Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить общие понятия монополий, виды, сущность, а также причины их существования.
2) проанализировать историю развития монополии в России
3) рассмотреть способы борьбы и основные механизмы антимонопольного регулирования в нашей стране
4) подвести итоги, сделать соответствующие выводы
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ 6
1.1 Сущность и виды монополии 6
1.2 Причины существования монополий 12
2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА 19
2.1 Исторические корни монополизма в российской экономике 19
2.2 Монополизм в современной России 24
3 МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С МОНОПОЛИЗМОМ 27
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики 27
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль, то есть соображений, которые мешают дополнительным фирмам войти в отрасль.
Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Там, где эффект роста масштаба производства очень существен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объёма производства. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низких цен единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы. Автомобильная, алюминиевая и базовая сталелитейная промышленность являются несколькими из многих отраслей тяжёлой промышленности, которые отражают такие условия. Если три фирмы в настоящее время в полной мере пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно 1/3 рынка, легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль. С другой стороны, новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь небольшой или не будут иметь никакого шанса для выживания и расширения. Почему? Потому что, являясь мелкими предприятиями, они не в состоянии получить экономию на издержках, которую получает существующая «Большая тройка», и, следовательно, будут не в состоянии получать прибыли, необходимые для выживания и роста. Новые конкуренты в базовых сталелитейной и автомобильной отраслях не появятся в результате успешного функционирования и расширения небольших производителей с «задворок отрасли». Они просто будут недостаточно эффективны, чтобы выжить. Другой вариант - войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Новому и непроверенному предприятию будет очень сложно получить денежный капитал, необходимый для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым из «Большой тройки» в автомобильной отрасли. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным.
В нескольких отраслях экономия, обусловленная
ростом масштаба производства, особенно
резко выражена и в то же время
конкуренция неосуществима, затруднительна
или просто неприменима. Такие отрасли
называются естественными монополиями,
и большинство из так называемых
предприятий общественного
Давайте рассмотрим несколько примеров.
Было бы чрезвычайно расточительно
для общества иметь несколько
фирм, снабжающих водой или электричеством.
Технология в этих отраслях такова,
что требуются большие
Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, следуя правилу MR=MC, считают выгодным расширять производство. В результате ценовая конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания. Следствием могут быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги. [2]
Чтобы избавить общество от таких
неприятных результатов, правительство
будет обычно предоставлять исключительную
привилегию одной фирме поставлять
воду, природный газ, электричество,
телефонные услуги или осуществлять
автобусные перевозки. В обмен правительство
сохраняет за собой право определять
географическую сферу деятельности
монополиста, регулировать качество его
услуг и контролировать цены, которые
он может назначать. Результатом
является регулируемая или государственно-
Уже отмечалось, что правительство
зачастую предоставляет естественным
монополиям исключительные привилегии.
Государство создаёт также
Патенты. Они обеспечивают создателям новых продуктов, технологий, произведений искусства исключительные права на продажу их «продукции». Смысл таких патентов состоит в том, чтобы поощрять фирмы (или отдельных лиц) изобретать новые продукты, процессы и т.п., поскольку с помощью патентов гарантируется получение дохода именно авторам изобретений. [6]
Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение 17 лет, американские патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента. Патентный контроль сыграл видную роль в росте многих современных индустриальных гигантов – «Нэшнл кэш реджистер», «Дженерал моторз», «Ксерокс», «Полароид», «Дженерал электрик», «Дюпон», если назвать нескольких. Деятельность компании «Юнайтед шу машинери» - ярчайший пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. «Юнайтед шу» стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования, требуя от пользователей её патентованных машин подписывать «привязывающее соглашение», в котором производители обуви соглашались также брать в аренду всё другое сапожное оборудование у «Юнайтед шу». Это позволило «Юнайтед шу» монополизировать рынок, пока правительство не предприняло в 1955 г. антитрестовские расследования, имевшие частичный эффект.
Научно-исследовательская
Фирмам, частным предпринимателям г. Иркутска выдавался патент на право торговли на неопределенный период времени, пока фирма будет его оплачивать (например, для оптовой торговли - 0,2 % от объема реализации). (В связи с введением налога с продаж с 1.11.98г. патент на право торговли был отменен).
Лицензии. Вступление в отрасль
или род деятельности могут быть
ограничены государством путём выдачи
лицензий. Например, на государственном
уровне Федеральная комиссия по связи
выдаёт лицензии радио - и телевизионным
станциям. Во многих крупных городах
нужно получить муниципальную лицензию,
чтобы водить такси. Общепризнанно,
что ограничение вследствие этого
предложения такси создаёт
Институт частной
Соперники фирмы могут быть устранены,
и вступление новых конкурентов
заблокировано посредством
Таким образом, экономисты выделяют несколько причин выществования монополии:
Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого объёма продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищённых патентом или содержащихся в секрете..
Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага.
Наиболее общей причиной возникновения
международных монополий
Первые монополии в России образовались
в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых
фабрикантов и др.). Своеобразие
их развития заключалось в непосредственном
вмешательстве государственных
органов в создание и деятельность
монополий в отраслях, обеспечивавших
нужды государственного хозяйства,
или имевших особое значение в
его системе (такие, как металлургия,
транспорт, машиностроение, нефтяная и
сахарная промышленность). Это привело
к раннему возникновению
Информация о работе Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления