Национальная экономика как хозяйственная система на примере РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что вне системного характера национальной экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Оглавление

Введение 3
1 Национальная экономика и ее структура 4
2 Результаты функционирования национальной экономики и их показатели 14
3 Анализ результатов, направлений и проблем развития национальной экономики Беларуси 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (15).docx

— 15.56 Кб (Скачать)
  • организационно-экономические (концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства);
  • природные условия и ресурсы;
  • социально-экономические (экономико-географическое положение, научный и производственный потенциал территории, население, трудовые ресурсы, экологические факторы и т.д.).

Например, известная компания «General Electric» при размещении производства учитывает 187 факторов.

При оценке воспроизводственных возможностей национальной экономики следует учитывать и распространение новых технологий (технологических укладов). Специалисты выделяют пять таких укладов, которые применяло и применяет человечество:

  • Первый: начало с 1790 г. с использованием в производстве угля, пара, новых технологий в текстильной промышленности;
  • Второй: начало с 1840 г. в связи с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства;
  • Третий: начало с 1890 г. в связи с внедрением в производство электроэнергии, двигателей внутреннего сгорания, химических технологий;
  • Четвертый: начало с 1940 г. в связи с внедрением электроники;
  • Пятый: начало с 70-х гг. ХХ в. в связи с внедрением информационных технологий, микроэлектроники, биотехнологий.

Предполагается, что шестой технологический уклад будет связан с биосовместимыми технологиями [12, c. 97].

Республика Беларусь, в соответствии с ее природными и другими условиями, а также, принимая вызовы современного развития, должна делать упор на дальнейшее развитие пятого технологического уклада и переходить к шестому. На этом должна строиться конкурентоспособность ее продукции на внешнем рынке. Пока же доля высокотехнологичных продуктов в ее экспорте составляет всего 4%, что крайне недостаточно.

Рассмотрим основные показатели измерения эффективности национальной экономики.

Система национальных счетов – это упорядоченная совокупность информации о макроэкономических процессах [17, c. 89].

Главная функция системы национального  счетоводства – предоставление экономической информации о состоянии основных сфер национальной экономики. По сути дела СНС выступает как макроэкономическая модель рыночной экономики, так как здесь в полном объеме отражены процессы национального воспроизводства. В показателях, которые рассчитываются в СНС, отражаются все основные аспекты функционирования современной национальной экономики, а также параметры экономического роста, институциональная и отраслевая структура национальной экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, состояние торгового и платежного баланса. Поэтому в странах с рыночной экономикой информация и аналитические обобщения, предоставляемые национальным счетоводством, в обязательном порядке используются при подготовке и принятии экономических и политических решений. Система национальных счетов — это макроэкономическое бухгалтерское цифровое отображение доходов за определенный хозяйственный период (обычно 1 год). Понятие «макроэкономическое» означает всеобщий анализ экономических процессов на уровне хозяйства страны, «бухгалтерское» подразумевает двойную запись хозяйственных операций по системе бухгалтерских счетов, т. е. по принципу баланса. Для экономики страны в целом предусматривается составление всех счетов – это сводные счета. Они отражают с одной стороны, отношение между национальной экономикой и экономиками иных стран, а с другой – отношение между различными показателями функционирования национальной экономики.

В модели национальных счетов отражают такие разделы как:

- Производство

- Потребление

- Капитальные вложения

- Внешнеэкономическая деятельность.

Отправным пунктом определения  показателей макроэкономики считается объем годового совокупного производства товаров и услуг. В системе национальных счетов данным показателем является валовой внутренний продукт (ВВП). Этот показатель дает общее представление о динамике экономического развития страны в целом и используется для измерения национального благосостояния (при этом рассчитывают ВВП на душу населения); измерения производительности труда (ВВП в расчете на один час отработанного рабочего времени). Показатель ВВП отражает конечный результат деятельности экономических единиц — резидентов — как в сфере материального производства, так и в сфере услуг.

ВВП — это совокупная рыночная стоимость произведенных конечных товаров и услуг в экономике данной страны за год. При этом стоимость промежуточных товаров и услуг не входит в ВВП, ибо в противном случае показатель содержал бы повторный (двойной) счет и не удовлетворял бы требованиям охарактеризовать совокупный объем производства в стране, регионе за рассматриваемый период времени [17, c. 91].

Другим макроэкономическим показателем  является валовой национальный продукт (ВНП). Его исчисление органами статистики являлось важным условием внедрения  системы национального счетоводства в стране. ВНП исчисляется для национальной экономики, которая охватывает деятельность только резидентов, причем независимо от их местонахождения: на экономической территории данной страны или за ее пределами. Отличие этого показателя от ВВП (ВНП — его модификация) связано с особенностью структуры экономики в условиях рынка. Валовой национальный продукт (ВНП) — это совокупная рыночная стоимость всего конечного объема товаров и услуг независимо от территориального местоположения отечественных фирм и компаний (в своей стране или за рубежом) за год [17, c. 91].

Таким образом, ВНП отличается от ВВП  на величину чистых факторных доходов (ЧФД) из-за рубежа, которая может  иметь и положительное, и отрицательное значение.

Чистый внутренний продукт рассчитывается, если из ВВП вычесть «отчисления на потребление основного капитала» (при использовании метода потока доходов) или замещающие инвестиции, если при расчете объема ВВП используется метод потока расходов [17, c. 91].

Номинальный ВВП рассчитывается в ценах текущего года, а реальный ВВП – в сопоставимых (то есть постоянных, базисных) ценах, что дает возможность оценить изменение физического объема выпуска за определенный промежуток времени. На величину номинального ВВП оказывают влияние два процесса: динамика реального объема производства; динамика уровня цен. Более объективным показателем, характеризующим экономический рост в стране является реальный ВВП.

Экономическое содержание категории  «национальное богатство» многоаспектно и представляет собой цель экономической деятельности любого государства, совокупность материальных благ, совокупность накопленных материальных и нематериальных активов, показатель оценки итоговых результатов развития страны, совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающей возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. В современной экономической литературе национальное богатство рассматривается как показатель системы национальных счетов. С переходом Беларуси на систему национальных счетов, важным стало не только, сколько произвели, кто произвел и какова роль собственных и иностранных факторов, но и сколько при этом было использовано ресурсов, ценой удалось их добыть и применить, какова польза для каждого гражданина и для общества в целом. Национальное богатство, как правило, определяется как природно-имущественно-интеллектуальный комплекс, который предполагает не только реальные или осязаемые активы страны (земля, строения, оборудование, материальные запасы), но и представительные формы богатства (деньги, облигации, неосязаемые активы, бумажные деньги).

Таким образом, национальная экономика – исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства. Материальной основой национальной экономики является совокупность производительных сил, объединенных в отрасли. В составе комплексных отраслей промышленности выделяют специализированные отрасли. Характерной чертой национальной экономики Беларуси является углубление взаимосвязи и взаимообусловленности развития отраслей и производств, развитие интеграционных межотраслевых процессов. Межотраслевой комплекс (МК) представляет собой систему производств и предприятий в разных отраслях, объединенных одной программой и целью развития. В составе национальной экономики Беларуси выделяются следующие межотраслевые комплексы: топливно-энергетический; машиностроительный; лесопромышленный; химический; агропромышленный; социальный (производство товаров народного потребления и сфера услуг); строительно-промышленный; транспортный. Территориальная структура национальной экономики отражает распределение производительных сил в территориальном разрезе. Размещение производительных сил – это распределение в пространстве их отдельных элементов. При оценке воспроизводственных возможностей национальной экономики следует учитывать и распространение новых технологий (технологических укладов).

 

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИХ ПОКАЗАТЕЛИ

 

 

На протяжении последнего десятилетия  Беларусь переживала беспрецедентный период роста при сохранении экономической модели, основанной на активной роли государства в национальной экономике. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста явился глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2010 гг., который воздействует на экономику Беларуси по трем основным направлениям: снижение спроса на товары и услуги белорусских производителей на внешних рынках; протекционистская политика государств; проведение валютной политики зарубежными странами. Относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен, низкий уровень инвестиций также требуют активного вмешательства государства в сфере макроэкономического регулирования. В 2011 г. функционирование национальной экономики усложнилось ввиду острого валютного кризиса.

Для более полной и глубокой характеристики предмета исследования рассмотрим систему управления национальной экономикой Республики Беларусь как хозяйственной системой. Покажем особенности управления национальной экономикой РБ можно при помощи рисунка 3.1.

Рисунок 2.1 – Структура республиканских органов государственного управления Республики Беларусь

Совет Министров (Правительство Республики Беларусь) является центральным органом государственного управления Республики Беларусь. Компетенция Совета Министров определена Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 7 июля 1998 года "О Совете Министров Республики Беларусь".

В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту Республики Беларусь (по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности) и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь

Совет Министров взаимодействует с Национальным банком Республики Беларусь в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь и по другим вопросам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством определяет вместе с местными Советами депутатов степень и порядок их участия в выполнении общегосударственных программ, совместных проектов, рассматривает предложения этих Советов. В целом структура государственного управления Республики Беларусь состоит из 25 министерств и 7 комитетов [4, c. 223].

Эффективность бюджетного процесса является ведущим показателем эффективности  государственного управления. На основе анализа таблицы 2.1 можно сделать вывод, что к моменту приобретения Республикой Беларусь суверенитета доля консолидированного бюджета в ВВП составляла 32,4 % (таблица 2.1). Затем в течение последующих лет этот показатель возрастал, что было связано с необходимостью централизации в бюджете финансовых ресурсов для осуществления социально-экономической политики в условиях самостоятельности.

 

Таблица 2.1 – Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь, % к ВВП

 

Доходы бюджета

1992

1996

2001

2007

2010

Без учета целевых  бюджетных фондов

32,4

27,9

28,4

35,4

35,3

С учетом целевых  бюджетных фондов

-

-

34,9

46,3

46,1


 

Анализ таблицы 2.2 показывает, что за 1995—2010 гг. значительно увеличился охват бюджета за счет поэтапного включения в него внебюджетных средств государства (таблица 2.2). В 2004 г. в бюджет включен Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) Министерства труда и социальной защиты, в 2005 г. — инновационные фонды, в 2006 г., с принятием Закона о бюджете, — фонд развития строительной науки.

 

Таблица 2.2 - Консолидация государственных финансов в бюджете Республики Беларусь, % к ВВП

 

Наименование  показателя

2005

2009

2010

НДС

24,5

28,8

38,35

Налоги на доходы и  прибыль

11,1

11,7

9,1

Акцизы

5,7

12,1

11,9

Налоговые доходы от ВЭД

7,6

36,1

26,5


 

Таблица 2.3 - Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2010 г., трлн. руб.

 

Расходы по бюджету за 2010 г. представлены по новой функциональной классификации, особенностями которой являются: сокращение количества разделов (до 10) и подразделов функциональной классификации расходов с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства, отражение целевых бюджетных фондов в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям (таблица 2.3).

Можно сделать вывод, что за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в проведении бюджетной политики в Республике Беларусь, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы.

Важными показателями эффективности  государственного финансового контроля и финансовой безопасности страны являются показатели государственного долга и дефицита государственного бюджета. Анализ показывает, что показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в установленных пределах.

В таблице 2.4 показана динамика изменения бюджетного дефицита с 1998 г.

 

Таблица 2.4 - Динамика дефицита консолидированного бюджета Республики Беларусь

 

Год

Показатель

Дефицит (-), профицит (+), абсолютное значение, млрд р.

% к доходам бюджета

% к расходам бюджета

% к ВВП

1998

-9995

4,2

4

-1,4

2000

-55,4

1,7

1,7

-0,6

2002

-45,5

0,52

0,51

-0,17

2004

20,5

0,09

0,09

0,04

2009

-2800

5,1

4,9

-2,1

2010

-2700

5,3

5,1

3

2011

-6000

18,1

15,4

1,5

Информация о работе Национальная экономика как хозяйственная система на примере РБ