Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:45, реферат
В эпоху глобализации национальные экономики, по существу, вовлекаются в единый мировой воспроиз¬водственный процесс. При этом функционирование глобальной экономики во многом зависит от форми¬рования международного рынка труда (МРТ). Международная трудовая миграция традиционно выступает в качестве одного из важней¬ших механизмов развития МРТ.
Введение………………………………………………………...........................……………….…..3
Глава 1.Сущность, причины, история развития миграционных процессов.............................…4
Глава 2. Основные направления развития миграционных процессов………..............................7
2.1. Современные центры притяжения рабочей силы, направления миграции…………...........7
2.2. Россия на международном рынке труда……………………...........................…………...…11
Заключение…………………………………………………………...........................…………….17
Приложение………………………………………………………...........................……………....19
Список литературы…………………………………………...........................……………………25
Вместе с тем СССР, как и другие страны социализма, не мог оставаться полностью в стороне от процессов, происходивших на мировой арене. Значительное число рабочих и специалистов ежегодно выезжали из Советского Союза в другие государства в основном социалистические (Китай, Монголия, КНДР, Куба, Вьетнам), а также страны «третьего мира» (Индия, Египет, Сирия, Ирак и др.), в которых они занимались разведкой и добычей полезных ископаемых, сооружением различных объектов гражданского и военного назначения. По некоторым оценкам, в 70—80-е гг. за пределами СССР работало ежегодно и среднем около 300 тыс. советских граждан.
В свою очередь Советский Союз принимал у себя определенное количество трудящихся-мигрантов в рамках программ СЭВ по контрактам с иностранными фирмами. В начале 1990 г. в СССР работало около 200 тыс. граждан из социалистических стран (в том числе из Вьетнама около 82 тыс., из Румынии — 53 тыс., из Болгарии — 37 тыс., из КНДР — 20 тыс., из ГДР — 14,7 тыс., из Польши — 13,5 тыс., из Венгрии — 4,1 тыс., из Кубы — 0,8 тыс.). При этом в РСФСР работало около 100 тыс. иностранных граждан. Отраслевое распределение работников из социалистических стран было следующим: в строительстве нефте- и газопроводов — 45,5 тыс. человек (из Болгарии, ГДР, Венгрии), в лесной промышленности — 34,2 тыс. человек (КНДР, Болгария), в легкой промышленности — более 20 тыс. (Вьетнам). Фактически это была форма использования трудовых ресурсов других стран советским правительством на базе международной трудовой миграции, которая, однако, не входила в международный рынок труда.
С началом перестройки, а затем и распадом СССР меняются подходы к трудовой миграции. В 1991 г. был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», позволявший каждому гражданину свободно выезжать и работать за рубежом. Был принят Закон «О занятости населения в РСФСР» (июль 1991 г.), подписаны указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (декабрь 1993 г.)[8].
В настоящее время по мере формирования реального внутреннего рынка труда в России все более отчетливо проявляются и элементы международного рынка труда: экспорт и импорт рабочей силы, а также участие в международном рынке труда без прямой эмиграции из России. Вопросами международной миграции в РФ в 90-е гг. занималась Федеральная миграционная служба России, затем с 2000 г. — Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ, а с 2002 г. - федеральная миграционная служба МВД РФ.
За время существования Российской Федерации как независимого государства были подписаны межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции граждан РФ с Монголией, Китаем, Вьетнамом, странами Персидского залива, ФРГ, Люксембургом, Аргентиной, Венесуэлой, Финляндией, Японией. КНДР, Австрией, Швейцарией, Чехией, Словакией и другими странами. Немаловажное значение для РФ имеет и сотрудничество с Международной организацией по миграции (MOM), основанное на подписанном в марте 1992 г. договоре. MOM обеспечивает плановую и упорядоченную миграцию, имеет сложившуюся организационную структуру, осуществляет обмен опытом и обеспечивает информацией потенциальных мигрантов и соответствующие государственные организации о ситуации на рынке труда той или иной страны (в том числе по профессиям, квалификации, условиям найма). Для России MOM был разработан ряд программ по профессиональной подготовке российских специалистов.
Таким образом, происходит постепенное включение нашей страны в международный рынок труда. Уже сейчас Россия одновременно импортирует и экспортирует рабочую силу, чему в немалой степени способствовало появление «ближнего зарубежья», превратившего внутреннюю миграцию в бывшем СССР в международную миграцию.
По официальным данным России, валовая миграция (суммированный показатель числа граждан России, выезжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в РФ) за период 1990—2007 гг. превысила 13,8 млн. человек (табл. 1)[9]. При этом на протяжении всего указанного периода миграционное сальдо (разница между числом въезжающих в страну и числом выезжающих из нее) в России было положительным, достигнув в 2002 г. итоговой суммы более чем в 3,5 млн. человек. Иными словами, в страну больше въезжало иностранных граждан, чем выезжало из нее граждан РФ. Причины этого явления связаны:
• с экономическими и социально-политическими последствиями распада СССР;
• с изменением национально-политической ориентации во вновь возникших на постсоветском пространстве государствах (когда их руководство в своей деятельности встало на путь фактического свертывания связей с Россией);
• с более стабильным экономическим положением России (с конца 90-х гг.) и более высоким уровнем жизни в ней по сравнению со многими странами СНГ, а также Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока;
• с существенно лучшими возможностями, чем во многих сопредельных странах, решения проблем занятости.
Своего максимального уровня это сальдо достигло в 1994 г. — 810 тыс. человек, а затем оно начало снижаться — с 519 тыс. в 1995 г. до 78 тыс. в 2002 г., но к 2007 г. оно возросло до 239 тыс. чел (табл. 1).
Определяющую роль в формировании положительного сальдо до 1995 г. сыграла активная миграция прежде всего русскоязычного населения из бывших республик СССР: итоговое превышение числа въехавших в страну из республик СНГ и стран Балтии над въехавшими из России в эти государства в 1992—2002 гг. составило 4,7 млн. человек, сократившись с 612 тыс. в 1995 г. до 124 тыс. в 2002 г. Напротив, миграционное сальдо со странами дальнего зарубежья в указанный период было отрицательным: из России эмигрировало на 1,2 млн. человек больше, чем иммигрировало в нее.
По данным ФМС России, число иностранцев, работавших в РФ за 2003-2007 годы, увеличилось с 378 до 1717 тысяч человек. Эти показатели рассчитываются как сумма двух величин: числа занятых на начало года и числа «прибывших» (т.е. нанятых) в течение года [10].
В целом же к началу XXI в. Россия выдвинулась в тройку ведущих стран — центров иммиграции (после США и Германии). Всего официально въехало в РФ за последние 17 лет 8,3 млн. человек. Вместе с тем начиная с 1995 г. число въезжающих в Россию иммигрантов снижается: в 1994 г. в РФ прибыло 1,15 млн. человек, а в 1995— 2002 гг. этот показатель снизился с 842 тыс. до 185 тыс. человек. Основная часть иммигрантов (98,5 % от общего числа въехавших в Россию) приходилась на бывшие республики СССР — страны СНГ и Балтии. Несмотря на то, что число государств — экспортеров рабочей силы в Россию давно уже превышает сотню стран, в реальной практике подавляющая часть въезжающей в РФ иностранной рабочей силы приходится на достаточно ограниченное количество государств. Так, на долю «большой пятерки» (Украина, Белоруссия, Турция, Китай, КНДР) к концу 90-х гг. приходи ось более 68 % всей иностранной рабочей силы, а на «большую десятку» (плюс Югославия, Польша, Грузия, Молдавия, Армения) — примерно 83 %. При этом Украина и Белоруссия дают почти 72 % всей рабочей силы из ближнего зарубежья, а Турция, Китай, КНДР и Югославия — свыше 33 % работников из стран дальнего зарубежья. К недостаткам указанной структуры стран - экспортеров рабочей силы в Россию относится то, что среди них фактически нет ни одной экономически высокоразвитой страны (табл. 2).
Как правило, иностранные рабочие заняты в регионах России на трудоемких производствах (на которых не стремится работать местное население). В соответствии с официальными данными в 2009 г. в промышленности России было занято 22,5 % трудящихся иностранных граждан (в 1995 г. — 25,8 %), в торговле и общественном питании — 14,9 (соответственно 10,1), в сельском хозяйстве — 12,6 (14,7), в строительстве — 7,6 (9,3), на транспорте — 6,5 % (6,6 %), Эта ориентация особенно характерна для привлекаемой иностранной рабочей силы из Украины (заняты в основном в промышленности и строительстве), Турции (строительство), Китая (строительство и сельское хозяйство). Учитывая то, что в указанных странах велика безработица, Россия фактически «помогает» указанным странам решать ее проблемы («оттягивая» на себя часть безработных).
Рисунок 1. Распределение иностранных работников по основным видам деятельности в 2006 и 2007 годах, %[11].
Помимо указанных отраслей иммигранты работают и в других отраслях экономики России: в образовании, рыночной инфраструктуре, сфере управления (прежде всего на предприятиях с иностранным капиталом). Именно в последние из указанных сфер (управление, рыночная инфраструктура, образование) направляются граждане из развитых стран с рыночной экономикой. Например, из числа иммигрантов из Великобритании на эти сферы приходится 88 % (данные сферы развиваются прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных центрах России). Иммиграция в Россию имеет ряд позитивных сторон;
• в значительной мере за счет иммиграции решаются проблемы дефицита рабочей силы в целом ряде трудонедостаточных отраслей и регионов страны (например, добыча нефти и газа в Западной Сибири, транспорт, строительство, сфера услуг и общественное питание в некоторых крупных городах РФ);
• в условиях фактической депопуляции населения России (когда ежегодная рождаемость с начала 90-х гг. оказывалась ниже, чем смертность) иммиграция позволяла более чем наполовину компенсировать эту «естественную» убыль населения (иными словами, если бы не иммиграция, то сокращение населения РФ было бы еще более значительным, чем это произошло с начала 90-х гг.) (табл.3).
В то же время открытость границ и несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. К числу факторов, способствовавших росту нелегальной иммиграции в Россию, можно отнести следующие:
• как уже отмечалось, несовершенство российского законодательства с точки зрения въезда, пребывания в стране и занятости иностранной рабочей силы;
Рисунок 4. Есть ли у Вас разрешение на работу в России? (%)
• слабость и неэффективность системы контроля за иммигрантами в РФ, сохраняющаяся фактическая «прозрачность» границ России со странами СНГ;
Рисунок 3. Наличие разрешений на работу у мигрантов[12].
• наличие в России весьма влиятельных национальных диаспор (прежде всего армянской, азербайджанской, грузинской), связи которых с этнической родиной способствуют развитию иммиграции в РФ из этих государств;
• специфика евразийского географического положения России, выступающей в качестве «транзитного моста» из Азии в Европу;
• возросший с начала 90-х гг. удельный вес теневой экономики в России и развитие коррупции.
На проходившей 11 февраля 2009 года пресс – конференции в Москве, заместитель директора Федеральной миграционной службы (ФМС) России Анатолий Кузнецов сообщил, что около 4 млн. иностранцев в настоящее время нелегально находятся на территории России. По данным оценкам, подавляющее большинство из них работает у физических лиц, а действующее законодательство не позволяет им узаконить эти трудовые отношения. Кузнецов также сообщил, что в прошлом году сотрудниками территориальных органов службы было выявлено 2,3 млн. административных нарушений в сфере миграции. Это на 8,6% больше, чем годом ранее. На нарушителей российского миграционного законодательства в 2008 году наложено более 6 млрд. руб. штрафов. На сегодняшний день из них реально взыскано 3,2 млрд.рублей[13].
Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Основной ее приток ожидается из стран ближнего зарубежья. Проведенные исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональную подготовку. Ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения некоторых регионов России.
Ожидается увеличение иммиграции из стран дальнего зарубежья: Китая, КНДР, Турции (сельскохозяйственные рабочие, строители и др.), США, Франции, Германии, Японии (инженерно-технические работники, преподаватели, другие специалисты). В дальнейшем иммиграция, по прогнозам, должна стабилизироваться на уровне 100—150 тыс. человек в год.
В начале XXI в. Россия имела положительное сальдо международной миграции (иммиграция превышала эмиграцию), Положительный баланс межгосударственной миграции и увеличение иммиграции не должны пугать, так как исследования подтверждают, что прямой связи между увеличением числа иностранных рабочих и ростом безработицы не существует. Внешняя трудовая миграция пока не оказывает существенного влияния на экономику и рынок труда России, составляя 1,5—2 % занятого населения. Кроме того, увеличение количества иммигрантов оказалось своевременным для России, вступившей в очередную стадию демографического кризиса. Для сравнения: нынешнее экономическое благосостояние США, Германии, Японии во многом связано с активным привлечением иностранной рабочей силы. Однако при этом необходимо в полной мере учитывать весь комплекс негативных аспектов иммиграции (прежде всего нелегальной) в Россию.
В принципиальном плане политика России по отношению к приходящей в страну иностранной рабочей силе ориентирована прежде всего на защиту национального рынка труда. Российские граждане обладают приоритетным правом на трудоустройство. Однако недостатком проводимой в стране миграционной политики является то, что она по существу не влияет на целевую направленность потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздействия на распределение иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах страны проявляются противоречивые тенденции, когда в ситуации роста безработицы одновременно высоким оказывается спрос на иностранную рабочую силу.
В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», целью которого является упорядочение иммиграционного процесса в стране. Закон определил правовое положение иностранных граждан в РФ, он регулирует отношения между иностранными гражданами и органами власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории нашей страны трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Закон дает определение не только иностранного гражданина, но и таких понятий, как «лицо без гражданства», «миграционная карта», «вид на жительство», «иностранный работник», «депортация», «разрешение на работу» и др. Однако проблемой остается тот факт, что изменения в иммиграционном законодательстве России не решили к настоящему времени такие сложные проблемы, как установление эффективных барьеров для нелегальной иммиграции в РФ и предоставление возможностей трудоустройства и достойных условий и уровня жизни для российских соотечественников, проживавших за рубежом, прежде всего в странах СНГ и Балтии, и вернувшихся в Россию[14].
Другой составляющей процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция, которая по своим качественным и количественным параметрам существенно отличается от иммиграции в РФ.
После того как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. — более 673 тыс. человек, затем это количество постепенно сокращалось, достигнув в 2007 г. 47 тыс. человек (табл. 1). Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50 % из немцев, русских было около 25 %, евреев -13—16 %. В последующие годы постоянно возрастала доля русских.
В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего зарубежья — 84,7 % выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6 % (табл. 2).