Существенное снижение ставки процента в
результате роста предложения денег может
не привести к серьезному увеличению инвестиционных
расходов, если их чувствительность к
изменению ставки процента низка (кривая
инвестиций крутая) .
Возможные сбои
в действии механизма денежной
трансмиссии.
Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения
денег, которые также снижают эффективность
монетарной политики.
Противоречивость целевых ориентиров
(дилемма целей) монетарной политики. Дело
в том, что центральный банк не может одновременно
регулировать и предложение денег, и ставку
процента, поскольку оба эти показателя
определяют координаты точки равновесия
денежного рынка.
В результате монетарная
политика может привести к дестабилизации
экономики. Если центральный банк для
стабилизации экономики ставит своей
задачей не контроль предложения денег,
а поддержание на неизменном уровне ставки
процента, то рост дохода (выпуска) в период
подъема приведет к росту трансакционного
спроса на деньги и, следовательно, общего
спроса на деньги, что при неизменном предложении
денег вызовет увеличение ставки процента.
Потеря Центральным банком
контроля над предложением денег в условиях
зависимости монетарной политики от фискальной
политики правительства. В этом случае
предложение денег также превращается
из экзогенной величины в эндогенную.
Если деятельность центрального банка
направлена на решение бюджетных проблем,
т.е. обеспечение финансирования роста
государственных расходов (при проведении
правительством стимулирующей фискальной
политики) или финансирования дефицита
государственного бюджета, то монетарная
политика становится полностью подчиненной
решению проблем фискальной политики.
Кроме того, монетарная
политика Центрального банка не может
быть независимой, а предложение денег
экзогенной величиной в открытой экономике
при режиме фиксированных валютных курсов,
поскольку изменение предложения национальной
валюты (валютные интервенции ЦБ), особенно
в условиях абсолютной мобильности капитала,
подчинено цели поддержания на неизменном
уровне валютного курса национальной
денежной единицы.
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ
МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Усиление контроля
государства над денежной массой, ужесточение
борьбы с инфляцией
Негативные социальные и
экономические последствия инфляции вынуждают
правительства разных стран проводить
определенную экономическую политику.
Антиинфляционная политика насчитывает
богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных,
бюджетных мер, налоговых мероприятий,
программ стабилизации и действий по регулированию
и распределению доходов. Цель антиинфляционной
политики заключается в том, чтобы установить
над инфляцией контроль и стабилизировать
цены. Антиинфляционная политика представляет
собой комплекс мер по государственному
регулированию экономики, направленных
на борьбу с инфляцией в виде главных составляющих
ее воздействия – инфляции спроса и инфляции
издержек. В международной практике с
этой целью используются две линии антиинфляционной
политики:
-дефляционная политика (регулирование
спроса) – в виде методов ограничения
денежного спроса через денежно-кредитный
и налоговый механизмы: снижения государственных
расходов, повышения процентной ставки
за кредит, усиление налогового пресса,
ограничение денежной массы.
- политика доходов – в виде
параллельного контроля за ценами и заработной
платы путем полного замораживания или
установления пределов их роста.
Значительную роль в антиинфляционном
регулировании играют два фактора:
-трактовка самого понятия (феномена)
инфляции, сущности и форм ее проявления;
-разработка инструментов экономической
политики, направленной на ограничение
инфляции.
Основные теоретики и представители
современной экономической мысли по-разному
оценивают роль инфляции и меры борьбы
с ней. Кейнсианцы признают инфляцию как
положительное явление в условиях:
- кризисных спадов – инфляция
стимулирует рост экономики;
-периодов подъема – ползучая
инфляция полезна и даже необходима.
В качестве меры борьбы с инфляцией,
имеющей высокие темпы, кейнсианцы предлагают:
параллельно дефляционную политику и
политику доходов.
Монетаристы признают действенным
только меры, направленные против инфляции
спроса; с инфляцией издержек возможна
борьба лишь с помощью усиления рыночно
– конкурентных основ экономики. Государству
при этом отводиться пассивная роль.
Сторонники теории «экономики
предложения» признают только один антиинфляционный
путь – стимулирующее развитие производства
и предложения товаров.
Сторонники теории «структурной
инфляции», признавая галопирующую инфляцию
полезной в развитии экономики, в качестве
антиинфляционной меры предлагают определенную
структурную перестройку экономики.
Косвенные методы борьбы с инфляцией
включают:
-регулирование общей массы
денег через управление "печатным станком";
-регулирование процентных
ставок коммерческих банков через управление
ими Центробанком;
-обязательные денежные резервы
коммерческих банков;
-операции Центрального банка
на открытом рынке ценных бумаг;
Прямое регулирование покупательной
способности денежной единицы включает
в себя такие методы, как:
-прямое и непосредственное
регулирование кредитов и их распределения
государством;
-государственное регулирование
цен;
-государственное регулирование
пределов заработной платы;
-государственное регулирование
внешней торговли и операций с иностранным
капиталом;
-государственное регулирование
валютного курса.
Меры денежно-кредитной политики
предусматривают воздействие и на спрос
(через цену кредита) и на предложение
денег с целью их параллельного ограничения.
Специалисты считают, что при всех недостатках
меры по управлению спросом во многом
соответствуют современной экономической
структуре развитых стран.
Методы, направленные на прямое
ограничение роста цен и доходов, прежде
всего заработной платы, образуют содержание
политики доходов. Они могут использоваться
вне зависимости от фазы циклического
развития производства. Однако максимальная
эффективность отмечается в условиях,
когда основной причиной инфляции является
рост издержек.
Используется широкий спектр
политики доходов. Экстремальным вариантом
политики доходов является вариант прямого
контроля над уровнем цен и заработной
платы путем их "замораживания". Считается,
что эта мера лишь откладывает инфляционный
всплеск и ведет к появлению скрытых форм
инфляции. Предпочтение отдается более
гибким формам контроля: разрешению повышения
цен в определенных пределах и при соблюдении
ряда условий, повышению цен при оповещении
органов контроля о темпах роста заработной
платы при заключении коллективных договоров.
Появляются новые, более мягкие формы,
такие как политика ограничения заработной
платы с помощью налогов. Целью налоговой
политики является уменьшение налогового
бремени (сокращение предельных ставок
подоходного налога), которое через изменение
относительных цен стимулирует инвестиции
и сбережения, что в свою очередь способствует
росту предложения.
С учетом того, что инфляция
в России сильно отличается от инфляции
в других стран, методы борьбы с ней, также
как саму инфляцию, необходимо рассматривать
отдельно. Впервые реально столкнувшись
с серьезными инфляционными проблемами
в начале 90-х, как таковой эффективной
антиинфляционной политики в стране не
наблюдалось. В частности, при переходе
к рыночной экономике, правительством
использовалась ортодоксально-монетаристская
программа финансовой стабилизации, предложенная
МВФ. Ее основными элементами были:
-либерализация цен на товары
и услуги;
-приватизация, охватившая примерно
80% государственной собственности;
-либерализация внешнеэкономической
деятельности, включая переход к плавающему
курсу рубля;
-борьба с растущей инфляцией
путем ограничения денежной массы и предложения
денег.
Можно выделить следующие основные
параметры функциональной экономической
системы по регулированию уровня инфляции,
которые необходимо поддерживать на определенном
уровне:
-оптимальным параметром можно
считать годовой уровень инфляции в размере
2-3%, предполагающий устойчивый экономический
рост;
-если увеличение индекса цен
превышает 40%, то экономический рост, как
правило, прекращается – это пороговое
значение данного показателя;
-при годовом уровне свыше 100%
начинаются спад промышленного производства
и снижение стоимости ВВП – это критическое
значение данного показателя.
Структурирующим элементом
функциональной экономической системы
по регулированию уровня инфляции является
денежно-кредитная политика Банка России,
который наиболее активно должен использовать
также инструменты монетарного регулирования,
как:
-уровень процентной ставки
Центрального банка;
-политика обязательных резервов;
-операции на открытом рынке;
-рефинансирование коммерческих
банков;
-курсовая политика;
-таргетирование уровня инфляции.
Сегодня при умеренной макроэкономической
политике правительства и ЦБ вполне инфляцию
можно удержать, не давая ей превысить
уровня 15%. Если политика будет слишком
мягкой, то возможен и более быстрый рост
цен. На снижение инфляции действует падение
спроса на нефть, бензин, авиакеросин,
цемент, металлопродукцию, удешевление
аренды. Однако есть еще и множество факторов,
с которыми необходимо бороться для снижения
инфляции, это: удорожание импортных товаров,
в результате чего и отечественные предприятия
пытаются поднимать цен, повышение тарифов
естественных монополий и тарифов ЖКХ.
3.2. Усиление стабилизирующей
задачи монетарной политики
Достижение финансовой
стабилизации – это одна из первоочередных
задач экономической политики любого
государства с рыночной экономикой.
Суть финансовой стабилизации
– достижение стабилизации национальной
валюты.
Только стабилизация рубля может дать
ожидаемый эффект – повысить производство
продукции, избежать утечки капитала за
рубеж и др.
Необходимость финансовой
стабилизации вытекает из либерализации
цен. Учитывая, что в плановой экономике
все цены государственные, они сразу после
их освобождения, начинают расти. Необходимо
подготовиться к этому и не допустить
большого роста цен, а если он все-таки
происходит, то добиться затем того, чтобы
цены стабилизировались. Главным инструментом
финансовой стабилизации в условиях рыночной
экономики является бюджетная и рыночная
политика. Т. е. нужно ограничить количество
денег в обращении, ограничить рост денежной
массы, с одной стороны. С другой стороны,
для того, чтобы ограничить рост денежной
массы, нужно иметь сбалансированный бюджет.
Желательно ликвидировать бюджетные дефициты,
желательно иметь и профицит (если растут
расходы бюджета, то чтобы доходы росли
быстрее). В стабилизации цен собственно,
смысл финансовой стабилизации – добиться
низкого уровня инфляции или нулевого
уровня инфляции и тем самым создать условия
для будущего экономического роста. В
теории предполагается, что устойчивый
экономический рост достигается в условиях
финансовой стабильности, когда курс национальной
валюты стабилен, когда низкий рост цен
и т.д. При переходе от плановой экономики
мы сталкиваемся с тем, что должна быть
очень жесткая финансовая политика для
того, чтобы справиться с проблемой инфляции.
Правительство РФ попыталось добиться
финансовой стабилизации уже в начале
1992 года.
Для финансирования дефицита бюджета
опять используются кредиты Центрального
Банка. Надеяться на размещение государственных
ценных бумаг среди населения нельзя,
т.к. правительство прекратило обращение
облигаций государственного внутреннего
займа 1992 года, усилив недоверие людей
ко всем ценным бумагам государства.
Желание форсировано преодолеть бюджетный
дефицит усилило спад производства, что
подрывает доходную базу бюджета.
Ослабление финансовой политики немедленно
проявилось в увеличении налично-денежной
эмиссии. Уменьшившись в январе почти
на треть, по сравнению с декабрем (до 17
млрд. руб.), в феврале она достигает 24 млрд.
руб., а в марте - уже 37 млрд. руб.
Как один из главных признаков успеха
своей макроэкономической политики правительство
рассматривает повышение, а затем относительную
стабилизацию обменного курса рубля на
валютном рынке, Но основной причиной
повышения была не финансовая политика
российского правительства
Таким образом, цели,
которую поставило перед собой Правительство
- добиться быстрой финансовой стабилизации
- достичь фактически не удалось.
Главное, чего удалось
добиться в результате первых шагов экономических
реформ - преодолеть товарный дефицит
и отвести от страны угрозу надвигающегося
голода зимой 1991-1992 года, а также обеспечить
внутреннюю конвертируемость рубля. Понадобилось
еще четыре года, чтобы рубль обрел хоть
какую-то стабильность - в 1996 году. И еще
три года на обретение страной хотя бы
первичной сбалансированности бюджета
- это произошло уже в 1999 году. Итого семь
лет на решение самых первых задач макроэкономической
стабилизации. Продолжающийся уже десятилетие
спад инвестиций и слабый интерес зарубежного
бизнеса к российским предприятиям, нестабильность
условий для производства, многие пороки
приватизации - все это в значительной
мере связано с длительной незавершенностью
процессов финансовой стабилизации.
Снижение инфляции
почти до нуля в 1996 г. сопровождалось не
подъемом инвестиционной активности,
как ожидалось согласно официальной доктрине
экономической политики, а наоборот, резким
сокращением капитальных вложений — на
18% по сравнению с прошлым годом.
Ориентиры программы
Президента, предусматривавшие удвоение
потока капиталовложений к 1998 г., создание
системы государственного стимулирования
инвестиционного процесса, структурный
поворот в сторону высокотехнологичных
отраслей разработчиками программы Правительства
отменены. Согласно новым планам в 1998 г.
объем инвестиций все еще на 10% меньше,
чем в 1995 г., а в 2005 г. останется на 42% ниже
докризисного уровня. Закрепляется сырьевая
структура российской экономики.
3.3. Использование мирового
опыта в осуществлении монетарной политики
государства
Рассмотрим ключевые аспекты
развития денежно-кредитной политики
развитых стран мира.
Великобритания
Банк Англии
— консультант правительства
по вопросам денежно-кредитной
политики и ее проводник. В
послевоенный период он использовал
практически все основные методы
денежно-кредитной политики (как
общие, так и селективные).
В 40-е гг. денежно-кредитная
политика в соответствии с
кейнсианскими рецептами рассматривалась
как дополнение к финансовой и была нацелена
главным образом на максимальное удешевление
государственного долга: проводилась
политика «дешевых» денег, т.е. поддержания
ссудного процента на низком уровне.