Модели социальных организаций на системном уровне. Факторы выбора модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Организация как форма социальной общности поистине вездесуща. Люди работают в организациях разного типа, живут в организованных поселениях, покупают все, что требуется для жизни, в основном в торговых организациях, учатся, отдыхают, рождаются, отправляются на кладбища – все это происходит в организациях или через них. Поэтому в возникновении, функционировании и развитии общества ничего нельзя понять без изучения его организационных форм.

Оглавление

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты социальных организаций 5

2. Типология социальных организаций и факторы выбора модели 11

3. ОАО Татнефть как социальная организация 18

Заключение 27

Список используемых источников 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТО.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ» 
 
 
 

Кафедра общего менеджмента 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По дисциплине «Теория организации» 

На тему: «Модели социальных организаций  на системном уровне. Факторы выбора модели» 
 
 
 

Автор курсовой работы                              __________________   Яруллин Р.М.

Группа                                                                                                                   306

Научный руководитель                              _______ ассистент Газизуллина А.Р. 

                                                                                 «___» _______________2010 г. 
 

Казань  2010

          Содержание 

Введение                                                                                                                   3

1. Теоретические аспекты социальных организаций                                           5                                 

2. Типология социальных организаций и факторы выбора модели                 11                                 

3. ОАО Татнефть как социальная организация                                                  18                    

Заключение                                                                                                             27

Список  используемых источников                                                                      29                                                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

            Организация как форма социальной  общности поистине вездесуща.  Люди работают в организациях  разного типа, живут в организованных  поселениях, покупают все, что  требуется для жизни, в основном  в торговых организациях, учатся, отдыхают, рождаются, отправляются на кладбища – все это происходит в организациях или через них. Поэтому в возникновении, функционировании и развитии общества ничего нельзя понять без изучения его организационных форм.

             Ключевое понятие, с которого следует начать анализ феномена организации, - это социальная система. Социальная система есть особый класс систем (наряду с техническими, биологическими, кибернетическими, экологическими и др.), элементами которых являются люди и возникающие между ними отношения.

            Среди социальных систем различаются  гомогенные, состоящие только из  одних социальных элементов- людей,  и гетерогенные, в которые, наряду  с человеком, включены элементы иной природы: социально-технические (предприятие, город).

             В принципе организация представляет  собой высший уровень развития  социальных систем. Но применительно  к социальным объектам  термин  «организации» употребляется в трех смыслах.

     Современная организация представляет собой  открытую систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, среди которых выделяют: цели, задачи, средства производства, технологии, информацию, персонал и структуру.

     В России весьма интенсивно создаются  и ликвидируются организации  различных правовых форм и организационных структур. Значительная часть людей уже попробовала себя в роли собственников или руководителей малых и средних компаний. Другая часть думает о том, стоит ли создавать собственное дело или следует идти в наем менеджером, продавцом, т.д.  Умение профессионально руководить организацией или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний.                          Каждая организация в чем-то индивидуальна, она имеет адрес, национальность, права и ответственность, биографию, менталитет и т.д. Однако есть и много общего в мире организаций. Мы попытаемся разобраться в социальных организациях как процессе и явлении с теоретической и практической точек зрения.

     Каждый  конкретный человек – это часть  организации, проводящий в ней значительное время. Поэтому он должен знать основные законы и принципы функционирования организаций, уметь использовать их в практической деятельности, чтобы достичь гармонии отношений.

     Основной  задачей данной курсовой работы является рассмотрение моделей социальных организаций, выявление основных факторов и методов выбора модели, рассмотрение основных и наиболее значимых свойств социальных организаций, а так же наглядное изображение социальной организации на определенном примере.

       Объектом данной работы является изучение понятия «социальные организации».

       Предметом курсовой работы являются особенности взаимодействия людей в различных социальных организациях.

     Актуальность данной работы обусловлена необходимостью уделять должное внимание теоретическим основам функционирования социальных организаций. Это важно для того, чтобы методы развития, внедряемые менеджерами, соответствовали уровню естественного развития организации.

     В работе использованы материалы научной литературы, периодических изданий, а так же интернета. 
 
 
 

  1. Теоретические аспекты социальных организаций и их классификация
 

     Организация составляет основу мира менеджеров, она  является причиной, обуславливающей  существование менеджмента.

     Организацией  может называться искусственное  объединение институциального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация  выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении словом «организация» можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольческий союз и т.д.    

      Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться  организацией. К ним относятся:

1) Наличие  по крайней мере двух людей,  которые считают себя частью  этой группы

2) Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

3) Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

     Соединив  в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: «Организация - это группа людей, деятельность которых  сознательно координируется для  достижения общей цели или целей».

     Социальные  организации охватывают различные  сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей  через социализацию создают условия  и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных  норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил. В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы. К объективным  относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

      В социальной организации имеются  формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Формальный лидер (руководитель) назначается вышестоящим руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями. Неформальный лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

      В коллективе могут существовать несколько  неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

      Вышестоящее руководство должно стремиться при  назначении руководителя учитывать  возможность совмещения в одном  лице формального и неформального  лидера.

      Основу  социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

     Социальные свойства организации таковы:

     1) Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей, поэтому на первом плане при изучении ее стоят такие проблемы, как выяснение ее целей и функций, эффективности результатов, мотивации и стимулирования персонала.

          2) Организация складывается как человеческая общность, специфическая  социальность, то есть совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности-конфликтности.

        3) Организация объективируется как безличная структура связей и норм, детерминированная административными и культурными факторами. Предметом анализа организации в этом смысле выступает агрегированная целостность, построенная  иерархически и взаимодействуя с внешней средой. А основные проблемы здесь – равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость организации.

     Один  из наиболее распространенных взглядов на организацию - системный взгляд. Он позволяет находить в человеческой организации много общего со значительным классом явлений. Справедливости ради, стоит сказать, что его чрезмерная абстрактность выражает не столько закономерности реальных процессов, сколько правила построения абстрактных моделей. Тем не менее, системному мышлению нельзя отказать в организующем влиянии на работу исследователя. Рассмотрим некоторые положения теории систем в приложении к организациям.

     Система (от греч. - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

     Социальные  системы в зависимости от поставленных целей могут быть образовательными, экономическими, политическими, медицинскими и др. На (рис.1) приведены основные виды  социальных систем по направленности их деятельности. 

     

     Рис.1 основные виды  социальных систем по направленности их деятельности 

     Наиболее  распространены социально–экономические системы. Социальные системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными организациями. Таким образом, существует   социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Каждый из этих видов имеет приоритет собственных целей. Так, для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

Информация о работе Модели социальных организаций на системном уровне. Факторы выбора модели