Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:33, реферат
Монополия представляет исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Из данного определения следует, что по своей природе монополия является прямой противоположностью свободной конкуренции.
Олигополия (от греч. oiigos — немногий, poieo — продаю) представляет господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке.
В США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.
Важнейшим
видом юридических барьеров являются
патенты на изобретения и научно-
Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и т.д. исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться также и на производственные технологии.
Но следует учитывать, что патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное бремя (определенное количество лет) в зависимости от установленного законодательством срока. Соответственно после окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает.
Естественные барьеры возникают по сугубо объективным причинам. И соответственно такие монополии называются естественными, поскольку порождающие их барьеры естественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.
Естественная монополия представляет собой отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточиваются в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
В зависимости от вида естественной монополии существуют следующие виды естественных барьеров:
барьер возведен самой природой — например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это полезное ископаемое. В таком случае у других лиц нет прав на использование данного месторождения, так как закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (но следует учитывать, что данное обстоятельство не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста);
возникновение
монополий продиктовано либо техническими,
либо экономическими причинами, связанными
с проявлением эффекта
Экономические барьеры возникают посредством возведения их самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.
В качестве барьеров для входа в отрасль также могут служить:
собственность
на все предложения
уникальные способности и знания — данные барьеры устанавливаются, например, певцами, художниками, спортсменами, так как только они обладают монополией на использование своих услуг.
5. Олигополия
Олигополия (от греч. oiigos — немногий, poieo — продаю) представляет господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке.
В США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.
Олигополии нередко различными путями (посредством «лидерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают, по крайней мере, выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.
Олигополию можно также охарактеризовать как ситуацию на рынке, когда на нем находятся несколько крупных продавцов (больше, чем в монополии) во главе с ценовым лидером.
При олигополии ценовой лидер осуществляет самые дешевые продажи и контролирует самую большую часть рынка. Товар детализирован по сортам, группам и т.д. Данное обстоятельство проявляется в необходимости завоевания определенной — «своей" — доли рынка.
Классический пример олигополии — большая тройка: GM, Ford, Crysler.
6. Ценовая дискриминация
рынок монополия олигополия конкуренция
В условиях
совершенной конкуренции власть
монополиста над ценой тесно
связана с эластичностью
В связи с этим может возникнуть ситуация, когда фирме выгодно разделить свой рынок, т.е. продавать один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Подобная практика продажи называется ценовой дискриминацией.
В данном случае термин «дискриминация» означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение».
При понижении цены возникает возможность привлечь новых покупателей, которые в противном случае просто не купят продукцию по высоким ценам. Но провести это снижение цен нужно так, чтобы состоятельные покупатели по-прежнему покупали продукцию по высоким ценам (и даже более высоким, чем до дискриминации), не «перебежав» на более дешевый рынок.
Фирма увеличит свою прибыль, если разделит рынок примерно следующим образом:
более богатым
покупателям предложит
более бедным предложит продукцию ниже цены монопольного равновесия.
Самая сложная проблема ценовой дискриминации заключается в том, что монополисту предстоит надежно отделить «дешевый» рынок от «дорогого». Если монополисту не удастся этого сделать, то в таком случае идея максимизации прибыли не сможет быть реализована. Данное обстоятельство объясняется тем, что потребители «дешевого» рынка купят на нем продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке. Рынок несовершенной конкуренции по сути предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Таким образом, общество понесет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни. Если преступить некую степень контроля над ценой, это обернется разрушением и уничтожением богатства общества и в конечном счете приведет к стагнации, застою и т.п.
Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов представляют собой опасные проявления монополизации.
Список использованной литературы
Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономическая теория / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2007.
Ломакин В.К. Экономика. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2008.
Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.
Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на- Дону: Феникс, 2008.
Спиридонова И.А. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007.
Информация о работе Монополия и олигополия в рыночной экономике