Миграция населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:38, доклад

Краткое описание

Данная тема доклада: «Миграции населения» является актуальной в настоящее время, т.к. современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия.

Оглавление

Введение 3
Общие сведения о миграции населения 4
1.1 Виды миграций 4
1.2 Иммиграция населения 5
1.3 Эмиграция 6
1.4 Урбанизация 6
2. Трудовая миграция населения и становление глобального рынка труда 7
3. Трудовая эмиграция в Украине как фактор развития рынка труда 10
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Миграция.docx

— 143.74 Кб (Скачать)

Рисунок 1. Районирование  Украины по тенденциям развития трудовых миграций

1. Закарпатский. Этот район охватывает одноименную область, которая характеризуется наивысшим среди всех регионов Украины уровнем участия населения в трудовых миграциях. Основным направлением трудовых поездок являются соседние страны ЕС - Чехия, Венгрия и Словакия. Это обусловлено, во-первых, географической близостью, во-вторых, этническими особенностями региона (здесь живет основная часть украинских венгров и словаков), в-третьих, историческими связями (Закарпатье в разные времена входило в состав Венгрии и Чехословакии). Уровень ориентации на страны СНГ (в первую очередь Россию) заметно меньше, чем в восточных и южных регионах, но выше, чем в двух других районах, полностью расположенных в пределах Западной Украины (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение  трудовых мигрантов-жителей разных трудо-миграционных районов по направлениям миграций (по последней поездке)

2. Буковинский. Район территориально соответствует Черновицкой области, где наблюдается очень высокий (хотя и в полтора разы меньше, чем на Закарпатье) уровень участия населения трудоспособного возраста в трудовых миграциях. Более половины «заробитчан» работает в Италии, остальные - преимущественно в других странах "старого" Евросоюза, доля работающих в России - наименьшая среди всех трудо-миграционных районов. Высокий уровень ориентации на Италию очевидно связан с тем, что в Черновицкой области наивысшая в Украине доля романоязычного населения (румын и молдован), немало этнических украинцев имеют знакомых в Румынии и Молдове, жители которых раньше украинцев начали активно мигрировать в Италию.

3. Галицко-Волынский  - Волынская, Ивано-Франковская, Львовская  и Тернопольская области. Уровень участия населения трудоспособного возраста в трудовых миграциях вдвое выше общегосударственного уровня. На фоне других районов здесь наблюдается гораздо больший уровень ориентации на Польшу и повышенный - на Португалию, Испанию и Италию при относительно низком уровне ориентации на страны СНГ. Хотя район в целом обеспечивает четверть всего объема украинского «заробитчанства», около 3/4 всех мигрирующих в Польшу, половина мигрирующих в Португалию и Испанию и треть выезжающих в Италию происходят из областей Галицко-Волынского района.

4. Западно-Центральный  район - Винницкая, Ровенская,  Хмельницкая и Черкасская области. Показатель участия в трудовых миграциях соответствует общегосударственному уровню или выше. Структура мигрантов по потокам близка к средним по Украине показателям, в частности в России и странах СНГ работает около половины мигрантов. В Западно-Центральном и более восточных районах не наблюдается значительных отличий между уровнями участия в трудовых миграциях городских и сельских жителей: более высокая интенсивность трудовых миграций сельского населения, фиксируемая в целом по Украине, обеспечивается именно за счет Галицко-Волынского, Закарпатского и Буковинского районов.

5. Восточно-Центральный  - Днепропетровская, Донецкая, Житомирская,  Запорожская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Харьковская,  Черниговская области и Киевский  горсовет. Это территориально наибольший район, включающий 11 из 27 регионов Украины. Основные особенности трудо-миграционной ситуации - заметно ниже общегосударственного уровень участия населения трудоспособного возраста в трудовых миграциях и преобладающая ориентация на Россию (в полтора разы более высокая, чем в среднем по стране).

6. Южный  - АР Крым, Николаевская, Одесская, Херсонская  области и Севастопольский горсовет. В целом по району уровень участия в трудовых миграциях несколько выше, чем в Восточно-Центральном районе, но заметно ниже, чем в других пяти районах. По сравнению с предыдущим районом не так резко выражена ориентация на работу в России, вместе с тем здесь выше ориентация на страны ЕС. Кроме того, в Южном районе фиксируется наивысший по Украине уровень ориентации на страны Юга (Турция, Кипр, Мальта, арабские страны и т.п.).

По данным МОМ, больше всего  граждан Украины, потерпевших от торговли людьми, возвратилось из Турции, России, Польши, Чехии, Италии, Объединенных Арабских эмиратов, Македонии, Израиля. Если Россия, Польша, Чехия и Италия входят в число основных стран-реципиентов  отечественной рабочей силы (несмотря на относительно большую абсолютную численность, жертвы торговли людьми составляют незначительную долю среди мигрантов  в эти страны), то другие из перечисленных  стран к главным импортерам рабочей  силы из Украины не относятся. Очевидно именно миграция в страны бывшей Югославии, Ближнего Востока, других развивающихся  стран, связана с наибольшим риском стать жертвой торговли людьми. Согласно данным Медико-демографического обследования Украины, наибольшая доля пострадавших от торговли людьми среди трудовых мигрантов наблюдается именно на юге Украины7.

7. Луганский. Включает одноименную область, основными особенностями которой являются средняя по меркам Украины в целом и высокая по меркам незападных областей интенсивность трудовых миграций и резко выраженная ориентация на трудовые поездки в Россию. Невозможно выделить любую другую территориальную совокупность (регион или группу сопредельных регионов), где бы количество трудовых мигрантов было бы не меньшим, а уровень ориентации на Россию - настолько же большим, как на Луганщине.

Итак, основными факторами, определяющими интенсивность внешних  трудовых миграций в регионах, являются:

близость к государственным  границам Украины с другими странами: это облегчает и удешевляет осуществление  трудовой миграции, особенно содействует  увеличению миграционной активности близость к границам со странами ЕС;

особенности менталитета  населения: общеизвестно, что низкий уровень патерналистских установок, стойкая ориентация на решение назревших  проблем собственными усилиями (в  том числе и путем трудовых миграций) присуща жителям западных регионов;

наличие в регионе или  в непосредственной близости от него больших полифункциональных городов, которые часто становятся более  привлекательными для трудоустройства  для части украинских граждан, чем  зарубежные страны;

общий уровень развития региона: из высокоразвитых регионов отток населения  на работу за границу менее интенсивен, повышенная миграционная активность населения  Луганщины очевидно является следствием не только географического положения  области, но и ее стабильно низкого  уровня человеческого развития.

На направленность внешних  трудовых миграций, кроме географического  положения влияют исторические и  ментально-этнические связи между  регионами Украины и зарубежными  странами.

Украинские трудовые мигранты-мужчины  заняты преимущественно в строительстве, женщины - в качестве домашней прислуги, в строительстве и торговле. Мигрирующие  в соседние страны (Россию, Польшу, Чехию, Венгрию) ориентированы на периодические  короткие поездки с постоянным возвращением в Украину, лица, выезжающие в страны Южной Европы, обычно остаются там  работать на продолжительный срок. Разрешение на проживание и работу имели около трети трудовых мигрантов, чаще всего на основе официально оформленного статуса украинские граждане работали в Чешской Республике, Португалии и Испании, наибольшая доля мигрантов  без официального статуса наблюдалась  в Польше и Италии.

Каждый шестой украинский трудовой мигрант осуществляет предпринимательскую  деятельность в стране пребывания, создавая рабочие места для себя и для наемных работников. Кроме  того, наем польской или чешской  семьей гражданина Украины как сельскохозяйственного  работника или в качестве домашней прислуги позволяет молодежи этих стран "освободится" от обязанностей по домашнему хозяйству и попробовать  трудоустроится в более экономически развитых странах ЕС.

Трудовые миграции оказывают  существенное влияние на развитие региональных рынков труда в целом и формирование предложения рабочей силы, в частности. Выезд части трудоактивных контингентов и переход в разряд экономически неактивного населения части  лиц, накопивших необходимые для  жизнедеятельности средства путем  трудовых миграций, приводит к соответствующему расширению возможностей трудоустройства  лиц, при других условиях не имевших  бы шансов найти работу. Следствием усвоения участниками трудовых миграций рыночного сознания, ценностей и  норм цивилизованного общества, становится распространение соответствующих  установок среди лиц, не имеющих  опыта внешних трудовых миграций.

К сожалению, отдельные аспекты  влияния трудовых миграций на рынок  труда (как положительные - распространение  рыночного сознания, так и отрицательные - снижение квалификации и угроза нивелирования  социальной значимости трудоустройства  на отечественном рынке труда) практически  невозможно статистически оценить. Количественная оценка влияния трудовых миграций на развитие рынка труда  Украины ограничивается учетом двух составных этого влияния - непосредственного  выезда одних контингентов и перехода в экономически неактивное население  других. Эти процессы изменяют численность  безработных (и соответственно численность  экономически активного населения), не влияя на объемы занятости. Сказанное  не означает, что трудовые мигранты при условии отсутствия возможностей работы за границей пополнили бы ряды безработных: скорее всего, поскольку  к миграции прибегают более активные лица, склонные к работе с полной самоотдачей, они очевидно нашли бы работу и на отечественном рынке труда, а среди безработных оказалась бы часть тех жителей Украины, которые ныне являются занятыми.

Расчеты осуществляются для  Украины в целом в условиях первого полугодия 2008 г., при этом оценивается влияние на рынок  труда лишь миграционных перемещений, осуществленных начиная с 2005 г. Еще  одно предостережение - расчеты изменений  объемов предложения рабочей  силы вследствие трудовой миграции учитывают  лишь миграционные поездки населения  трудоспособного возраста, учитывая критерии определения трудовых мигрантов, принятые в обследовании. В то же время при осуществлении оценки гипотетических (при условиях невозможности  осуществления трудовых миграций) параметров рабочей силы целесообразно не ограничиваться возрастными рамками трудоспособного  возраста. Учитывая, во-первых, почти  нулевую миграционную активность лиц  пенсионного возраста, а, во-вторых, тот факт, что работающие пенсионеры обычно занимают рабочие места, на которые  могли бы претендовать и лица трудоспособного  возраста, такой подход целиком оправдан.

В І полугодии 2008 г. согласно данным обследования по вопросам экономической  активности населения, проводимом Госкомстатом Украины, численность экономически активного населения составляла 22471,6 тыс. чел. (20706,3 тыс. чел. трудоспособного  возраста), в т.ч. количество занятых - 21070,4 тыс., безработных - 1401,2 тыс. чел. (соответственно 19306,4 и 1399,9 тыс. чел. - в трудоспособном возрасте). Гипотетическая численность  экономически активного населения  при условиях отсутствия возможностей осуществления трудовых миграций определяется по формуле:

A’=A+Rm+ аМ                                  (1)

где A’ – гипотетическая численность экономически активного населения;

А – фактическая численность экономически активного населения;

аМ – количество лиц, работающих за границей на момент наблюдения;

Rm – количество лиц, не предъявляющих спрос на рабочие места на внутреннем рынке труда благодаря сбережениям, накопленным за счет приложения труда за границей.

Гипотетическая численность  занятых при принятых предположениях будет равняться их фактической  численности, гипотетическое количество безработных составит:

U’= А'-Е                                (2)

где U’ – гипотетическая численность безработных;

Е - фактическая численность  занятого населения.

Согласно данным выборочного  обследования по вопросам трудовой миграции, за границей на момент наблюдения находилось 783,8 тыс. чел. (53,1% от общей численности  трудовых мигрантов). В то же время  экономически неактивными были 104,7 тыс. чел. с недавним опытом трудовых миграций, что составляет 15,1% от общего количества лиц, осуществивших трудовые миграционные поездки за границу  в 2005-2007 гг. или в І половине 2008 г. и на момент обследования находившихся в Украине. Подставив соответствующие  величины в формулы 1 и 2 получаем гипотетические показатели развития рынка труда  при условии отсутствия трудовых миграций на протяжении 3,5 лет перед  обследованием.

Таблица 1. Фактические и  гипотетические показатели рынка труда  Украины в І полугодии 2008 г.

 

Фактическое значение

Гипотетическое  значение (при условии отсутствия трудовых миграций)

Экономически активное население

22471,6

23360,1

из них трудоспособного  возраста

20706,3

21594,8

Занятое население

21070,4

21070,4

из них трудоспособного  возраста

19306,4

19306,4

Безработное население (по методологии  МОП)

1401,2

2289,7

из них трудоспособного  возраста

1399,9

2288,4

Уровень безработицы, %

6,2

9,8

из них трудоспособного  возраста

6,8

10,6

Информация о работе Миграция населения