Монетарная государственная политика: виды, цели, задачи, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Экономика и общество России переживают период глубоких преобразований и потрясений. Теперь Россия идет по избранному пути перехода к рыночной экономики и новому общественному укладу. Сейчас российская экономика находится на стадии становления, которое идет достаточно сложно. И это понятно. Ведь в истории не было еще такого примера, когда бы страна с социалистическим строем за короткий период времени пыталась бы полностью перестроиться и встать на путь капиталистической экономики. Поэтому очень важно, какую модель денежно - кредитной политики выберет сейчас наша страна.

Оглавление

Введение 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 5
1.1. Монетарная политика: понятие, цели и задачи 5
1.2Основные инструменты монетарной политики 7
1.3Виды монетарной политики 10
2. АНАЛИЗ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 12
2.1 Оценка результативности российской монетарной политики, конца ХХ начала ХХI века 12
2.2 Основные проблемы российской монетарной политики 16
2.3 Преимущества и недостатки монетарной политики. 18
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ 22
3.1 Усиление контроля государства над денежной массой, ужесточение борьбы с инфляцией 22
3.2 Усиление стабилизирующей задачи монетарной политики 26
3.3 Использование мирового опыта в осуществлении монетарной политики государства 29
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 92.58 Кб (Скачать)

     2)снижение учетной ставки процента; 
     3)покупка Центральным банком государственных ценных бумаг. 
      Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании Центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 

     1)повышение нормы резервных требований;

     2)повышение учетной ставки процента; 
     3)продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. 
 
 
 
Рис 1. Виды монетарной политики

 
Рост предложения денег (рис 1,а) ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от АD1  до АD2). Это обеспечивает рост выпуска от Y1  до потенциального объема выпуска Y* и, следовательно, служит средством преодоления рецессии и использования ресурсов на уровне их полной занятости.

Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег, к которым относятся: 
•  повышение нормы обязательных резервов;

•  повышение учетной ставки процента;

•  продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Уменьшение предложения денег (рис. 1б) сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от АD1  до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от P1  до Р2 (поэтому выступает антиинфляционной мерой) и возвращение величины выпуска У1 к своему потенциальному уровню Y*.

2. АНАЛИЗ МОНЕТАРНОЙ  ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2.1. Оценка результативности российской монетарной политики, конца ХХ начала ХХI века

Денежно-кредитная  политика является одной из составных  частей финансовой политики государства. В зависимости от экономической ситуации и конъюнктуры государству приходится выбирать приоритетные цели монетарной политики, поскольку мероприятия, направленные на достижение указанных целей, могут оказывать двойственное влияние. Цели денежно-кредитной политики России отражены в таблице 1.

     Таблица 1

Эволюция  целей денежно-кредитной политики России

в 1992-2007 гг.

Год

Цели денежно-кредитной политики.

1992

Сохранение  управляемости в народном хозяйстве, поддержание ликвидности предприятий  и противодействие инфляционному  давлению.

1993

Сокращение  инфляции и ограничение темпов спада в экономике.

1994

Снижение инфляции, создание условий для стабилизации производства и осуществление институциональных и структурных изменений.

1995

Снижение инфляции в среднем на 4% в месяц в  течение года, соответствие динамики предложения денег (увеличение агрегата М2) задаче проведения антиинфляционного экономического курса.

1996

Снижение уровня инфляции и укрепление курса национальной валюты при ограничении дефицита бюджета на уровне 4% ВВП.

1997

Удержание внутренней и внешней стабильности национальной валюты как необходимого условия для восстановления не инфляционного экономического роста.

1998

Снижение инфляции на 5-8% в целом за год, поддержание  стабильной национальной валюты, ВВП на уровне 100-102% в год от предыдущего.

1999

Снижение инфляции (в пределах до 30%) при ограничении спада в экономике (сокращение объема ВВП на 3%).

2000

Снижение инфляции (18%) при сохранении и возможном  ускорении темпов роста ВВП (1,5%). При этом создаются условия для  снижения безработицы и роста  реальных доходов населения.

2001

Закрепление и  развитие тенденций устойчивого  роста экономики (рост ВВП на уровне 4%), последовательное повышение уровня жизни населения, снижение инфляции (12-14%), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики.

2002

Снижение инфляции до уровня, при котором обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания долговременного экономического роста (14,3-15,5%), развитие институциональной инфраструктуры рыночной экономики.

2003

Ограничение прироста потребительских цен в пределах 10-12%.

2004

Ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-10%.

2005

Ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5-8,5%.

2006

Ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-9%.

2007

Ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8%.


 

 

     Основной  задачей  денежно-кредитной политики России  в первые годы рыночных реформ  была борьба с инфляцией, вызванной  либерализацией цен в начале 1992 г. Ставка рефинансирования Банка  России поддерживалась на высоком  уровне и имела тенденцию роста  вплоть до начала 1995 г., после чего  стала снижаться по мере ослабления инфляции . Ставка рефинансирования является инструментом регулирования масштабов кредитования. При этом для заемщика главную роль играет не номинальная ставка процента, а ее реальная величина с учетом уровня инфляции. В 1993-1994 гг. номинальная ставка рефинансирования была высокой. Но уровень инфляции был настолько выше, что реальная ставка рефинансирования имела даже отрицательные величины. Таким образом, наблюдалось значительное несоответствие динамики ставки процента и уровня инфляции. Внешне жесткая кредитная политика в России в 1993-1994 гг. не выполняла свою роль сдерживания инфляции, а, наоборот, способствовала росту масштабов кредитования экономики.

     В 1995-1996 гг. ситуация  коренным образом  изменилась. Реальная  ставка рефинансирования стала  иметь довольно высокие  плюсовые  значения, что постепенно сокращало  объемы кредитования. Такая реально  жесткая денежно-кредитная политика  действительно способствовала снижению инфляции, но при этом привела к ряду отрицательных финансовых явлений. Основным негативным последствием чрезмерно высоких ставок кредитования стал спад ВВП и промышленного производства в стране. Кроме того, политика дорогих денег вызвала нарушения нормального платежного оборота между предприятиями, что в свою очередь привело к переходу на бартер и коммерческие векселя.

     Жесткость  денежно-кредитной политики того  периода в России была оправдана  основной задачей ее реализации  – борьбой с чрезмерной инфляцией, которая являлась основной проблемой  экономики вплоть до начала 1997г.

     Но  с фактическим  преодолением сильной  инфляции  главными задачами денежно-кредитной  политики должно стать стимулирование  экономического роста путем расширения  масштабов кредитования реальной  экономики и упорядочения платежных  отношений между предприятиями. Поэтому в 1997 г. денежно-кредитная  политика Банка России была  направлена на привлечение инвестиций  в реальный сектор посредством  резкого снижения доходности  по операциям с государственными  краткосрочными облигациями и  снижения ставки рефинансирования. Но денежно-кредитная политика  России попала под влияние  целого ряда финансовых кризисов: сначала Восточно-Азиатского, затем, мирового, и наконец, финансового  кризиса в России в августе 1998 г.

     После кризиса 1998 г. Центральному банку РФ вновь  пришлось решать задачу темпов  инфляции в стране. В 1999-2000 гг. темпы  инфляции уверенно снижались, составив 36% и 21% соответственно против 84% в 1998 г. Вместе с тем эффективность антиинфляционной политики была низкой, поскольку итоговые значения инфляции каждый год оказывались выше целевых показателей, закладываемых в основных направлениях денежно-кредитной политики и законе о бюджете.

     Начиная с 2000 г. Цены на сырьевой экспорт  России, прежде всего на нефть, имеют тенденцию  к значительному  росту. Это позволяет  России, начиная с 2000 г., осуществлять исполнение бюджета с профицитом, своевременно выполнять долговые обязательства РФ, что явилось основным фактором повышения кредитного рейтинга России и повышения интереса к России как к объекту вложения капиталов.

      Конституцией  РФ на Правительство возложено  обеспечение проведения единой  финансовой, кредитной и денежной  политики. В марте 2001 г. Правительством  РФ была одобрена стратегия  развития России до 2010 г. Для ее  реализации Правительству РФ  необходимо учитывать как внешние  факторы (в первую очередь мировые  цены, в том числе на нефть  и нефтепродукты), так и внутренние  условия развития страны. Причем  последние следует рассматривать  как объективные (демографические  факторы, состояние производственного  аппарата и др.) и параметры, на  которые Правительство может  не только влиять, но и изменять  в заданном направлении (темп  инфляции, валютный курс рубля, ставки  налогов и сборов и т.д.).

 

2.2. Основные проблемы российской монетарной политики

Денежно-кредитная политика, проводимая Центральным банком на протяжении многих лет, отражает поверхностно и не конкретно основные тезисы о росте инфляции и валютной политике. При этом целевые показатели не всегда точные и вопрос реализации задуманных целей весьма сомнителен по многим аспектам. Это государственная политика в части выполнения своих обязательств и проведения структурных реформ, государственная фискальная политика, уровень оптовых цен и тарифов, инфляционное ожидания, цены на сырье естественных монополий, конъюнктура мирового рынка на основные показатели рынка российского сырья, состояние платежного баланса. Таким образом, Центральный банк снимает с себя ответственность за неисполнение целевого уровня инфляции, перекладывая ее на Правительство РФ.

Основные предположения при разработке денежно-кредитной политики - неизменность конъюнктуры рынка, отсутствие макроэкономического анализа. Вместе с тем уже не вызывает сомнений, что эти изменения каждый год весьма значительны. Как результат, денежно-кредитная политика не представляет сценарных стратегий осуществления денежно-кредитного регулирования, т.е. фактически Центральный банк не готов к «встрече» с неблагоприятными условиями рынка.

Это дает основание расценивать денежно-кредитную политику, осуществляемую Банком России, как политику следования за основными экономическими направлениями. Кроме того, что целевые показатели денежно-кредитной политики не конкретные, не проводится разработка статистических параметров и, соответственно, вариантных сценариев для обеспечения оптимального уровня развития экономики.

На первый взгляд, данный закон противоречит условиям независимости Центрального банка, определяемым Конституцией и соответствующим мировой практике. Однако после подробного анализа денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, институциональных преобразований в части ее совершенствования и формирования условий качественного денежно-кредитного регулирования, становится ясно, что в настоящее время Банк России не может взять на себя полную ответственность в вопросах макроэкономического регулирования денежно-кредитных процессов.

Центральный банк неоднократно ссылался на государственную политику, осуществляемую правительством, как на фактор, препятствующий выработке стратегических ориентиров и конкретных решений при разработке, а затем при проведении денежно-кредитной политики (об этом свидетельствует отсутствие в денежно-кредитной политике конкретных показателей или их сомнительность ввиду непредсказуемости государственной политики).

Правительство не может допустить, чтобы в государственной денежно-кредитной политике отсутствовали целевые показатели инфляции, процентные ставки, объемы денежной эмиссии. Поэтому очевидна необходимость создания единого документа, формирующего согласованные позиции Центрального банка и Правительства РФ в части денежно-кредитного регулирования экономики.

В связи с этим Государственная Дума и российская научная общественность неоднократно выдвигали предложения о сокращении степени независимости Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования и о более активном вовлечении в данный процесс Государственной Думы и Правительства РФ в целях улучшения качества денежно-кредитной политики, усиления процессов рефинансирования коммерческих банков Центральным банком, сокращения информационного разрыва между ЦБ и остальной общественностью, а также с целью формирования благоприятных ожиданий участников рынка. Это является необходимым условием для успешного проведения государственной денежно-кредитной политики. Между тем вероятность лишить Банк России всех признаков независимости, весьма велика и при пролонгации сегодняшней ситуации все более увеличивается.

 

 

2.3. Преимущества и недостатки монетарной политики.

 

 К преимуществам монетарной политики можно отнести: 

Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг представляет собой период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению.  Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг центральным банком принимается быстро, а поскольку эти бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и безрисковы, то  проблем с их продажей населению и банкам не возникает.

Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска.  

Эффект мультипликатора. Монетарная политика, как и фискальная политика, имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику, причем действуют два мультипликатора. Банковский мультипликатор обеспечивает процесс депозитного расширения, т.е. мультипликативное увеличение денежной массы, а рост автономных расходов в результате снижения ставки процента в условиях роста предложения денег мультипликативно (с эффектом мультипликатора автономных расходов) увеличивает величину совокупного выпуска.  

 

     Недостатки монетарной политики следующие:

Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде.

Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой.

Политика «дешевых денег», проводимая центральным банком, может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные  возможности банков, однако такая возможность может не превратиться в действительность.

 

     Реакция денежного рынка на  рост предложения зависит от  вида кривой спроса на деньги. Серьезное падение ставки процента произойдет только в случае, если кривая спроса на деньги крутая, т.е. если чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению ставки процента (кривая спроса на деньги пологая), то увеличение предложения денег не приведет к значительному снижению ставки процента .

Информация о работе Монетарная государственная политика: виды, цели, задачи, инструменты