиностроение); Могилевский (черная металлургия, химическая); Витебский (легкая, строительных материалов, машиностроение); Гродненский (пищевая, стройматериалов, химическая, стекольная, лесная и деревообрабатывающая, легкая); Бобруйский (химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, стекольная и фарфорово-фаянсовая);

2. Интенсивно-развивающиеся ТПК (11 комплексов): Брестский (электроэнергетика, пищевая, лесная и деревообрабаты-вающая, машиностроение, легкая); Барановичский (легкая, пищевая, машиностроение); Пинский (легкая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая); Молодечненский (лесная и деревообрабатывающая, машиностроение, пищевая, стройматериалы, порошковая металлургия); Лидский (машиностроение, химическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая); Оршанский (легкая); Борисовский (лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, медпрепаратов); Солигорский (химическая, пищевая, легкая); Новополоцкий (топливная, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая); Мозырский (топливная, лесная и деревообрабатывающая, пищевая, стройматериалов); Жлобинский (легкая, стройматериалы, металлургическая, электроэнергетика);

3. ТПК, представляющие собой простые группировки предприятий (два комплекса): Глубокский (пищевая, стекольная и фарфорово-фаянсовая, лесная и деревообрабатывающая); Кричевский (стройматериалы, легкая, пищевая) [3, c. 134].

Размещение производительных сил – это распределение в пространстве их отдельных элементов. Оно осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. Регулируемость и пропорциональность, что предусматривает оптимизацию территориальных пропорций. Этот принцип, в частности, должен проявляться в выравнивании уровня экономического развития отдельных территорий, рационализации экономических связей.

Регуляторами процесса размещения в национальной экономики являются:

  • региональные льготы по налогообложению;
  • льготные кредиты;
  • создание свободных экономических зон;
  • инфраструктурное обеспечение регионов.

2. Рациональность, которая предполагает создание возможностей:

  • максимизации прибыли от функционирования ТК (ТПК);
  • максимизации уровня жизни населения;
  • минимизации уровня экологической напряженности;
  • предотвращения товарного дефицита;
  • обеспечения государственной безопасности.

3. Комплексность, что означает создание на определенной территории трех групп взаимосвязанных отраслей:

  • специализации;
  • обслуживающих и вспомогательных.

Отрасли специализации выражают ориентацию национальной экономики на производство продукции для использования за пределами региона в общей системе разделения труда.

Обслуживающие и вспомогательные  отрасли производства должны обеспечивать эффективное функционирование отраслей специализации. Комплексность развития региона в итоге означает:

а) пропорциональное развитие добывающей и обрабатывающей промышленности с  наличием полезных ископаемых;

б) экономически и социально приемлемый уровень занятости мужского и женского населения;

в) согласованное развитие производства и производственной инфраструктуры;

г) развитие непроизводственной инфраструктуры в соответствии с численностью и  запросами населения.

Комплексность способствует формированию таких взаимосвязей между элементами экономии, когда при эффективном выполнении ими основных своих функций не наблюдается тех или иных диспропорций в производстве или социальной сфере [3, c. 135].

Таким образом, комплексное размещение производительных сил призвано решить следующие задачи:

  • обеспечение эффективного функционирования отрасли;
  • эффективное использование местных условий и ресурсов;
  • ликвидацию или исключение возможности возникновения территориальных диспропорций.

Использование вышеназванных принципов предполагает учет следующих групп факторов при размещении производительных сил:

Информация о работе Национальная экономика как хозяйственная система на примере РБ