Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что вне системного характера национальной экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Введение 3
1 Национальная экономика и ее структура 4
2 Результаты функционирования национальной экономики и их показатели 14
3 Анализ результатов, направлений и проблем развития национальной экономики Беларуси 29
Заключение 34
Список использованных источников 36
Можно заметить, что отличительной особенностью финансовой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП. С 2004 г. из источников финансирования дефицита бюджета исключены кредиты Национального банка, что оказало положительное воздействие на уровень инфляции в республике.
Выплаты по внешнему долгу до сих пор не являлись обременительными для государства.
По оценкам автора на основании публикаций пресс-службы НБРБ и данных электронной страницы НБРБ основная сумма выплат по внешнему долгу Республики Беларусь придется на 2012-2014 гг., когда начнется выплата основных сумм долга по кредитам МВФ в рамках программы stand-by и погашение кредитов Российской Федерации. По данным Национального банка Республики Беларусь на 25.08.2011 г. внешний государственный долг составлял 10,997 млрд. дол. США при утвержденном лимите 11 млрд. дол. Совокупный внешний долг составлял 31,7 млрд. долл. (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Внешний долг Республики Беларусь, млрд. долл.
Примечание: подсчеты автора основаны на публикациях НБРБ, Минэкономики РБ, Министерства финансов РБ
Анализ официальных публикаций
и пресс-релизов показал, что в
настоящее время основными
После распада СССР в 1991 г. большинство членов Содружества Независимых Государств пошли по пути либерализации, приватизации и снижения роль государства в макроэкономическом управлении экономикой. В противоположность им, Республика Беларусь сохранила национальную экономику с централизованным планированием и ограниченными попытками приватизации. Социально-ориентированная макроэкономическая политика Республики Беларусь до настоящего времени продолжает сохранять доминирующую роль государства в основных сферах национальной экономики.
В годы, непосредственно следующие за провозглашением независимости, экономика Республики Беларусь переживала спад, и инфляция была неконтролируемой (рисунок 2.2). Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 г. С 1994 г. начала реализовываться новая стратегия роста и политика кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательство в решения о выделении кредитов центрального банка.
Изначально стратегия роста имела положительные эффекты. Она стимулировала занятость и внутреннее потребление и, до некоторой степени, смягчила эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 г. до 53% в 1996 г., начала расти снова, превысив 200% в 1999 г. (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2010 гг.
В 2000 г. правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет.
Данный комплекс макроэкономических мероприятий по интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов и заработной платы населения, повышение уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен (таблица 2.6).
Таблица 2.6 – Показатели эффективности белорусской экономики 2000-2010 гг.
Показатель |
Год | ||||
2000 |
2004 |
2006 |
2009 |
2010 | |
Численность безработных, в % к экономически активному населению |
2,1 |
1,9 |
1,2 |
0,9 |
0,7 |
Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
114,1 |
109,8 |
117,8 |
104,9 |
110,1 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, в % к пред. году |
112 |
117,4 |
117,3 |
100,1 |
116,6 |
Индекс потребительских цен, в % к пред. году |
207,5 |
114,4 |
106,6 |
13,4 |
7,9 |
Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была отменена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 г. до 2010 г. (не учитывая кризисный 2009 г.) (рисунок 2.2) .
В 2011 году темпы роста валового внутреннего продукта Беларуси снизятся в сопоставимых ценах до 6%, а в 2012 году – до 5,5%. Об этом со ссылкой на данные Всемирного банка говорится в отчете исследовательской группы BusinessForecast.by «Обзор экономики Беларуси в 2011 г.: Анализ и прогноз основных рисков. Январь 2011 г.».
В абсолютном выражении ВВП Беларуси в текущих ценах возрастет до $56,6 млрд в 2011 г. и до $62,6 млрд в 2012 г., что в расчете на душу населения составляет $5949,9 и $6613,5 соответственно.(Таблица 2.6.1)
Таблица 1. Прогноз Всемирного банка по экономике Беларуси в 2011-2012 гг.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
А. Темпы роста расходов в реальном выражении, % | |||||
1. ВВП в рыночных ценах |
10,2 |
0,2 |
7,0 |
6,0 |
5,5 |
2.Частное потребление |
16,3 |
0,4 |
7,3 |
4,1 |
4,3 |
3.Государственные расходы |
0,3 |
-1,4 |
1,0 |
2,4 |
2,5 |
4. Инвестиции в основной капитал |
21,4 |
4,7 |
3,0 |
4,2 |
5,3 |
5. Экспорт |
2,1 |
-8,2 |
6,0 |
7,2 |
5,4 |
6. Импорт |
16,5 |
-8,6 |
3,4 |
3,6 |
3,6 |
Б. Вклад в прирост ВВП, п.п. | |||||
1. Частное потребление |
9,0 |
0,2 |
4,3 |
2,4 |
2,5 |
2. Частное потребление |
0,1 |
-0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
3. Инвестиции в основной капитал |
7,0 |
1,7 |
1,1 |
1,5 |
1,9 |
4. Чистый экспорт |
1,2 |
-4,3 |
2,9 |
3,4 |
2,6 |
В. Ценовые дефляторы, % | |||||
1. ВВП в рыночных ценах |
20,9 |
-20,3 |
-0,4 |
5,0 |
4,8 |
2. Частное потребление |
15,7 |
-13,7 |
0,5 |
4,2 |
4,5 |
3. Экспорт |
31,4 |
-26,8 |
-3,4 |
-1,1 |
1,3 |
4. Импорт |
17,7 |
-20,1 |
-3,4 |
-3,8 |
-0,8 |
Структура ВВП, % | |||||
1. Частное потребление |
52,8 |
57,3 |
57,9 |
56,5 |
55,6 |
2. Государственные расходы |
16,8 |
17,2 |
16,3 |
15,7 |
15,2 |
3. Инвестиции в основной капитал |
32,2 |
35,1 |
34,1 |
33,3 |
33,1 |
4. Изменение запасов |
4,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,2 |
5. Общие инвестиции (валовое накопление основного капитала) |
36,6 |
36,6 |
35,5 |
34,5 |
34,3 |
6. Экспорт |
61,9 |
52,2 |
50,1 |
47,7 |
46,1 |
7. Импорт |
69,8 |
63,8 |
59,8 |
53,6 |
49,8 |
Г. Для справки | |||||
1. Объем номинального ВВП, млрд. долл. |
59,8 |
47,7 |
50,9 |
56,6 |
62,6 |
2. Численность населения, млн чел. |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,5 |
9,5 |
3. Среднедушевой ВВП в текущих ценах, долл. |
6197,4 |
4969,2 |
5322,0 |
5949,9 |
6613,5 |
4. Темп роста средне-душевого ВВП в реальном выражении, % |
10,7 |
0,7 |
7,5 |
6,5 |
6,0 |
5. Курс доллара США, руб. |
2136,0 |
2789,5 |
2979,3 |
3046,2 |
3096,1 |
По оценкам экспертов
Так, в долларовом эквиваленте ВВП Беларуси в 2010 г. возрос на $5,406 млрд (или на 11%) до $54,435 млрд (рекордный показатель был достигнут в докризисном 2008 г. – $60,4 млрд). В расчете на душу населения ВВП страны в 2010 г. составил $5740,2 (в текущих ценах). При расчете использовался средневзвешенный курс белорусского рубля: в 2009 г. – 2803,27 руб., а в 2010 г. – 2993,74 руб.
Таким образом, в 2010 г. Беларуси, несмотря на удорожание российских энергоносителей, удалось сохранить относительно высокие темпы экономического роста. После кризисного 2009 г. белорусская экономика начала заметно восстанавливаться в прошлом году (см. рисунок 2.2.1).
Рисунок 2.2.1. Темпы роста ВВП Беларуси в 2006-2010 гг., в % к аналогичному кварталу предыдущего года (фактические данные и полиномиальный тренд)
Успехам государственной макроэкономиче
Центральным органом в сфере макроэкономического регулирования, реализующим денежно-кредитную политику является Национальный банк Республики Беларусь.
Национальный банк в соответствии
с законодательством
- порядок ведения кассовых
- правила хранения, инкассации
и перевозки денежной
- правила осуществления
- порядок определения признаков платежности наличных денег, замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения.
В области безналичного денежного оборота Национальный банк определяет:
- основные принципы построения платежных систем и порядок их применения;
- правила банковских переводов;
- формы безналичных расчетов;
- стандарты платежных
Главными задачами макроэкономического регулирования при проведении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь являются:
- определение норм обязательных резервов;
- учетных ставок по кредитам;
- проведение операций на
Денежно-кредитная политика в 2006 –
2010 годах была направлена на достижение
и поддержание с помощью
Денежно-кредитная политика Беларуси в 2011 году направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития, что находится в полном соответствии с проектом Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год.
С момента провозглашения независимости и до недавнего времени государственная макроэкономическая политика, оказывающая воздействие на привлекательность инвестиционного климата Республики Беларусь, носила изменчивый характер. Так, в 1997 г. правительство ввело «правило золотой акции», которое разрешило вмешательство государства в управление частично приватизированными компаниями. В 2005 г. данное положение было пересмотрено таким образом, что оно могло применяться независимо от того, сохраняет государство долю в приватизированных активах или нет. Однако «правило золотой акции» широко не применялось. По официальной информации, оно было использовано в 14 акционерных обществах из 1600. Данное правило было упразднено в 2008 г. как часть инициатив по улучшению общего инвестиционного климата.
Анализ рисунка 2.3 позволяет сделать вывод, что общий приток ПИИ в Республику Беларусь долгое время оставался на низком уровне и лишь в последние несколько лет наблюдается их рост в ответ на предпринятые меры в области стимулирования притока иностранных инвестиций.
Рисунок 2.3 – Приток ПИИ в Республику Беларусь в 1992-2010 гг., млрд. долл.
Однако значительный рост объема прямых иностранных инвестиций в 2007 г. в большой степени зависел от разовых инвестиций, таких как первый платеж российского государственного предприятия «Газпром» в сумме 625 млн. долл. в счет приобретения 50-процентной доли в предприятии «Белтрансгаз» и приобретение предприятием «SB Telecom» за 500 млн. долл. принадлежащих государству акций компании мобильной связи МЦС.
Если говорить более конкретно об основных источниках внешнего капитала, не учитывая внешние кредиты и займы, то можно выделить следующее. 2010 стал годом, когда Беларусь произвела дебютное размещение своих долговых обязательств на мировых фондовых биржах. Летом этого года Беларусь разместила свои еврооблигации со сроком погашения 5 лет на общую сумму USD1 млрд и средневзвешенной доходностью в 8.7%. Несмотря на достаточно высокую ставку доходности к погашению нельзя не отметить плюсы, приобретенные Беларусью в результате их выпуска. Так, страна получила доступ к рынку длинных ресурсов. Евробонды – это инструмент, который позволяет привлекать финансовые ресурсы на длительный срок. Кроме этого размещение еврооблигаций простимулировало рост интереса иностранных инвесторов к стране, т.к. любой подобный выход на фондовый рынок сопровождается глубоким и детальным анализом ситуации в экономике, отчет о проведении которого является открытым для публичного доступа, и эмиссия бумаг является своего рода сигналом о целесообразности обратить внимание на страну и ее потенциал.
Информация о работе Национальная экономика как хозяйственная система на примере РБ