Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить общие понятия монополий, виды, сущность, а также причины их существования.
2) проанализировать историю развития монополии в России
3) рассмотреть способы борьбы и основные механизмы антимонопольного регулирования в нашей стране
4) подвести итоги, сделать соответствующие выводы
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ 6
1.1 Сущность и виды монополии 6
1.2 Причины существования монополий 12
2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА 19
2.1 Исторические корни монополизма в российской экономике 19
2.2 Монополизм в современной России 24
3 МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С МОНОПОЛИЗМОМ 27
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики 27
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
С этой целью необходимо
совершенствовать
В современной экономике
Одни экономисты считают монополизм
исключительно положительным
Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований
и разработок. Кроме того, крупные
масштабы производства позволяют снижать
издержки и в целом экономить
ресурсы. Не следует также забывать
и того, что крупные монополистические
объединения (особенно межотраслевые,
такие как металлургический завод,
мгновенно ставший известным
завод холодильников "Стинол",
сборочный завод бытовой
Противники монополий уверяют,
Таким образом, монополия появляется вследствие действия рыночной конкуренции, свободного рынка. Из-за антимонопольной политики были разработаны несколько методов для предупреждения и сокращения монопольных цен, дефицитности производства и т.д. У современных экономистов сформировалось 2 точки зрения на монополию: одни считают, что монополия является положительным явление, другие, наоборот, что монополия наносит вред экономике.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На Западе демонополизация предприятий-
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены.
Второй путь – иностранная конкуренция
– явился, вероятно, самым действенным
и эффективным ударом по отечественному
монополизму. Когда рядом с изделием
монополиста на рынке находится
превосходящий его по качеству и
сопоставимый по цене импортный аналог,
все монополистические
Проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной.
Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места. [9]
Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.
Описанные огромные трудности продвижения
по ним заставляют прогнозировать,
что в близком будущем
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О естественных монополиях» и закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» .
Правительством
Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий.
Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. [4]
Ограничительные меры предусмотрены законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.
Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар. [12]
Запреты на монополистическую деятельность
подразделяются на запреты, направленные
против соглашений, ограничивающих конкуренцию,
и запреты на злоупотребление
предприятиями своим
Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.
Наряду с запретами на заключение
вредных для конкуренции
Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий.
Растет интерес
Законом запрещено принимать
Однако власти субъектов Федерации
и органы местного самоуправления допускают
многочисленные нарушения, в частности
необоснованно предоставляют
Таким образом, всвязи с высоким уровнем монополизации, в России необходимо проведение антимонопольной политики, либо демонополизации. Этому мешает специфика унаследованного от СССР монополизма. Также усугубляет ситуацию то, что очень мало отечественных и иностранных компаний готовы и желают вложить деньги в создание новых компаний.
Для борьбы с монополией было создано
Министерство по антимонопольной политике,
было принято несколько законов
в этой сфере. Применяется контроль
над экономической
Подводя итоги работе, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать некоторые выводы:
Во-первых, можно сделать вывод,
что монополия представляет собой
самую крайнюю форму
Монополий можно классифицировать на три основных вида: естественная, административная и экономическая.
Характер монополия как
Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении - как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.
Во-вторых, при анализе истории развития, можно сделать вывод, что пик развития монополизма в дореволюционной России пришёлся на 1910-1914. Даже несмотря на первую мировую войну войну количество монополистов и их мощь только увеличилось.
Информация о работе Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления