Миграции в истории человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:45, реферат

Краткое описание

В эпоху глобализации национальные экономики, по существу, вовлекаются в единый мировой воспроиз¬водственный процесс. При этом функционирование глобальной экономики во многом зависит от форми¬рования международного рынка труда (МРТ). Международная трудовая миграция традиционно выступает в качестве одного из важней¬ших механизмов развития МРТ.

Оглавление

Введение………………………………………………………...........................……………….…..3
Глава 1.Сущность, причины, история развития миграционных процессов.............................…4
Глава 2. Основные направления развития миграционных процессов………..............................7
2.1. Современные центры притяжения рабочей силы, направления миграции…………...........7
2.2. Россия на международном рынке труда……………………...........................…………...…11
Заключение…………………………………………………………...........................…………….17
Приложение………………………………………………………...........................……………....19
Список литературы…………………………………………...........................……………………25

Файлы: 1 файл

Реферат по миграциям.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

Вместе с тем СССР, как и другие страны социализма, не мог оставаться полностью в стороне от процессов, происходивших на мировой арене. Значительное число рабочих и специалистов ежегодно выезжали из Советского Союза в другие государства в основном социалистические (Китай, Монголия, КНДР, Куба, Вьетнам), а также страны «третьего мира» (Индия, Египет, Си­рия, Ирак и др.), в которых они занимались разведкой и добы­чей полезных ископаемых, сооружением различных объектов гражданского и военного назначения. По некоторым оценкам, в 70—80-е гг. за пределами СССР работало ежегодно и среднем около 300 тыс. советских граждан.

В свою очередь Советский Союз принимал у себя определенное количество трудящихся-мигрантов в рамках программ СЭВ по контрактам с иностранными фирмами. В начале 1990 г. в СССР работало около 200 тыс. граждан из социалистических стран (в том числе из Вьетнама около 82 тыс., из Румынии — 53 тыс., из Болгарии — 37 тыс., из КНДР — 20 тыс., из ГДР — 14,7 тыс., из Польши — 13,5 тыс., из Венгрии — 4,1 тыс., из Кубы — 0,8 тыс.). При этом в РСФСР работало около 100 тыс. иностранных граж­дан. Отраслевое распределение работников из социалистиче­ских стран было следующим: в строительстве нефте- и га­зопроводов — 45,5 тыс. человек (из Болгарии, ГДР, Венгрии), в лесной промышленности — 34,2 тыс. человек (КНДР, Болга­рия), в легкой промышленности — более 20 тыс. (Вьетнам). Фак­тически это была форма использования трудовых ресурсов дру­гих стран советским правительством на базе международной трудовой миграции, которая, однако, не входила в международ­ный рынок труда.

С началом перестройки, а затем и распадом СССР меняют­ся подходы к трудовой миграции. В 1991 г. был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР», позволявший каждому гражданину свободно выезжать и работать за рубежом. Был принят Закон «О занятости населения в РСФСР» (июль 1991 г.), подписаны указы Президента РФ «О мерах по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и ис­пользовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (декабрь 1993 г.)[8].

В настоящее время по мере формирования реального внутрен­него рынка труда в России все более отчетливо проявляются и элементы международного рынка труда: экспорт и импорт ра­бочей силы, а также участие в международном рынке труда без прямой эмиграции из России. Вопросами международной миг­рации в РФ в 90-е гг. занималась Федеральная миграционная служба России, затем с 2000 г. — Министерство по делам Феде­рации, национальной и миграционной политики РФ, а с 2002 г. - федеральная миграционная служба МВД РФ.

За время существования Российской Федерации как незави­симого государства были подписаны межправительственные со­глашения по вопросам трудовой миграции граждан РФ с Мон­голией, Китаем, Вьетнамом, странами Персидского залива, ФРГ, Люксембургом, Аргентиной, Венесуэлой, Финляндией, Япони­ей. КНДР, Австрией, Швейцарией, Чехией, Словакией и дру­гими странами. Немаловажное значение для РФ имеет и сотруд­ничество с Международной организацией по миграции (MOM), основанное на подписанном в марте 1992 г. договоре. MOM обес­печивает плановую и упорядоченную миграцию, имеет сложив­шуюся организационную структуру, осуществляет обмен опытом и обеспечивает информацией потенциальных мигрантов и соот­ветствующие государственные организации о ситуации на рын­ке труда той или иной страны (в том числе по профессиям, ква­лификации, условиям найма). Для России MOM был разрабо­тан ряд программ по профессиональной подготовке российских специалистов.

Таким образом, происходит постепенное включение нашей страны в международный рынок труда. Уже сейчас Россия од­новременно импортирует и экспортирует рабочую силу, чему в немалой степени способствовало появление «ближнего зару­бежья», превратившего внутреннюю миграцию в бывшем СССР в международную миграцию.

По официальным данным России, валовая миг­рация (суммированный показатель числа граждан России, вы­езжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в РФ) за пе­риод 1990—2007 гг. превысила 13,8 млн. человек (табл. 1)[9]. При этом на протяжении всего указанного периода миграционное сальдо (раз­ница между числом въезжающих в страну и числом выезжающих из нее) в России было положительным, достигнув в 2002 г. ито­говой суммы более чем в 3,5 млн. человек. Иными словами, в стра­ну больше въезжало иностранных граждан, чем выезжало из нее граждан РФ. Причины этого явления связаны:

•   с экономическими и социально-политическими последстви­ями распада СССР;

•   с изменением национально-политической ориентации во вновь возникших на постсоветском пространстве государ­ствах (когда их руководство в своей деятельности встало на путь фактического свертывания связей с Россией);

•   с более стабильным экономическим положением России (с конца 90-х гг.) и более высоким уровнем жизни в ней по сравнению со многими странами СНГ, а также Азии, Аф­рики, Ближнего и Среднего Востока;

•   с существенно лучшими возможностями, чем во многих сопредельных странах, решения проблем занятости.

Своего максимального уровня это сальдо достигло в 1994 г. — 810 тыс. человек, а затем оно начало снижаться — с 519 тыс. в 1995 г. до 78 тыс. в 2002 г., но к 2007 г. оно возросло до 239 тыс. чел (табл. 1).

Определяющую роль в формирова­нии положительного сальдо до 1995 г. сыграла активная миграция прежде всего русскоязычного населения из бывших республик СССР: итоговое превышение числа въехавших в страну из рес­публик СНГ и стран Балтии над въехавшими из России в эти государства в 1992—2002 гг. составило 4,7 млн. человек, сокра­тившись с 612 тыс. в 1995 г. до 124 тыс. в 2002 г. Напротив, миграционное сальдо со странами дальнего зарубежья в указан­ный период было отрицательным: из России эмигрировало на 1,2 млн. человек больше, чем иммигрировало в нее.

По данным ФМС России, число иностранцев, работавших в РФ за 2003-2007 годы, увеличилось с 378 до 1717 тысяч человек. Эти показатели рассчитываются как сумма двух величин: числа занятых на начало года и числа «прибывших» (т.е. нанятых) в течение года [10].

В целом же к началу XXI в. Россия выдвинулась в тройку ведущих стран — центров иммиграции (после США и Германии). Всего официально въехало в РФ за последние 17 лет 8,3 млн. человек. Вместе с тем начиная с 1995 г. число въезжающих в Россию иммигран­тов снижается: в 1994 г. в РФ прибыло 1,15 млн. человек, а в 1995— 2002 гг. этот показатель снизился с 842 тыс. до 185 тыс. человек. Основная часть иммигрантов (98,5 % от общего числа въехавших в Россию) приходилась на бывшие республики СССР — страны СНГ и Балтии. Несмотря на то, что число государств — экспортеров рабочей силы в Россию давно уже превышает сотню стран, в реальной практике подавляющая часть въезжающей в РФ иностранной рабочей силы приходится на достаточно ограниченное количе­ство государств. Так, на долю «большой пятерки» (Украина, Белоруссия, Турция, Китай, КНДР) к концу 90-х гг. приходи ось более 68 % всей иностранной рабочей силы, а на «большую десятку» (плюс Югославия, Польша, Грузия, Молдавия, Арме­ния) — примерно 83 %. При этом Украина и Белоруссия дают почти 72 % всей рабочей силы из ближнего зарубежья, а Турция, Китай, КНДР и Югославия — свыше 33 % работников из стран дальнего зарубежья. К недостаткам указанной структуры стран - экспортеров рабочей силы в Россию относится то, что среди них фактически нет ни одной экономически высокоразвитой страны (табл. 2).

Как правило, иностранные рабочие заняты в регионах Рос­сии на трудоемких производствах (на которых не стремится ра­ботать местное население). В соответствии с официальными дан­ными в 2009 г. в промышленности России было занято 22,5 % трудящихся иностранных граждан (в 1995 г. — 25,8 %), в торговле и общественном питании — 14,9 (соответственно 10,1), в сель­ском хозяйстве — 12,6 (14,7), в строительстве — 7,6 (9,3), на транс­порте — 6,5 % (6,6 %), Эта ориентация особенно характерна для привлекаемой иностранной рабочей силы из Украины (заняты в основном в промышленности и строительстве), Турции (стро­ительство), Китая (строительство и сельское хозяйство). Учитывая то, что в указанных странах велика безработица, Россия факти­чески «помогает» указанным странам решать ее проблемы («от­тягивая» на себя часть безработных).

Рисунок 1. Распределение иностранных работников по основным видам деятельности в 2006 и 2007 годах, %[11].

Помимо указанных отраслей иммигранты работают и в дру­гих отраслях экономики России: в образовании, рыночной ин­фраструктуре, сфере управления (прежде всего на предприяти­ях с иностранным капиталом). Именно в последние из указанных сфер (управление, рыночная инфраструктура, образование) направляются граждане из развитых стран с рыночной экономи­кой. Например, из числа иммигрантов из Великобритании на эти сферы приходится 88 % (данные сферы развиваются прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных центрах России). Иммиграция в Россию имеет ряд позитивных сторон;

•   в значительной мере за счет иммиграции решаются про­блемы дефицита рабочей силы в целом ряде трудонедостаточных отраслей и регионов страны (например, добыча нефти и газа в Западной Сибири, транспорт, строительство, сфе­ра услуг и общественное питание в некоторых крупных го­родах РФ);

•   в условиях фактической депопуляции населения России (когда ежегодная рождаемость с начала 90-х гг. оказыва­лась ниже, чем смертность) иммиграция позволяла более чем наполовину компенсировать эту «естественную» убыль населения (иными словами, если бы не иммиграция, то сокращение населения РФ было бы еще более значитель­ным, чем это произошло с начала 90-х гг.) (табл.3).

В то же время открытость границ и несовершенство законо­дательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в нашу страну. К числу факторов, способствовавших росту нелегальной иммиграции в Россию, можно отнести следующие:

•   как уже отмечалось, несовершенство российского законода­тельства с точки зрения въезда, пребывания в стране и за­нятости иностранной рабочей силы;

Рисунок 4. Есть ли у Вас разрешение на работу в России? (%)

•   слабость и неэффективность системы контроля за иммиг­рантами в РФ, сохраняющаяся фактическая «прозрачность» границ России со странами СНГ;

Рисунок 3. Наличие разрешений на работу у мигрантов[12].

•   наличие в России весьма влиятельных национальных ди­аспор (прежде всего армянской, азербайджанской, грузин­ской), связи которых с этнической родиной способствуют развитию иммиграции в РФ из этих государств;

•   специфика евразийского географического положения Рос­сии, выступающей в качестве «транзитного моста» из Азии в Европу;

•   возросший с начала 90-х гг. удельный вес теневой эконо­мики в России и развитие коррупции.

На проходившей 11 февраля 2009 года пресс – конференции в Москве, заместитель директора Федеральной миграционной службы (ФМС) России Анатолий Кузнецов сообщил, что около 4 млн. иностранцев в настоящее время нелегально находятся на территории России. По данным оценкам, подавляющее большинство из них работает у физических лиц, а действующее законодательство не позволяет им узаконить эти трудовые отношения. Кузнецов также сообщил, что в прошлом году сотрудниками территориальных органов службы было выявлено 2,3 млн. административных нарушений в сфере миграции. Это на 8,6% больше, чем годом ранее. На нарушителей российского миграционного законодательства в 2008 году наложено более 6 млрд. руб. штрафов. На сегодняшний день из них реально взыскано 3,2 млрд.рублей[13].

Учитывая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет нарастать. Основной ее приток ожидается из стран ближнего зарубежья. Проведен­ные исследования показывают, что в Россию прибывают лица активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональную подготовку. Ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения некоторых регионов России.

Ожидается увеличение иммиграции из стран дальнего зару­бежья: Китая, КНДР, Турции (сельскохозяйственные рабочие, строители и др.), США, Франции, Германии, Японии (инженер­но-технические работники, преподаватели, другие специалисты). В дальнейшем иммиграция, по прогнозам, должна стабилизиро­ваться на уровне 100—150 тыс. человек в год.

В начале XXI в. Россия имела положительное сальдо междуна­родной миграции (иммиграция превышала эмиграцию), Поло­жительный баланс межгосударственной миграции и увеличение иммиграции не должны пугать, так как исследования подтвер­ждают, что прямой связи между увеличением числа иностран­ных рабочих и ростом безработицы не существует. Внешняя тру­довая миграция пока не оказывает существенного влияния на экономику и рынок труда России, составляя 1,5—2 % занятого населения. Кроме того, увеличение количества иммигрантов оказалось своевременным для России, вступившей в очередную стадию демографического кризиса. Для сравнения: нынешнее экономическое благосостояние США, Германии, Японии во многом связано с активным привлечением иностранной рабо­чей силы. Однако при этом необходимо в полной мере учиты­вать весь комплекс негативных аспектов иммиграции (прежде всего нелегальной) в Россию.

В принципиальном плане политика России по отношению к приходящей в страну иностранной рабочей силе ориентиро­вана прежде всего на защиту национального рынка труда. Рос­сийские граждане обладают приоритетным правом на трудоуст­ройство. Однако недостатком проводимой в стране миграцион­ной политики является то, что она по существу не влияет на целевую направленность потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздействия на распределение иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах страны проявляются противоречивые тенденции, когда в ситу­ации роста безработицы одновременно высоким оказывается спрос на иностранную рабочую силу.

В октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Фе­дерации», целью которого является упорядочение иммиграцион­ного процесса в стране. Закон определил правовое положение иностранных граждан в РФ, он регулирует отношения между иностранными гражданами и органами власти, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в России и осуществлением ими на территории нашей страны трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Закон дает определение не только иностранного гражданина, но и таких понятий, как «лицо без гражданства», «миграционная карта», «вид на жительство», «иностранный работник», «депортация», «раз­решение на работу» и др. Однако проблемой остается тот факт, что изменения в иммиграционном законодательстве России не решили к настоящему времени такие сложные проблемы, как установление эффективных барьеров для нелегальной иммиграции в РФ и предоставление возможностей трудоустройства и достой­ных условий и уровня жизни для российских соотечественников, проживавших за рубежом, прежде всего в странах СНГ и Бал­тии, и вернувшихся в Россию[14].

Другой составляющей процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция, которая по своим качественным и количественным параметрам существенно от­личается от иммиграции в РФ.

После того как в 1991 г. был фактически разрешен свобод­ный выезд за пределы России, количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. — более 673 тыс. человек, затем это количество постепенно сокращалось, достигнув в 2007 г. 47 тыс. человек (табл. 1). Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50 % из немцев, русских было около 25 %, евреев -13—16 %. В последующие годы постоянно возрастала доля рус­ских.

В страновой структуре российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран ближнего за­рубежья — 84,7 % выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот показатель уменьшился до 49,6 % (табл. 2).

Информация о работе Миграции в истории человечества