Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Национальная экономика является объектом изучения различных

экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития

в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика

промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же

теория рассматривает национальную экономику как целостную систему,

раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации,

домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое

целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда,

производящие товары или услуги.

Оглавление

Введение.

1.Понятие национальной экономики, ее цели.

1.1.Цели национальной экономики

1.2.Занятость населения, как фактор экономики.

1.3Структура национальной экономики, ее виды.

2.Система и виды макроэкономических пропорций.

2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.

3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования

национальной экономики.

3.1Прогнозирование экономического развития РБ.

4. Методы регулирования экономики.

5.Понятие национального продукта и система национальных счетов

(СНС).

5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.

Структура СНС.

6.ВВП, его формы и методы измерения.

6.1ВНП. Номинальный и реальный ВВП.

Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по нэ.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

система, рано или поздно интегрирующаяся  в мировое рыночное хозяйство.

     во-вторых, нельзя менять складывающиеся  «правила игры»  (хозяйственное

законодательство) так часто. Хорош тот закон, который всеми выполняется,  а

не  тот, который постоянно изменяется и  дополняется.  Так  мы  не  создадим

правового государства  и  законопослушных  граждан,  включая  хозяйствующих

субъектов.

    в-третьих, законодатели не всегда принимают во внимание, что чем  лучше

тот или иной закон учитывает материальные интересы  населения  страны,  тем

богаче  становится государство. Например, либерализация  цен  в  Беларуси  (в

отличие от других стран СНГ и государств Балтии) сочеталась и сочетается  с

сохранением регулируемых цен на значительное количество продовольственных и

многих  непродовольственных  товаров.  В  результате  происходит  увеличение

вывоза  этих товаров в соседние страны, обостряется дефицит и растут цены на

внутреннем  рынке.

Структурные изменения на микроэкономическом уровне приводят к

приспособлению, постепенным переменам и переходу к рыночному хозяйству.

Однако  реструктуризация - многоаспектный процесс, охватывающий структуру

собственности, организационную, финансовую, структуры административного

управления, занятости, структуру производства, - без содействия

государственных органов власти превратится в  длительный процесс. Рыночная

экономика будет расширяться по мере увеличения доли предприятий с частной

формой  собственности, укрепления финансово-хозяйственной автономии

предприятий, легализации их целевой установки  на получение максимальной

прибыли на вложенный капитал, развития и  расширения конкуренции с другими

предприятиями с целью привлечения покупателей.

    Сознательно  или  интуитивно,  но  управление   экономикой   в   период

  всевозрастающего   включения   в   нее   элементов   рыночного    механизма

  осуществляется хотя и не всегда  достаточно успешно, но все  же с применением

  экономических рычагов.

    Залогом эффективного государственного управления на  макроэкономическом

уровне  являются стабилизация цен, достижение  полной  занятости  населения,

рациональные  внешнеторговый и платежный балансы,  экономический  рост.  Это

означает, что объектами  государственного  управления  (анализа,  прогноза,

контроля  и регулирования) выступают:

     во-первых, уровень, соотношения  и динамика цен  на  товары,  работы  и

услуги;

    во-вторых,  уровень   безработицы,   создание   новых   рабочих   мест,

государственная поддержка подготовки и переподготовки кадров в соответствии

с  требованиями  индустриального  развития  города  и  села  в   Республике

Беларусь;

      в-третьих,,  рациональное   государственное   регулирование   внешней

торговли  с  помощью  финансовых  рычагов  (налогов,  субсидий,  таможенной

политики),  международных   перевозок,   займов,   туризма,   других   форм

внешнеэкономических связей;

     в-четвертых, обеспечение мотивации  к экономическому  росту,  основными

показателями  которого являются динамика  валового  внутреннего  продукта  и

национального дохода, рост накопления национального  богатства.

    Не надо быть особенно компетентным  в этих вопросах,  чтобы   понять,  что

основную  роль в решении всех указанных  экономических  функций  государства

играют  деньги,  выступающие  и  как  средство  обращения,  и  как  средство

измерения стоимости, и как средство накопления. Прочность всего  фундамента

экономики  зависит  от  эффективности  государственного   управления:   чем

эффективнее управление экономикой,  тем  прочнее  национальная  валюта,  ее

конвертируемость,   превращение   в   самый   желанный   товар,    движущий

экономический мотив в трудовой  деятельности,  независимо  от  собственника

средств производства и факторов производства.

    Не  вызывает  сомнения  тот   факт,   что   роль   денег   в   механизме

функционирования  рыночной экономики как на  микроэкономическом,  так  и  на

макроэкономическом  уровнях сегодня становится преобладающей.

    В национальном хозяйстве   происходит  процесс  кругооборота  доходов  и

  продуктов: потоки денежных доходов   движутся  навстречу  потоку  продуктов,

  обеспечивая обращение на рынках  продуктов и ресурсов. Результатом  обращения

  является конечное потребление  и накопление в фирмах и   на  предприятиях,  а

  также в домашних хозяйствах (см. рис.).

    Анализ и измерение денежных  потоков домашних  хозяйств  для   реализации

готовых товаров и услуг, денежная оценка потоков ресурсов  и  промежуточных

товаров, входящих в рынки продуктов  и  ресурсов,  для  измерения  валового

внутреннего  продукта  и  составления  баланса  национального  богатства  и

являются  объектами национальной системы  счетоводства.

    Под ресурсами  понимаются  факторы  производства,  а   денежные  платежи

принимают форму заработной платы, процентного  дохода, ренты, налога и т.п.

    В СНС ресурсы представлены  в правой их части в денежном  выражении, а их

использование - в левой части.

    Под готовыми товарами и услугами  подразумеваются  товары  и   услуги  для

продажи потребителям, которые  их  используют  для  конечного  потребления,

частных инвестиций, государственных закупок  или на экспорт.  В  отличие  от

готовых товаров и услуг, существуют промежуточные  товары, услуги и  работы,

которые покупаются на рынке с целью последующего их использования  в  форме

ресурсов  производства других товаров. В нашей  терминологии близким понятием

промежуточных   товаров   являются   материальные   затраты   в    процессе

хозяйственной деятельности, представляющие собой  перенесенную  на  готовый

продукт стоимость.

Совокупность промежуточных товаров, рабочей  силы,  производственных  услуг

(материальных  и  нематериальных)  и  основного   капитала,  включая  землю,

выступает в форме ресурсов для предпринимательской  деятельности,  реального

сектора экономики - сектора нефинансовых  предприятий.  Поток  расходов  на

ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор  домашних

хозяйств  в виде НД, т.е. всей  суммы  заработной  платы,  рентных  платежей

(доходов  от собственности), процентных выплат  и прибыли. Часть  НД  в  виде

прибыли возвращается домашним хозяйствам потому, что владельцами корпораций

и фирм являются частные лица, а там, где этим занимается государство, очень

трудно  ожидать эффективности  производства  и  высокой  скорости  денежного

оборота.

Правительство  осуществляет  анализ,  контроль  и  регулирование  процессов

кругооборота  материальных  и  денежных  ресурсов  в  секторах   экономики,

используя фискальную политику - урезая с помощью  налогов  потребление  или

сбережения  в секторе домашних хозяйств. Оно регулирует расходы  на  частные

инвестиции  через  государственные  займы  и  ограничения  коммерческих   и

банковских  кредитов.  С  помощью  государственных  расходов  на  содержание

армии,  судов,  органов  охраны  общественного  порядка,  на   «бесплатное»

лечение, образование, культуру, строительство  и содержание дорог  и  прочее

правительство  урезает  и  конечное  потребление  в  домашних   хозяйствах.

Посредством  так  называемых  трансфертных  платежей  (пенсий,  пособий  по

безработице, пособий на детей и т.п.) оно осуществляет социальную поддержку

домашних  хозяйств.  Только  правительство  с   помощью   денежно-кредитной

политики  регулирует эмиссию и воздействует на количество денег в обращении.

В практику управления национальной экономикой сегодня прочно  вошел  термин

«субъект  хозяйствования». Однако в реальной жизни имеют место отношения  со

многими  экономическими  субъектами,  не   подпадающими   под   определение

самостоятельного  субъекта  хозяйствования.   Таковы,   например,  филиалы

предприятия, профсоюзные органы, бюджетные учреждения и т.д. Более  широким

понятием, которое используется в СНС, является «институциональная единица».

В экономике это юридическое или  физическое лицо, которое  может  от  своего

имени владеть  активами  (имуществом),  принимать  на  себя  обязательства,

осуществлять  экономическую деятельность и хозяйственные  операции с  другими

Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития