Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение и рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий, исторических корней и процесса преодоления.
Исходя из цели, были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) изучить общие понятия монополий, виды, сущность, а также причины их существования.
2) проанализировать историю развития монополии в России
3) рассмотреть способы борьбы и основные механизмы антимонопольного регулирования в нашей стране
4) подвести итоги, сделать соответствующие выводы

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ 6
1.1 Сущность и виды монополии 6
1.2 Причины существования монополий 12
2 ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МОНОПОЛИЗМА 19
2.1 Исторические корни монополизма в российской экономике 19
2.2 Монополизм в современной России 24
3 МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С МОНОПОЛИЗМОМ 27
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики 27
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

макро курсач основа.docx

— 76.56 Кб (Скачать)

В период промышленного подъема (1910-1914г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в  промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и  т.п. (Русская  нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.).

Уровень концентрации сбыта и производства монополий был неравномерен. Особенно  интенсивно  процесс  монополизации  проходил в нефтяной промышленности.  Менее интенсивно проходила  монополизация  легкой  промышленности.  В 1910г. возник  синдикат суконных  фабрикантов, 1912г. - синдикат льнопромышленников. В 1912 - 1913 гг. были образованы табачный  и спичечный синдикаты.  В пищевой промышленности  важнейшее место занимал   синдикат сахарозаводчиков. Монополизируется  транспорт,  главным образом водный.  В речном и морском транспорте преобладали не синдикаты, как в промышленности, а тресты.

 Тому, что российские монополии возникали преимущественно в форме синдикатов, способствовали покровительственные пошлины, которыми был защищен русский рынок . Цены на  импортные  товары  здесь были повышенными  что позволяло соответственно повысить  цены  и на русские товары .

 В целом политика монополий  приносила  ущерб хозяйству   страны.  Монополии  в России  начали   оказывать  давление на государство, подкупая правительственных чиновников.  Особенно  тесные  связи между государством  и промышленной буржуазией наблюдались   в   военно-промышленном комплексе: треть государственных расходов накануне мировой войны составляли военные расходы , отчего  казна терпела огромные убытки. [8]

 В годы войны 1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной  структуры. Внутри экономики СССР существовал  монополизм центральных ведомств, министерств  и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали  такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному-двум заводам.

 

 

Причины для концентрации такого типа:

Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба производства. Но это стремление было заметно гиперболизировано (из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырьё и транспорт вполне рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов- сырьё для них привозилось за тысячи километров, а готовая продукция распространялась по всей территории Советского Союза).

Другая причина была связана  с удобством централизованного  управления крупными предприятиями. Когда  все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональнымиплановыми органами, управляемость хозяйства находится в обратной пропорциональной зависимости от количества производственных единиц.

В итоге советские монополисты  были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий  было фактически смертельно для советской  экономики из-за минимальности или  фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами  в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда  число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов. Всего  из 327 товарных групп, выпускавшихся  промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации. [14]

Так же советской экономике была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по сравнению  с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие  приходилось в среднем 813 рабочих  мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Завышенные цены, плохое качество товара или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции  резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических  связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями  в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Стало очевидно, что нужно разрабатывать  механизмы борьбы с монополизмом, однако в ходе перестройки 1985-1991 гг. вопросы антимонопольной политики так и не вошли в число приоритетных направлений экономических реформ. [1]

Таким образом, первые монополии в  России образовались ещё в 80-х годах 19 века при непосредственном вмешательстве  государства. Они имели преимущественно  форму синдикатов. Пик роста монополий  пришёлся на 1910-1914г.г. После война 1914-1918 многие монополии прекратили свою деятельность, однако в целом война увеличила  количество монополий и их мощь.

В СССР же существовал монополизм центральных ведомств, министерств  и ведомств, которые не были независимыми  хозяйственными субъектами. Советские  монополисты были узко специализированы, а также присутствовала непропорционально  высокая доля крупных предприятий  и очень малая доля малых и  средних.

Монополистические тенденции резко  усилились в результате начала рыночных реформ, монополистов стало больше. Однако в ходе перестройки антимонопольная  политика не стала приоритетным направлением.

 

 

2.2 Монополизм в современной России

 

 

Особое и значительное место  в экономике России занимают естественные монополии, потому что создание конкурентной среды на  этих товарных рынках невозможно или экономически неэффективно при  существующем уровне научно-технического прогресса.

Три главных естественных монополиста  России:

1) «ГАЗПРОМ” (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

2) «РЖД» (железнодорожные перевозки);

3)»Ростелеком» (услуги междугородной и международной электрической связи). [16]

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких  предприятий обладает монопольной  властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через  ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и  таким образом причиняют ущерб  потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.

Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг показывает , что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. [6]

В условиях российской действительности  регулирование цен продукции  естественных монополий связано с политическими конфликтами.

Ещё одной из особенностей современной  монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в  сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами – в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д. [9]

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего  за счет раздувания издержек, а не получения  дополнительной прибыли, о чем свидетельствует  превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.

Помимо ценовых злоупотреблений  в российской экономике наблюдаются  примеры дискриминирующего поведения  по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области  создала унитарное государственное предприятие «Кировфармация», включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины «Оптика», фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона «О конкуренции» и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия.

Исследования показывают, что число  предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше.

Применительно к нефтедобывающей  и нефтеперерабатывающей ​промышленности  России  также можно говорить о монополизации производства. Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций, но 11 нефтедобывающих холдингов  обеспечивают более 95% всего объема добычи.

В автомобилестроении лидерами являются ГАЗ – горьковский завод с  долей на российском рынке 55%, АвтоВАЗ  с долей 27% и ИЖ-Авто с долей 10%. Суммарная доля первой четвёрки крупнейших предприятий составляет 87%. [13]

В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление со стороны  конкурентов. Исключение составляют рынки  с монополией одного продавца или  олигополией. Возможен также вариант  заключения между продавцами картельного  соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка  с фиксированной ценой реализации. Картельное соглашение является противозаконным  и преследуется в соответствии с  антимонопольным законодательством.

Массовые импортные закупки, создающие  конкуренцию отечественным товарам, стали одним из главных факторов повышения конкуренции на российских рынках. [2]

Таким образом, в современной России значительное место занимают естественные монополии, которые практикуют монопольно высокие цены связанные с политическими конфликтами. Также современную монополизацию выделяет её скрытный характер. Отечественная монопольная рыночная власть реализуется за счёт раздувания издержек.

 

 

  3 МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С МОНОПОЛИЗМОМ

3.1 Основные механизмы антимонопольной политики

 

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы  функционирования рыночной системы.

Многие страны мира с целью поддержания  конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли  антимонопольное законодательство.

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных  цен, дефицитности производства, перераспределение  монополистического богатства и  диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе. [5]

Достижение цели антимонопольной  политики предполагает:

  1. обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  2. посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.);
  3. обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке;
  4. выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений;
  5. снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства;
  6. создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
  7. активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках;
  8. создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий;
  9. в том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств;
  10. организация систематического наблюдения за основными товарными рынками федерального и регионального уровня;

Информация о работе Монополизм в Российской экономике: исторические корни, механизм преодоления