Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить общие понятия монополий, виды, сущность, а также причины их существования.
2) проанализировать историю развития монополии в России
3) рассмотреть способы борьбы и основные механизмы антимонопольного регулирования в нашей стране
4) подвести итоги, сделать соответствующие выводы

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ 6
1.1 Сущность и виды монополии 6
1.2 Причины существования монополий 12
2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА 19
2.1 Исторические корни монополизма в российской экономике 19
2.2 Монополизм в современной России 24
3 МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С МОНОПОЛИЗМОМ 27
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики 27
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

макро курсач основа.docx

— 76.56 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ 6

1.1 Сущность и виды монополии 6

1.2 Причины существования монополий 12

2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА 19

2.1 Исторические корни монополизма в российской экономике 19

2.2 Монополизм в современной России 24

3 МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С МОНОПОЛИЗМОМ 27

3.1 Основные механизмы антимонопольной политики 27

3.2 Антимонопольное регулирование в современной России 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Проблема монополии и конкуренции  является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время.

 Монополизм представляет собой  серьезную проблему переходной  экономики, предприятия – монополисты  обладают существенными рыночными  преимуществами перед другими  предприятиями, извлекая из своего  положения дополнительный доход  за счет других экономических  агентов.

Отношение общественности и государства  к различным формам несовершенной  конкуренции всегда двойственно  вследствие противоречивой роли монополий  в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции  и устанавливают более высокие  цены в силу своего монопольного положения  на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает  усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень  населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты  используют в полной мере свои возможности  для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для  вступления в отрасль монополии  не имеют достаточных стимулов для  повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

 С другой стороны, существуют  весомые аргументы в пользу  монополий. Продукция монополистических  компаний отличается высоким  качеством, что и позволило  им завоевать господствующее  положение на рынке. Монополизация  воздействует на повышение эффективности  производства: только крупная фирма  на защищенном рынке обладает  достаточными средствами для  успешного проведения исследований  и разработок.

Учитывая двойственный характер монополистических  объединений, правительства стран  с развитой рыночной экономикой стараются  в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Рассмотрение  монополизма актуально для экономики России, в силу  того, что  каждый  сталкивается  с  этой  проблемой  в  той  или  иной  степени. Актуальность данной темы также исходит из того, что в стране ,  в   нынешнее время появляется все больше монопольных объединений,  вследствие  чего государство принимает активные меры  по  регулированию  их  деятельности . В России  процесс   создания   государственного   контроля   по   недопущению недобросовестной  конкуренции фактически  начался с   нуля,  так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении  экономикой командно-административная система, по  своей сути  исключала  наличие  свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном  этапе  огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по  поводу регулирования   монополистических   процессов   и   конкуренции.

 Цель курсовой работы: изучение  и рассмотрение явления монополизма,  его форм и последствий, исторических  корней и процесса преодоления. 

 Исходя из цели, были поставлены  и последовательно решены следующие  задачи:

1) изучить общие понятия монополий, виды, сущность, а также причины их существования.

2) проанализировать историю развития монополии в России

3) рассмотреть способы борьбы и основные механизмы антимонопольного регулирования в нашей стране

4) подвести итоги, сделать соответствующие  выводы

Объект - монополия в Российской экономике.

 Предмет - исторические корни монополии и инструменты преодоления монополизма. 

1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ

1.1 Сущность и виды монополии

 

 

Монополия – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны. [3]

Если обратить внимание на монополистические  образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; они получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для  себя цен; получают более высокие (так  называемые монопольные) прибыли.

А это значит, что главным признаком  монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое  дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на рынке  определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия, т.к. оно позволяет  избежать множество проблем и рисков, которые связаны с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность  конкурентному рынку, где имеется  много конкурентов, предлагающих для  продажи стандартизированные товары.

Низшими формами монополизации  экономики являлись временные соглашения о ценах – их участники обязывались  в течение определённого периода  продавать свои товары по единым ценам (такие соглашения именовались конвенциями, пулами, рингами).[2]

Такие соглашения могут возникать  и сегодня. Но основными формами  монополизации экономики выступают  картели, синдикаты, тре­сты и концерны.

Картель – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою собственность на средства и  результаты производства, вступая между  собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о делении  рынков по потребителям и продукции  и т. п.

Синдикат – это объединение  предприятий одной отрасли, при  котором собственность на средства производства сохраняется за участниками  соглашения, а произведенная продукция  является собственностью всего синдиката (т. е. сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность).

Трест – это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Концерн – корпорация, возникающая  на основе акционерного капитала (или  капитала общества с ограниченной ответственностью) и объединяющая под эгидой головной компании («холдинга») формально независимые предприятия путем установления финансового контроля над ними.

Многоотраслевой концерн — это  объединение десятков и даже сотен  предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения  финансовый контроль. [13]

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

  1. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин.

Она отражает ситуацию, когда спрос  на данный товар в лучшей степени  удовлетворяется одной или несколькими  фирмами. В ее основе – особенности  технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция  невозможна или нежелательна.

Как известно, наиболее эффективной  организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако в силу большого числа разнородных социально-экономических  факторов совершенная конкуренция  не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или  не эффективно, то есть естественной для  них становится высокая степень  монополизации. Классическими примерами  естественных на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Естественная монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда для общества в целом  монополистическая организация  производства и реализации продукции  экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между  собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в  ряде отраслей исключительно высокой  отдачи от масштаба производства одним  предприятием вследствие определенных технологических особенностей. [10]

Отличительная особенность таких  отраслей - использование сетевых  структур (трубопроводный транспорт, системы  водоснабжения, линии электропередачи,  железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует  больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних  инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым  условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное  снижение удельных издержек на единицу  продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

В случае рынка электрической и  тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике  высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоёмкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами.

2) Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства. [8]

3) Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Если в отраслевом рынке имеется  достаточно большое число фирм, продающих  дифференцированную продукцию и  осуществляющих ценовой контроль над  продажной ценой производимых ими  товаров , то такой тип рынка называется монополистической конкуренцией. [6]

Монополистическая конкуренция —  распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительная.

Рынки с монополистической конкуренцией имеют следующие отличительные  характеристики: большое количество производителей и потребителей на представленном рыночном сегменте; потребители ориентируются  на неценовые различия между продуктами конкурентов; малое количество барьеров для входа и выхода из рынка; малая  возможность у производителей влиять на цены. [12]

Сходные характеристики имеют и  олигополистические рынки. Олигополия - это рыночная форма, в которой  на рынке доминирует небольшое количество продавцов (олигополистов). Так как на рынке находится небольшое количество участников, каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм. Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора. Доля каждого участника олигополистического рынка более 10 %. [3]

Таким образом, монополия является крупным хозяйственным объединением, которое контролирует определённую отрасль промышленности, рынок, либо экономику на основе высокой степени  концентрации производства и капитала. Однако «Реальной монополией» считается хозяйствующий субъект, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более. Также монополии классифицируются на 3 вида: естественная, административная, экономическая.

 

1.2 Причины существования монополий

Информация о работе Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления