Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:04, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить общие понятия монополий, виды, сущность, а также причины их существования.
2) проанализировать историю развития монополии в России
3) рассмотреть способы борьбы и основные механизмы антимонопольного регулирования в нашей стране
4) подвести итоги, сделать соответствующие выводы
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ 6
1.1 Сущность и виды монополии 6
1.2 Причины существования монополий 12
2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА 19
2.1 Исторические корни монополизма в российской экономике 19
2.2 Монополизм в современной России 24
3 МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С МОНОПОЛИЗМОМ 27
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики 27
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
В период промышленного подъема (1910-1914г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.).
Уровень концентрации сбыта и производства монополий был неравномерен. Особенно интенсивно процесс монополизации проходил в нефтяной промышленности. Менее интенсивно проходила монополизация легкой промышленности. В 1910г. возник синдикат суконных фабрикантов, 1912г. - синдикат льнопромышленников. В 1912 - 1913 гг. были образованы табачный и спичечный синдикаты. В пищевой промышленности важнейшее место занимал синдикат сахарозаводчиков. Монополизируется транспорт, главным образом водный. В речном и морском транспорте преобладали не синдикаты, как в промышленности, а тресты.
Тому, что российские монополии возникали преимущественно в форме синдикатов, способствовали покровительственные пошлины, которыми был защищен русский рынок . Цены на импортные товары здесь были повышенными что позволяло соответственно повысить цены и на русские товары .
В целом политика монополий приносила ущерб хозяйству страны. Монополии в России начали оказывать давление на государство, подкупая правительственных чиновников. Особенно тесные связи между государством и промышленной буржуазией наблюдались в военно-промышленном комплексе: треть государственных расходов накануне мировой войны составляли военные расходы , отчего казна терпела огромные убытки. [8]
В годы войны 1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.
Социалистическая экономика
Причины для концентрации такого типа:
Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов- сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая продукция распространялась по всей территории Советского Союза).
Другая причина была связана
с удобством централизованного
управления крупными предприятиями. Когда
все важнейшие решения по развитию
экономики страны принимаются
В итоге советские монополисты были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации. [14]
Так же советской экономике была
свойственна непропорционально
высокая доля крупных и крупнейших
предприятий и чрезвычайно
В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Стало очевидно, что нужно разрабатывать
механизмы борьбы с монополизмом,
однако в ходе перестройки 1985-1991 гг.
вопросы антимонопольной
Таким образом, первые монополии в России образовались ещё в 80-х годах 19 века при непосредственном вмешательстве государства. Они имели преимущественно форму синдикатов. Пик роста монополий пришёлся на 1910-1914г.г. После война 1914-1918 многие монополии прекратили свою деятельность, однако в целом война увеличила количество монополий и их мощь.
В СССР же существовал монополизм центральных ведомств, министерств и ведомств, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Советские монополисты были узко специализированы, а также присутствовала непропорционально высокая доля крупных предприятий и очень малая доля малых и средних.
Монополистические тенденции резко усилились в результате начала рыночных реформ, монополистов стало больше. Однако в ходе перестройки антимонопольная политика не стала приоритетным направлением.
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии, потому что создание конкурентной среды на этих товарных рынках невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Три главных естественных монополиста России:
1) «ГАЗПРОМ” (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
2) «РЖД» (железнодорожные перевозки);
3)»Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи). [16]
В независимости от того, является
ли предприятие-монополист естественным
или искусственным, каждое из таких
предприятий обладает монопольной
властью, т.е. способностью регулировать
цену на производимый товар через
ограничение предложения. Зачастую
монополисты злоупотребляют этой властью,
пытаясь ограничить конкуренцию, и
таким образом причиняют ущерб
потребителям. Такое явление называется
монополистической
Предприятия-монополисты
В условиях российской действительности регулирование цен продукции естественных монополий связано с политическими конфликтами.
Ещё одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами – в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д. [9]
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.
Помимо ценовых
Исследования показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.
Применительно к нефтедобывающей
и нефтеперерабатывающей
В автомобилестроении лидерами являются ГАЗ – горьковский завод с долей на российском рынке 55%, АвтоВАЗ с долей 27% и ИЖ-Авто с долей 10%. Суммарная доля первой четвёрки крупнейших предприятий составляет 87%. [13]
В настоящее время российские предприятия,
от мелких фирм до крупных компаний,
испытывают сильное давление со стороны
конкурентов. Исключение составляют рынки
с монополией одного продавца или
олигополией. Возможен также вариант
заключения между продавцами картельного
соглашения, когда каждый участник
получает свой оговоренный сектор рынка
с фиксированной ценой
Массовые импортные закупки, создающие
конкуренцию отечественным
Таким образом, в современной России значительное место занимают естественные монополии, которые практикуют монопольно высокие цены связанные с политическими конфликтами. Также современную монополизацию выделяет её скрытный характер. Отечественная монопольная рыночная власть реализуется за счёт раздувания издержек.
Действие рыночной конкуренции, свободного
рынка неизбежно порождает
Многие страны мира с целью поддержания
конкуренции в различных
Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе. [5]
Достижение цели антимонопольной политики предполагает:
Информация о работе Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления