Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика является объектом изучения различных

экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития

в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика

промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же

теория рассматривает национальную экономику как целостную систему,

раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации,

домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое

целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда,

производящие товары или услуги.

Оглавление

Введение.

1.Понятие национальной экономики, ее цели.

1.1.Цели национальной экономики

1.2.Занятость населения, как фактор экономики.

1.3Структура национальной экономики, ее виды.

2.Система и виды макроэкономических пропорций.

2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.

3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования

национальной экономики.

3.1Прогнозирование экономического развития РБ.

4. Методы регулирования экономики.

5.Понятие национального продукта и система национальных счетов

(СНС).

5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.

Структура СНС.

6.ВВП, его формы и методы измерения.

6.1ВНП. Номинальный и реальный ВВП.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по нэ.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

институциональными  единицами.

Т.о., товарно-денежные потоки осуществляются  институциональными  единицами

на  микроэкономическом уровне.

Денежная  масса в стране зависит от скорости обращения денег, уровня  цен  и

величины  реального НП. Это выражено в классическом уравнении обмена:

                                                                    МV = РУ, 

где М - денежная масса в обращении;

V - скорость обращения денег;

Р - индекс цен на готовые товары и  услуги;

У - реальный национальный продукт. 

Преобразованное  данное уравнение:

                                  М = РY/V. 

Количество  денег в обращении прямо пропорционально  росту номинального НП  и

обратно пропорционально скорости обращения  денег.

На  основе уравнения обмена можно сделать  многие важные выводы  относительно

анализа  макроэкономики  на  правительственном  уровне,  в  том  числе   по

управлению  инфляцией, уровнем цен и экономическим ростом.  Особенно  важно

учитывать структурные изменения в производстве и  распределении  НП.  Здесь

главенствуют  деньги в качестве сбережений  -  той  части  доходов  домашних

хозяйств, которая не используется для потребления  и уплаты  чистых  налогов

(налоги  за  вычетом  трансфертных  платежей  правительства).  В   рыночном

хозяйстве равновесие  между  сбережениями  и  инвестициями  регулируется  с

помощью  финансовых  рынков  или  рынков  денег.  Чтобы  превратить  потоки

сбережений в потоки инвестиций,  существуют  каналы  прямого  и  косвенного

финансирования. Прямой способ финансирования - это  перемещения  сбережений

от  их  собственников  к  заемщикам  путем  выпуска  ценных  бумаг:  акций,

префакций, облигаций и т.п. При этом собственники сбережений довольно часто

получают  право долевого  участия  в  собственности  на  капитал  корпорации

(фирмы). Такое  финансирование  еще   называют  капитальным.  Вторая  группа

каналов связана с косвенным финансированием,  осуществляемым  через  особый

сектор  экономики  -  сектор  финансовых  организаций,  в  который   входят

финансовые  посредники: коммерческие банки, инвестиционные компании, чековые

фонды, валютные и фондовые биржи, страховые  компании,  ссудосберегательные

компании, ипотечные  банки.  Через  финансовых  посредников  перекачивается

существенная  часть всех  денежных  потоков  сбережений  домашних  хозяйств.

Финансовые  корпорации  представляют  собой  важнейший  сектор  экономики  в

условиях  рынка.  Кроме  секторов  нефинансовых   предприятий,   финансовых

организаций, домашних хозяйств и сектора  правительственных  учреждений,  в

национальной  экономике  функционирует  сектор  некоммерческих  организаций

(НКО), в который входят не  субъекты  хозяйствования,  а  институциональные

единицы,  призванные  обслуживать   домашние   хозяйства,   в   том   числе

профессиональные,  творческие   и   другие   союзы,   партии,   религиозные

учреждения, общества,  ассоциации,  фонды  и  пр.,  т.е.  институциональные

единицы, целью деятельности которых не является  извлечение  прибыли.  Этот

сектор  существует за  счет  членских  взносов,  пожертвований,  субсидий  и

других  целевых средств, получаемых из других секторов экономики.

По  всем указанным секторам  в  СНС  составляется  как  минимум  10  счетов:

производства,  образования  доходов,  первичного   распределения   доходов,

вторичного  распределения доходов, операций с  капиталом, финансовый,  прочих

изменений в активах, переоценки материальных ценностей, текущих операций по

ВЭД, балансовый счет.

        До сих  пор  были  охарактеризованы  денежные  потоки  в  замкнутой

экономической  системе.  Однако  Беларусь   представляет   собой   открытую

экономическую систему, связанную с  иностранными  экономическими  системами

(«остальной  мир») посредством экспорта и импорта товаров и услуг,  а  также

мировых финансовых рынков. Механизм экспорта, импорта и финансовых операций

с «остальным миром» может  способствовать  притоку  иностранного  капитала,

если  экспорт товаров и услуг превышает  их  импорт,  и наоборот  -  оттоку

денежного капитала в валюте, если  импорт  товаров  и  услуг  превышает  их

экспорт. Кроме того, через финансовые операции в форме займов  и  кредитов,

покупок и продаж ценных бумаг  приводятся  в  движение  потоки  доходов  от

собственности внутри страны и за рубежом.

Операции  с «остальным миром» получают отражение  в СНС как по текущим, так и

капитальным затратам в национальную экономику.

  НП  выступает  в  виде  расходов  реального  сектора   на  производство  и

инвестиции. Правительство образует дополнительные потоки  товаров  и  услуг

для общественного потребления, пуская на эти цели чистые налоги и госзаймы.

Финансовые  рынки, рынки продуктов и ресурсов обслуживаются через финансовых

посредников, т.е. через финансовые корпорации.  Следует также подчеркнуть

существование трех видов денежных  средств,  которые  не  идут  на  покупку

товаров и услуг, произведенных для внутреннего  рынка.  Это  чистые  налоги,

поступающие  в  распоряжение  правительства;  сбережения,   попадающие   на

финансовые  рынки (рынки ценных бумаг, кредитные  и  валютные  рынки)  через

финансовых  посредников или минуя их; наконец,  компенсационные  платежи  по

импорту, которые уходят в иностранные  экономические системы.

Эти три части НД, не используемые на покупку товаров и услуг, произведенных

внутри  страны, носят название «утечки». В  противоположность «утечкам»  есть

три  вида  так  называемых  инъекций.  К  инъекциям  относятся  расходы  на

финансирование   НП,   осуществляемые   непотребителями.   Речь   идет   об

инвестициях, государственных  закупках  и  денежном  покрытии  экспорта  от

«остального мира» (ввоз валюты). Сумма инъекций  и  потребления  составляет

национальный  продукт, который равен национальному  доходу.

Основой информационного обеспечения СНС выступает первичный  статистический

и бухгалтерский учет, его  интеграция  через  бухгалтерскую,  финансовую  и

другие  виды отчетности в СНС.

  Переход к СНС  следует   рассматривать  как  длительный  поэтапный  процесс

совершенствования и преобразования системы бухгалтерского и статистического

учета  в  форму,  пригодную  для  макроэкономического  анализа  и  прогноза

развития  национального хозяйства в разрезе  секторов и отраслей экономики.

Цель  СНС - получить полную  картину  экономической  деятельности  страны  с

помощью системы взаимосвязанных счетов и таблиц по секторам и отраслям.

На  основе СНС необходимо решать задачи  повышения  оперативности  получения

статистических  данных  о  произведенном  ВВП,  НД,  конечном  потреблении,

валовой прибыли, национальном сбережении и др.  Можно  с  высокой  степенью

вероятности   предсказать,   что   от    годовой    периодичности    данных

макроэкономических  показателей  статистика  Беларуси  сможет   перейти   к

полугодовому, затем - к поквартальному режиму их разработки.  Это  позволит

прогнозировать  тенденции  в  социально-экономическом   развитии   секторов

экономики, отраслей и подотраслей национального  хозяйства.

Наряду  с классификацией  (делением)  национального  хозяйства  по  признаку

разделения  труда и специализации производства, в основу управления  (учета,

анализа,  регулирования)  экономикой  в  СНС  в   зависимости   от   целей,

выполняемых    институциональными    единицами,    берутся     определенные

экономические и социальные признаки, предполагающие  деление  национального

хозяйства на секторы экономики.  Подобное  деление  делает  сектор  главным

компонентом экономики  по  отношению  к  отрасли,  а  последняя  становится

вторичным подразделением по отношению к каждому  из секторов.

Бесспорно, осуществлять статистический учет и  анализ  в  разрезе  секторов

экономики  значительно  эффективнее,  чем  по  отраслям   экономики,   т.к.

становится  предельно ясным на макроэкономическом уровне, «кто есть  кто»  и

какой вклад вносит каждый сектор в социально-экономическое развитие  страны

в целом. Только после этого  можно  адресно  решать  проблему  регулирующих

воздействий на ту или иную отрасль экономики  в  целях  повышения  темпов  и

Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития