Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить общие понятия монополий, виды, сущность, а также причины их существования.
2) проанализировать историю развития монополии в России
3) рассмотреть способы борьбы и основные механизмы антимонопольного регулирования в нашей стране
4) подвести итоги, сделать соответствующие выводы

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ 6
1.1 Сущность и виды монополии 6
1.2 Причины существования монополий 12
2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА 19
2.1 Исторические корни монополизма в российской экономике 19
2.2 Монополизм в современной России 24
3 МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С МОНОПОЛИЗМОМ 27
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики 27
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

макро курсач основа.docx

— 76.56 Кб (Скачать)

 

 

Отсутствие конкурентов, которое  характеризует чистую монополию, в  значительной степени объяснимо  с точки зрения барьеров для вступления в отрасль, то есть соображений, которые  мешают дополнительным фирмам войти  в отрасль.

Современная технология в некоторых  отраслях такова, что эффективное  малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Там, где эффект роста масштаба производства очень существен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объёма производства. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низких цен единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы. Автомобильная, алюминиевая и базовая сталелитейная промышленность являются несколькими из многих отраслей тяжёлой промышленности, которые отражают такие условия. Если три фирмы в настоящее время в полной мере пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно 1/3 рынка, легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль. С другой стороны, новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь небольшой или не будут иметь никакого шанса для выживания и расширения. Почему? Потому что, являясь мелкими предприятиями, они не в состоянии получить экономию на издержках, которую получает существующая  «Большая тройка», и, следовательно, будут не в состоянии получать прибыли, необходимые для выживания и роста. Новые конкуренты в базовых сталелитейной и автомобильной отраслях не появятся в результате успешного функционирования и расширения небольших производителей с «задворок отрасли». Они просто будут недостаточно эффективны, чтобы выжить. Другой вариант - войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Новому и непроверенному предприятию будет очень сложно получить денежный капитал, необходимый для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым из «Большой тройки» в автомобильной отрасли. Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным.

В нескольких отраслях экономия, обусловленная  ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время  конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли  называются естественными монополиями, и большинство из так называемых предприятий общественного пользования - электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и  связи - могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это  исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов  в данной географической области  правительство сохраняет за собой  право регулировать действия таких  монополий, чтобы не допускать злоупотребления  монопольной властью, которую оно предоставило. [10]

Давайте рассмотрим несколько примеров. Было бы чрезвычайно расточительно  для общества иметь несколько  фирм, снабжающих водой или электричеством. Технология в этих отраслях такова, что требуются большие постоянные издержки на генераторы, насосное и  очистное оборудование, водопроводы  и линии высоковольтной передачи. Эта проблема обостряется тем, что  капитальное оборудование должно быть пригодным, чтобы удовлетворять  пиковым нагрузкам, которые случаются  в жаркие летние дни, когда поливаются газоны и работают воздушные кондиционеры. Эти большие постоянные издержки означают, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются с числом кубических футов воды или киловатт-часов электроэнергии, поставленных каждой фирмой. Присутствие нескольких поставщиков воды и электроэнергии поделило бы весь рынок и сократило бы продажи каждого конкурента. Каждая фирма была бы отжата выше её понижающейся кривой средних издержек. Фирмы стали бы использовать не полностью своё постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции и, следовательно, тарифы на электричество и воду были бы неоправданно высоки. Вдобавок конкуренция могла бы оказаться чрезвычайно затруднительной. Например, присутствие полудюжины телефонных компаний в городе могло бы повлечь за собой неудобство иметь шесть телефонов и шесть телефонных книг, не говоря о шести телефонных счетах, чтобы обеспечить связь со всеми другими постоянными жителями того же самого города.

Естественные монополии имеют  низкие предельные издержки и, следуя правилу MR=MC, считают выгодным расширять  производство. В результате ценовая  конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда  существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания. Следствием могут быть убытки, банкротство более  слабых соперников и возможное слияние  уцелевших. Развивающаяся чистая монополия  может стремиться компенсировать прошлые  убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги. [2]

Чтобы избавить общество от таких  неприятных результатов, правительство  будет обычно предоставлять исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги или осуществлять автобусные перевозки. В обмен правительство  сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его  услуг и контролировать цены, которые  он может назначать. Результатом  является регулируемая или государственно-организованная монополия, предназначенная для  того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая для того, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в издержках.

Уже отмечалось, что правительство  зачастую предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии. Государство создаёт также легальные  барьеры для вступления, выдавая патенты и лицензии.

Патенты. Они обеспечивают создателям новых продуктов, технологий, произведений искусства исключительные права  на продажу их «продукции». Смысл  таких патентов состоит в том, чтобы поощрять фирмы (или отдельных  лиц) изобретать новые продукты, процессы и т.п., поскольку с помощью  патентов гарантируется получение  дохода именно авторам изобретений. [6]

Предоставляя изобретателю исключительное право контролировать продукт в  течение 17 лет, американские патентные  законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали  в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента. Патентный  контроль сыграл видную роль в росте  многих современных индустриальных гигантов – «Нэшнл кэш реджистер», «Дженерал моторз», «Ксерокс», «Полароид», «Дженерал электрик», «Дюпон», если назвать нескольких. Деятельность компании «Юнайтед шу машинери» - ярчайший пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. «Юнайтед шу» стала исключительным поставщиком некоторых важнейших станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Она распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования, требуя от пользователей её патентованных машин подписывать «привязывающее соглашение», в котором производители обуви соглашались также брать в аренду всё другое сапожное оборудование у «Юнайтед шу». Это позволило «Юнайтед шу» монополизировать рынок, пока правительство не предприняло в 1955 г. антитрестовские расследования, имевшие частичный эффект.

Научно-исследовательская работа, конечно, лежит в основе разработки пригодной для патентования продукции. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом, могут быть использованы для того, чтобы финансировать  научно-исследовательскую работу, требуемую  для разработки новой пригодной  для патентования продукции. Монопольная  власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться.

Фирмам, частным предпринимателям г. Иркутска выдавался патент на право  торговли на неопределенный период времени, пока фирма будет его оплачивать (например, для оптовой торговли - 0,2 % от объема реализации). (В связи  с введением налога с продаж с 1.11.98г. патент на право торговли был отменен).

Лицензии. Вступление в отрасль  или род деятельности могут быть ограничены государством путём выдачи лицензий. Например, на государственном  уровне Федеральная комиссия по связи  выдаёт лицензии радио - и телевизионным  станциям. Во многих крупных городах  нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнанно, что ограничение вследствие этого  предложения такси создаёт монополистические  доходы владельцев и шофёров такси. В некоторых случаях государство  может выдать лицензию себе на снабжение  каким-нибудь продуктом и тем  самым создать государственную  монополию. Например, продажа алкогольных  напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству  розничные магазины.

Институт частной собственности  может быть использован монополией как средство создания эффективной  преграды для потенциальных конкурентов. Фирма, владеющая или контролирующая сырьё, которое является необходимым  в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Существует несколько классических примеров. «Алюминиум компани оф Америка» удерживала своё монопольное положение в алюминиевой отрасли многие годы благодаря своему контролю над всеми основными источниками бокситов - главного сырья, используемого в алюминиевом производстве. Одно время «Интернэшнл никель компани оф Кэнада» (называемая теперь «Инко») контролировала приблизительно 90% известных мировых запасов никеля. Также трудно развиваться новым профессиональным спортивным лигам, когда существующие лиги имеют контракты с лучшими игроками и договоры об аренде главных стадионов и арен. [14]

Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов  заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными приёмами являются поношение продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и  кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы  довести до банкротства конкурентов. Хотя многие из этих аспектов нечестной  конкуренции теперь являются незаконными  или граничащими с беззаконием, они представляют больше чем исторический интерес. Например, хотя федеральное  законодательство запрещает снижение цен, направленное для ослабления конкуренции, как можно на практике провести различие между законной ценовой конкуренцией, основанной на преимуществах в издержках, и ценовой конкуренцией, предназначенной  для того, чтобы сделать банкротами соперников?

Таким образом, экономисты выделяют несколько  причин выществования монополии:

Первая причина: «естественная  монополия». Если производство любого объёма продукции одной фирмой обходится  дешевле, чем его производство двумя  или более фирмами, то говорят, что  отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено  продукции, тем меньше её стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над  некоторыми редкими и чрезвычайно  важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищённых патентом или содержащихся в секрете..

Третья причина: государственное  ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право  на продажу некоего блага.

Наиболее общей причиной возникновения  международных монополий является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально - государственные  границы.

 

2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА

2.1 Исторические корни монополизма в российской экономике

 

 

Первые монополии в России образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых  фабрикантов и др.). Своеобразие  их развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных  органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в  его системе (такие, как металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и  сахарная промышленность). Это привело  к раннему возникновению государственно-монополистических  тенденций. В 80-90 годах действовало  не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила  и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации  оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике  была не очень велика. Решающее воздействие  на их развитие оказал экономический  кризис 1900-1903 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, тем не менее, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства («Продпаравоз»,  военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др.  – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. [2]

Информация о работе Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления