Миграция населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:38, доклад

Краткое описание

Данная тема доклада: «Миграции населения» является актуальной в настоящее время, т.к. современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия.

Оглавление

Введение 3
Общие сведения о миграции населения 4
1.1 Виды миграций 4
1.2 Иммиграция населения 5
1.3 Эмиграция 6
1.4 Урбанизация 6
2. Трудовая миграция населения и становление глобального рынка труда 7
3. Трудовая эмиграция в Украине как фактор развития рынка труда 10
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Миграция.docx

— 143.74 Кб (Скачать)

Источник: авторские расчеты по данным Госкомстата

Итак, при принятых предположениях количество безработных в Украине  в І половине 2008 г. было бы в 1,63 раза большим, а уровень безработицы - в 1,57 раза больше фактически зафиксированного уровня.

Как показали результаты выборочного  обследования по вопросам трудовой миграции, среди лиц, выезжавших работать за границу  в 2005-2007 гг. и в первой половине 2008 г., почти нет предпринимателей-работодателей  и самозанятых (вне личного подсобного хозяйства). Очевидно, с одной стороны, основная часть наиболее предрасположенных  к предпринимательской деятельности контингентов трудовых мигрантов прекратили миграционную активность и открыли  собственное дело в Украине еще  до 2005 г. или же осуществляют предпринимательскую  деятельность за границей. С другой стороны, чрезвычайно низкий уровень  вовлечения лиц, имеющих опыт трудовых миграций, в предпринимательскую  деятельность, является следствием недостаточно благоприятных условий для открытия собственного дела в Украине. О последнем  свидетельствует тот факт, что  среди трудовых мигрантов, работавших за границей в 2007 - І половине 2008 гг. и на момент исследования находящихся  в Украине, 16,0% во время пребывания за границей работали в качестве самозанятых, а 4,7% - в качестве предпринимателей-работодателей.

Попробуем определить объемы резервов увеличения занятости, нереализованных  вследствие недостаточно благоприятных  условий для предпринимательства  в Украине. Численность занятых  при условии осуществления предпринимательской  деятельности по возвращению всеми мигрантами, имевшими статус работодателя или самозанятого во время пребывания за границей может быть вычислена по формуле.

Е’=Е+ SEm+ Вm+ Lm                            (3)

где Е’ – гипотетическая численность занятых при условии лучших возможностей для реализации предпринимательской инициативы в Украине;

Е – фактическая численность занятых;

SEm – численность лиц, работавших за границей на условиях самозанятости и на момент обследования находящихся в Украине;

Вm – численность лиц, работавших за границей в качестве работодателей и на момент обследования находящихся в Украине;

Lm – количество наемных работников, которые могли бы быть трудоустроены на предприятиях, организованных трудовыми мигрантами. Может быть определена путем умножения количества работодателей из числа трудовых мигрантов на среднюю величину предприятия, созданного ими.

Данная оценка учитывает  лишь миграции, осуществленные на протяжении 2007 - І половины 2008 гг. (сведения о  статусе занятости за границей лиц, прекративших участие в трудовых миграциях в 2005-2006 гг. в ходе обследования не собирались). Согласно данным выборочного  обследования по вопросам трудовой миграции, на условиях самозанятости за границей работали 76,9 тыс. чел., а в качестве работодателей 22,8 тыс. чел. из числа  мигрантов, на момент обследования находившихся в Украине. Среднее количество работников, которые могли бы быть наняты одним  работодателем из числа лиц с  недавним опытом трудовой миграции, оценить  тяжело. Учитывая, что сбережения мигрантов, недавно возвратившихся в Украину, едва ли будут достаточными для открытия большого или, по крайней мере, среднего предприятия, можно предположить, что  среднее количество нанимаемых работников на предприятии работодателя-мигранта находилось бы в пределах от 3 до 5 чел.

Как показывают расчеты, возможное  обретение по возвращении мигрантами-предпринимателями  того же статуса занятости, который  они имели за границей, позволило  бы уменьшить численность безработных  более чем на 10% в случае найма  в среднем одним работодателем  из числа мигрантов трех работников и почти на 14% - в случае найма  пяти работников. Возможные резервы  снижения уровня безработицы в Украине  при улучшении возможностей реализации предпринимательских установок  отображены на рис. 3.

Рисунок 3. Фактический и  гипотетические уровни безработицы  в Украине в І полугодии 2008 г.

(вариант 1 –  при условии отсутствия трудовых  миграций в 2005-2008 гг.; вариант 2 – при условии реализации мигрантами 2007-2008 гг. предпринимательских установок  и найма 3 работников в среднем  одним работодателем; вариант  3 – при условии реализации  мигрантами 2007-2008 гг. предпринимательских  установок и найма 5 работников  в среднем одним работодателем)

В условиях кризиса большинство  мигрантов, особенно работающих в странах  ЕС, будет ориентироваться на продолжение  осуществления трудовых поездок. Высвобождение  гастарбайтеров приведет к их перемещению  в теневой сектор и в сектор домашних хозяйств. Часть мигрантов-строителей (особенно работающих в России) может  возвратиться в Украину (где в  условиях подготовки к ЕВРО-2012 будет  происходить увеличение спроса на их рабочую силу).

Итак, внешняя трудовая миграция является массовым явлением, ее интенсивность  уменьшается в направлении с  запада на восток, слегка повышаясь  на крайнем востоке (в Луганской  области). Трудовая миграция оказывает  существенное влияние на развитие рынка  труда, в частности, снижая уровень  безработицы в Украине более  чем в полтора раза. Соответственно проблемы формирования действенной  политики трудовых миграций, ее теоретического обоснования, приобретают первоочередное значение.

 

 

 

 

Литература

  1. Тарлецкая Л. Международная миграция и социально-экономическое развитие. МЭ и МО, 1998 №7 – с.140-145
  2. Современная демография. Под ред. Кваша А.Я. и Ионцевой В.А. М.: Издательство Московского Университета, 1995 – 270 с.
  3. Цапенко И. Социально-политические последствия международной миграции населения. МЭ и МО, 1999 №3 – с.52-63

1 Кандидат экономических наук, Институт демографии и социальных исследований        им. М.В. Птухи НАН Украины.

2 Український центр соціальних реформ (УЦСР), Державний комітет статистики (Держкомстат України) [Україна], Міністерство охорони здоров’я (МОЗ) [Україна], та Macro International Inc. 2008 Медико-демографічне обстеження населення України 2007 року. Calverton, Maryland, США: УЦСР та Macro International (Украинский центр социальных реформ (УЦСР), Государственный комитет статистики (Госкомстат Украины) [Украина], Министерство здравоохранения (МЗО) [Украина], и Macro International Inc. 2008 Медико-демографическое обследование населения Украины 2007 года. Calverton, Maryland, США: УЦСР и Macro International) с. 227; 3 Там же, с. 228-229

4 Трудова міграція населення Тернопільської області: кількісний та географічний аспекти. – Тернопіль: Збруч, 2007. с. 20. (Трудовая миграция населения Тернопольской области: количественный и географический аспекты. - Тернополь: Збруч, 2007. с. 20)

5 Головаха Є., Паніна Н. Українське суспільство 1992-2008: Соціологічний мониторинг. – К., 2008. – с. 63 (Головаха Е., Панина Н. Украинское общество 1992-2008: Социологический мониторинг. - К., 2008. с. 63)

6 Стан дотримання та захисту прав громадян України за кордоном: Спеціальна доповідь Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини – К., 2003. –  189 с. (Состояние соблюдения и защиты прав граждан Украины за границей: Специальный доклад Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека - К., 2003. -  189 с.); Трудова міграція населення Тернопільської області: кількісний та географічний аспекти. – Тернопіль: Лідер, 2002. – 52 с. (Трудовая миграция населения Тернопольской области: количественный и географический аспекты. - Тернополь: Лидер, 2002. - 52 с.)

7 Український центр соціальних реформ (УЦСР), Державний комітет статистики (Держкомстат України) [Україна], Міністерство охорони здоров’я (МОЗ) [Україна], та Macro International Inc. 2008 Медико-демографічне обстеження населення України 2007 року. Calverton, Maryland, США: УЦСР та Macro International (Украинский центр социальных реформ (УЦСР), Государственный комитет статистики (Госкомстат Украины) [Украина], Министерство здравоохранения (МЗО) [Украина], и Macro International Inc. 2008 Медико-демографическое обследование населения Украины 2007 года. Calverton, Maryland, США: УЦСР и Macro International) с. 231

 


Информация о работе Миграция населения