Монетарная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции.
Для достижения указанной цели поставлены и решены следующие задачи:
1. раскрытие понятия монетарной политики,
2. анализ принципов монетарной политики,
3. рассмотрение инструментов и критериев монетарной политики,
4. выявление преимуществ и недостатков монетарной политики,
5. анализ особенностей монетарной политики в российской экономике.

Оглавление

Введение.....................................................................................................................3
Гл.1 Общая характеристика монетарной политики...............................................5
1.1 Монетарная политика: понятие и сущность.....................................................5
1.2 Цели и инструменты монетарной политики.....................................................6
1.3Кейнсианский и монетаристский подход к денежно-кредитному регулированию экономики.........................................................................................................10
Гл.2 Механизм функционирования монетарной политики..................................14
2.1 Система мер стимулирующей монетарной политики.....................................14
2.2 Преимущества и недостатки монетарной политики......................................16
2.3 Макроэкономические последствия монетарной политики............................18
Гл.3Монетарная политика в России в условиях финансового кризиса..............21
3.1 Особенности монетарной политики Банка России.........................................21
3.2 Проблемы монетарного регулирования российской экономики в условиях финансового кризиса........................................................................................25
3.3 Пути оптимизации монетарной политики в Российской Федерации...........27
Заключение...............................................................................................................30
Список использованных источников.....................................................................32

Файлы: 1 файл

ПЕЧАТЬ.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Предлагаемые меры для регулирования макроэкономических последствий:

1. Сдерживание базовой (реальной) инфляции и инфляционных ожиданий путем проведения достаточно жесткой кредитно-денежной политики, чтобы не допустить роста общей инфляции под влиянием высоких цен на продовольствие и энергоносители. Национальные центральные банки и кредитно-бюджетные ведомства могут не допустить, чтобы перенос серьезных шоковых воздействий, связанных с высокими ценами на продовольствие (и на энергоносители), привел к стабильному долгосрочному росту инфляции, если будут сдерживать рост базовой инфляции и инфляционных ожиданий путем принятия и неуклонного проведения достаточно жесткой кредитно-денежной политики. Для развивающихся стран это может представлять особые трудности, так как жесткая кредитно-денежная политика может привести к замедлению экономического роста и даже вызвать экономический спад. Однако если допустить рост инфляции в результате проведения либеральной кредитно-денежной политики, последствия будут еще более губительными для перспектив экономического роста и для достигнутых многими развивающимися странами успехов в сокращении масштабов бедности.

2. Оценка последствий принимаемых мер для платежного баланса и целесообразности (допустимости) сокращения валютных резервов. Некоторые страны смогут обеспечить финансирование подорожавшего нетто-импорта продовольствия за счет использования валютных резервов — по крайней мере, на первых порах. Это позволит выиграть некоторое время для того, чтобы скорректировать структуру спроса и стимулировать увеличение собственного производства сельхозпродукции. Однако развивающимся странам, являющимся нетто-импортерами продовольствия и не имеющим достаточных валютных резервов, в ситуации, когда стоимость импорта увеличивается, а условия торговли ухудшаются (то есть стоимость единицы импорта растет быстрее, чем стоимость единицы экспорта), потребуется поддержка платежного баланса, либо им придется пойти на риск девальвации национальной валюты, что приведет к дальнейшему росту внутренних цен на продовольствие.

3. Мобилизация внешней помощи для финансирования дополнительного импорта продовольствия. Страны, не располагающие достаточными валютными резервами, должны быстро мобилизовать дополнительные ресурсы для финансирования импорта продовольствия. Это могут быть средства доноров, оказывающих помощь на двусторонней основе, или международных финансовых учреждений, предоставляемые в виде гуманитарных дотаций, увеличения внешней помощи на цели развития, либо прямая поддержка платежного баланса.

4. Поддержание достаточных валютных резервов, в том числе за счет сокращения второстепенных статей государственного импорта и (или) за счет увеличения экспорта после удовлетворения насущных потребностей в импорте продовольствия.

5. Определение и комплексная оценка издержек от налоговых мер, принимаемых в связи с ростом цен на продовольствие. По всем принимаемым мерам, включая увеличение государственных расходов на финансирование программ поддержки производителей или потребителей и сокращение налогов и импортных тарифов, необходимо провести точную оценку затрат и издержек и их краткосрочных и среднесрочных последствий. Правительствам некоторых стран потребуется внешняя помощь в виде поддержки бюджета для финансирования мер по ликвидации кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Монетарная политика в России в условиях финансового кризиса.

    3.1 Особенности монетарной политики Банка России

      В последние годы денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствии системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности ДКП с состоянием финансового и сектора. В частности, при разработке основных направлений ДКП Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.

       Основная проблема монетарной политики России - поиск способов увеличить на порядок бюджетное и банковское финансирование инвестиций в социально-экономическое и научно-техническое развитие без резкого усиления инфляции. Для перехода к такой политике, стимулирующей развитие, необходимо решить ряд проблем теоретического и практического характера, и в первую очередь выбора целей, инструментов и правил монетарной политики в российских условиях.    

          В начале 1990-х гг. иерархия целей монетарной политики выглядела так: на высшем уровне - конечные цели (темп инфляции, внешний курс рубля, ВВП, инвестиции, занятость), далее следуют промежуточные цели (денежный агрегат М2, процентные ставки коммерческих банков) и операционные (кредиты Правительству РФ, кредиты коммерческим банкам, ставки межбанковского рынка). Такая структура целей являлась следствием применения Банком России преимущественно административных инструментов денежно-кредитного регулирования в тот период. В современных условиях конечной целью денежно-кредитной политики Центробанка РФ является поддержание устойчиво низкой инфляции. Обеспечивая низкую инфляцию, он способствует созданию условий для экономического роста, снижения безработицы, повышению условий жизни населения. Одна из основных функций Банка России заключается в разработке и проведении  взаимодействий  с Правительством РФ единой государственной ДКП. В настоящее время Центральный банк РФ применяет три основных инструмента денежно-кредитной политики: курсовую политику, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установление краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России16.

            Россия при переходе от плановой экономики к рыночной, столкнулась с проблемой крайне высоких темпов инфляции. В основе ее возникновения лежали серьезные структурные диспропорции в экономике, при либерализации цен приведшие в краткосрочном плане к действию механизмов устранения дисбалансов на различных рынках за счет ценовых скачков. Эти процессы сформировали и у субъектов российской экономики устойчивые инфляционные ожидания, несмотря на достаточно длительную тенденцию к замедлению роста цен.

       Важную роль в ограничении роста цен играет курсовая политика Банка России, который исходит из того, что радикальные изменения в формах и методах проведения ДКП нецелесообразны. Он будет стремиться к постепенному отказу от управления динамикой обменного курса рубля, т. е. к использованию режима его свободного плавания.

       Несколько лет назад большинство центральных банков проводило свою ДКП на основе регулирования процентных ставок, т. е. определяя цену денег в экономике. Банк России также исходил из того, что основным ориентиром в развитии системы инструментов его денежно-кредитной политики должно быть постепенное увеличение значения процентной ставки. Банк начал проводить более активную процентную политику. Банк России корректировал уровень ставки рефинансирования  за счет ставки своим инструментом на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и инфляцию. Так, в начале 2006 г. для изъятия избыточной ликвидности Банк России несколько раз повышал ставки по депозитам коммерческих банков в Центральном банке. Для денежно-кредитной политики это означало усиление внимания к процентной политике в процессе контроля за темпами денежного предложения.

        Кроме того, необходимость присутствия на валютном рынке существенно лимитирует возможности Банка России по использованию процентной политики для достижения стоящих перед ним целей. При свободном движении капитала решающим условием для начала полноценного использования процентной ставки как основы процесса принятия решений в области денежно-кредитной политики должен стать переход к режиму плавающего валютного курса.

         Эффективность того или иного метода регулирования ликвидности, в том числе и процентной политики, зависит от складывающегося в определенный период способа формирования денежного предложения.

          В последнее время механизм создания денег Центральным банком характеризуется тем, что рубли поступают в банковскую систему в основном в результате покупки иностранной валюты Банком России. Большой приток ликвидности в экономику делает спрос коммерческих банков на кредиты Центрального банка незначительным17.

        Банк России намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка. Основой инфляционного таргетирования выступает устойчивость взаимосвязанных и сбалансированных процессов, которые сложились в экономической системе в предшествующий период. Соответственно возможность их изменения не учитывается центральными банками, объявившими о переходе к таргетированию инфляции. Планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте ДКП для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие.

         Поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2009—2011 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной. Банком России также продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок. Мы полагаем, что активизация процентной политики Банка России, усиление воздействия его кредитной политики на реальную экономику, а также на формирование денежного предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в осуществлении мероприятий по их регулированию18.

       Таким образом, Банк РФ - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики. 

 

3.2 Проблемы монетарного регулирования российской экономики в условиях финансового кризиса.

         Проведение монетарной политики ЦБ РФ в условиях финансового кризиса неизбежно сталкивается с рядом проблем.

  • Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).
  • Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

Дефицит денежной массы  в обращении и устойчиво высокие  расходы государства приводят к  росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной  структуре. Причины роста налично-денежного  оборота многообразны. К ним можно  отнести:

  • экономический кризис;
  • кризис неплатежей;
  • кризис наличности;
  • плохая организация системы межбанковских расчетов;
  • замедление расчетов;

Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий  с целью ухода от налогов и  расширение наличных платежей за пределами  банковской системы.

Информация о работе Монетарная политика Российской Федерации