Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить общие понятия монополий, виды, сущность, а также причины их существования.
2) проанализировать историю развития монополии в России
3) рассмотреть способы борьбы и основные механизмы антимонопольного регулирования в нашей стране
4) подвести итоги, сделать соответствующие выводы

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ 6
1.1 Сущность и виды монополии 6
1.2 Причины существования монополий 12
2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА 19
2.1 Исторические корни монополизма в российской экономике 19
2.2 Монополизм в современной России 24
3 МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С МОНОПОЛИЗМОМ 27
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики 27
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

макро курсач основа.docx

— 76.56 Кб (Скачать)

 С этой целью необходимо  совершенствовать взаимодействие  с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную  статистику, отвечающую запросам  и соответствующую специфике  задач, поставленных перед антимонопольным  органом. [11]

В современной экономике существуют две основные точки зрения на монополизацию  экономики, которые находятся в противостоянии друг c другом.

Одни экономисты считают монополизм исключительно положительным явлением. Они приводят весьма весомые аргументы  в пользу монополий.

Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством,  что  и позволило  им  завоевать  господствующее положение на рынке.  Монополизация воздействует на повышение  эффективности производства:  только крупная  фирма  на защищенном рынке  обладает достаточными средствами для  успешного проведения научных исследований

и разработок. Кроме того, крупные  масштабы производства позволяют снижать  издержки и в целом экономить  ресурсы.  Не следует также забывать и того, что крупные монополистические  объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод,  мгновенно ставший известным  завод холодильников  "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса  держатся дольше всех и раньше всех  начинают выходить из кризиса, тем самым  сдерживая спад производства и безработицу. [12]

 Противники монополий уверяют,  что монополизация наносит вред  экономике любой страны. Ведь  без ликвидации монополии в  сфере производства и обращения ни о каком рынке речь идти не может, так как монополизм и рынок - вещи несовместимые. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда. Ещё монополии диктуют монопольно высокие цены. Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении. Также приверженцы этой точки зрения считают, что не следует преувеличивать роль монополий  в обеспечении  научных исследований и опытно - конструкторских разработок.  Практика свидетельствует,  что  многие  крупные открытия  в  науке и технике осуществляются сравнительно небольшими,  так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть)  компаниями. [7]

Таким образом, монополия появляется вследствие действия рыночной конкуренции, свободного рынка. Из-за антимонопольной  политики были разработаны несколько  методов для предупреждения и  сокращения монопольных цен, дефицитности производства и т.д. У современных  экономистов сформировалось 2 точки  зрения на монополию: одни считают, что  монополия является положительным  явление, другие, наоборот, что монополия  наносит вред экономике.

 

3.2 Антимонопольное регулирование в современной России

 

 

Высокий уровень монополизации  и его резко отрицательное  влияние на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном  сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика  унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты  по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Западные монополисты формировались  путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени  монополизации:

  1. прямое разделение монопольных структур;
  2. иностранная конкуренция;
  3. создание новых предприятий.

Как уже сказано, возможности первого  пути в российской реальности сильно ограничены.

Второй путь – иностранная конкуренция  – явился, вероятно, самым действенным  и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится  превосходящий его по качеству и  сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления  становятся невозможными. Монополисту  приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Проблема в том, что из-за непродуманной  валютной и таможенной политики, импортная  конкуренция в очень многих случаях  оказалась избыточно сильной.

Третий путь – создание новых  предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая  при этом самого монополиста как  предприятие. К тому же новые предприятия  – это всегда рост производства и новые рабочие места. [9]

Проблема в том, что в сегодняшних  условиях из-за экономического кризиса  в России находится мало отечественных  и иностранных компаний, готовых  вложить деньги в создание новых  предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в  кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.

Описанные огромные трудности продвижения  по ним заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство  нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в  этих условиях приобретает текущее  регулирование деятельности монополий. [8]

Главным органом, осуществляющим антимонопольную  политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства. Его права  и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению  аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными  законами, регулирующими монополии, являются закон «О естественных монополиях»  и закон «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» .

Правительством устанавливаются  цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий.                       Государство провело ряд реформ по отношению к главным российским монополистам, поскольку гигантские организации, контролирующие значительную часть природного и экономического потенциала страны и огромные активы, отличаются крайне малой прозрачностью, низкой эффективностью и высокими ценами на производимые ими продукты и услуги.

Российские законы требуют осуществления  государственной политики недопущения  формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены  задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий.

Наконец, значительное внимание уделяется  борьбе с ограничивающей конкуренцию  практикой местных властей. В  условиях нестабильной экономической  ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. [4]

Ограничительные меры предусмотрены  законом «О конкуренции» и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.

Закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения  с тем, чтобы создавать или  поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия  договора, невыгодные для него или  не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар. [12]

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Наиболее стабильно действует  запрет на установление монопольных  цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных  цен" предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли  и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется  тем, что производственные затраты  необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль над экономической концентрацией.

Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства  государственных органов власти в деятельность предприятий.

Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия  и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.

Законом запрещено принимать нормативные  акты и совершать действия, которые  ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные  условия для одних в ущерб  другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий  или граждан.

Однако власти субъектов Федерации  и органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности  необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу  или покупку товаров, указывают  на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры  регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг «иногородних» предприятий и т.п. [7]

Таким образом, всвязи с высоким уровнем монополизации, в России необходимо проведение антимонопольной политики, либо демонополизации. Этому мешает специфика унаследованного от СССР монополизма. Также усугубляет ситуацию то, что очень мало отечественных и иностранных компаний готовы и желают вложить деньги в создание новых компаний.

Для борьбы с монополией было создано  Министерство по антимонопольной политике, было принято несколько законов  в этой сфере. Применяется контроль над экономической концентрацией. Однако этих мер не хватает из-за нарушений со стороны органов  местного самоуправления и субъектов  федерации.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подводя итоги работе, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать некоторые выводы:

Во-первых, можно сделать вывод, что монополия представляет собой  самую крайнюю форму несовершенной  конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой  объединение более мелких фирм, и  чем больше становится таких центров  объединения на каком-то рынке, тем  меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом  на рынке образуется несколько крупных  монополий, конкурирующих между  собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.

Монополий можно классифицировать на три основных вида: естественная, административная и экономическая.

Характер монополия как крайнего случая несовершенной конкуренции, имеет следующие признаки:

  1. имеется один - единственный продавец;
  2. отсутствует товарная дифференциация;
  3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
  4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.

Необходимо отметить, что понятие  «монополия» используется не только в строгом значении - как чистая монополия, но нередко применяется  и в широком толковании. В последнем  случае монополия трактуется несколько  расплывчато, как доминирующее положение  экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком  варианте понятие «монополия» вбирает  в себя и чистую монополию, и олигополию.

Во-вторых, при анализе истории развития, можно сделать вывод, что пик развития монополизма в дореволюционной России пришёлся на 1910-1914. Даже несмотря на первую мировую войну войну количество монополистов и их мощь только увеличилось.

Информация о работе Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления