Монополия и олигополия в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 23:33, реферат

Краткое описание

Монополия представляет исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Из данного определения следует, что по своей природе монополия является прямой противоположностью свободной конкуренции.
Олигополия (от греч. oiigos — немногий, poieo — продаю) представляет господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке.
В США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.

Файлы: 1 файл

Монополия и олигополия в рыночной экономике.docx

— 27.34 Кб (Скачать)

Важнейшим видом юридических барьеров являются патенты на изобретения и научно-технические  разработки.

Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или  произведений искусства, литературы, музыки и т.д. исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений  и творений. Патенты могут выдаваться также и на производственные технологии.

Но следует  учитывать, что патенты и авторские  права обеспечивают монопольные  позиции лишь на ограниченное бремя (определенное количество лет) в зависимости  от установленного законодательством  срока. Соответственно после окончания  срока действия патента барьер для  входа в отрасль исчезает.

Естественные  барьеры возникают по сугубо объективным  причинам. И соответственно такие  монополии называются естественными, поскольку порождающие их барьеры  естественны, т.е. закономерно присущи  определенному рынку.

Естественная  монополия представляет собой отрасль, в которой производство товара или  оказание услуг сосредоточиваются  в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

В зависимости  от вида естественной монополии существуют следующие виды естественных барьеров:

барьер  возведен самой природой — например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это полезное ископаемое. В таком случае у других лиц нет прав на использование данного месторождения, так как закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (но следует учитывать, что данное обстоятельство не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста);

возникновение монополий продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Экономические барьеры возникают посредством  возведения их самими фирмами-монополистами  или являются следствием неблагоприятной  общеэкономической ситуации в стране.

В качестве барьеров для входа в отрасль  также могут служить:

собственность на все предложения производственного  ресурса — монополия может  поддерживаться в результате владения всеми источниками конкретного  ресурса, необходимого для производства монополизированного товара;

уникальные  способности и знания — данные барьеры устанавливаются, например, певцами, художниками, спортсменами, так  как только они обладают монополией на использование своих услуг.

 

5. Олигополия

 

Олигополия (от греч. oiigos — немногий, poieo — продаю) представляет господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке.

В США  олигополию обычно образуют четыре ведущие  фирмы отрасли, продающие на рынке  до 60% всей продукции.

Олигополии  нередко различными путями (посредством  «лидерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят антимонопольные  законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают, по крайней  мере, выгодные им цены. В силу этого  в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос —  неценовая конкуренция. Соперничество  в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более  эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг  и гарантий покупателям, условий  оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось  воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых  изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

Олигополию  можно также охарактеризовать как  ситуацию на рынке, когда на нем находятся  несколько крупных продавцов (больше, чем в монополии) во главе с  ценовым лидером.

При олигополии ценовой лидер осуществляет самые  дешевые продажи и контролирует самую большую часть рынка. Товар  детализирован по сортам, группам  и т.д. Данное обстоятельство проявляется  в необходимости завоевания определенной — «своей" — доли рынка.

Классический  пример олигополии — большая тройка: GM, Ford, Crysler.

 

6. Ценовая дискриминация

рынок монополия олигополия конкуренция

В условиях совершенной конкуренции власть монополиста над ценой тесно  связана с эластичностью спроса. При прочих равных условиях, чем  меньше эластичность спроса покупателей, тем больше у фирмы-монополиста  возможностей для установления высоких  цен.

В связи  с этим может возникнуть ситуация, когда фирме выгодно разделить  свой рынок, т.е. продавать один и  тот же товар разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в  ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Подобная практика продажи называется ценовой  дискриминацией.

В данном случае термин «дискриминация» означает не ущемление чьих-либо прав, а «разделение».

При понижении  цены возникает возможность привлечь новых покупателей, которые в  противном случае просто не купят  продукцию по высоким ценам. Но провести это снижение цен нужно так, чтобы  состоятельные покупатели по-прежнему покупали продукцию по высоким ценам (и даже более высоким, чем до дискриминации), не «перебежав» на более дешевый  рынок.

Фирма увеличит свою прибыль, если разделит рынок примерно следующим образом:

более богатым  покупателям предложит продукцию  выше цены монопольного равновесия;

более бедным предложит продукцию ниже цены монопольного равновесия.

Самая сложная  проблема ценовой дискриминации  заключается в том, что монополисту  предстоит надежно отделить «дешевый»  рынок от «дорогого». Если монополисту  не удастся этого сделать, то в  таком случае идея максимизации прибыли  не сможет быть реализована. Данное обстоятельство объясняется тем, что потребители  «дешевого» рынка купят на нем  продукцию по низким ценам и перепродадут ее на «дорогом» рынке. Рынок несовершенной  конкуренции по сути предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Таким образом, общество понесет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни. Если преступить некую степень контроля над ценой, это обернется разрушением и уничтожением богатства общества и в конечном счете приведет к стагнации, застою и т.п.

Тайные  соглашения о ценах, создание искусственных  дефицитов представляют собой опасные  проявления монополизации.

 

 

Список использованной литературы

 

Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономическая теория / Под общей  редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2007.

Ломакин В.К. Экономика. Учебник для  вузов. – М.: Юнити, 2008.

Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.

Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.

Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов - на- Дону: Феникс, 2008.

Спиридонова И.А. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007.


Информация о работе Монополия и олигополия в рыночной экономике