Международный рынок труда и международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: исследование международного рынка труда и его функционирования.
В ходе данной работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотрение понятия международного рынка труда;
- исследование структуры международного рынка труда;
- рассмотрение миграционных процессов различных стран, приведение статических данных, определение тенденций

Оглавление

Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Международный рынок труда и его структура.....................................4
1.1. Структура национального рынка труда...............................................4
1.2. Особенности международного рынка труда........................................7
1.3. Понятие «мобильность рабочей силы» в мировой экономике........10
1.4. Современное состояние международного рынка рабочей силы.....12
Глава 2. Международный рынок труда и международная миграция рабочей силы.........................................................................................................................14
2.1. Центры международной трудовой миграции....................................14
2.2. Государственное регулирование миграции рабочей силы..............16
2.3. Экономические последствия миграции рабочей силы в мире.........20
2.4. Международная миграция в условиях современного финансового кризиса....................................................................................................................25
2.4.1. Возможное влияние нынешнего финансового кризиса на миграцию................................................................................................................26
2.4.2. Требуемые меры политики...............................................................29
2.4.3. Позиция МОМ...................................................................................31
Заключение.............................................................................................................33
Приложение............................................................................................................34
Список литературы................................................................................................37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ МИРОВОЙ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ.docx

— 86.39 Кб (Скачать)

Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения  и национальной экономики. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд  в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в  год [10,с.202].

Ожесточается  иммиграционное законодательство и  в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд  новых иммигрантов, а ФРГ приняла  решение не предоставлять вид  на жительство претендентам на въезд  и не признавать права гражданства  за детьми иммигрантов, работающих по контракту.

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил  в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам  стран – членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые  правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В  декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС [9,с.154].

В Хартии записано, что каждый работник в  странах Европейских сообществ  должен иметь право свободного перемещения  по территории стран – членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничениям, обусловленным необходимостью охраны общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья. Свобода перемещения, говорится  в Хартии, должна давать право каждому  работнику выбрать любой вид  занятий или профессию в странах  ЕЭС на основе принципов равноправия  в области трудоустройства, условий  труда и социальной защиты.

В Хартии определяется, что строительство  единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.

По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения  в рамках Европейского союза может  привести к тому, что высококвалифицированные  кадры могут концентрироваться  в наиболее развитых регионах. Низко  квалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в рамках ЕС может  стать ее демпинг. Так, португальские  предприятия отправляют своих рабочих  на строительство во Францию и  ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых  ниже национальных стандартов.

Российские  власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной  рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и  использовании в Российской Федерации  иностранной рабочей силы. В нем  устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с  учетом состояния региональных рынков труда [10].

Разрешение  на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с  иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельных  российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей  силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран  с неразвитой экономикой. Официальная  численность этой категории иммигрантов  будет составлять ежегодно (в ближайшие  годы) около 100 тыс. человек.

Выводом по данному разделу может служить  следующее: в различных странах  государственное регулирование  производится по-разному, в зависимости  от принадлежности к определенной организации, национальных особенностей, экономического развития, однако, есть и общая черта  – желание экономического роста  своей страны.

2.3. Экономические последствия миграции  рабочей силы в мире

Образование международного рынка труда осуществляется двояко: 1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда и 2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка  труда"), когда окончательно устраняются  юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между  ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить  и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы  телекоммуникаций [3, с.258].

Международная миграция населения играет важную роль в развитии отдельных стран и  регионов, оказывает серьезное воздействие  на возрастную и половую структуру  населения стран-доноров и принимающих  стран. Среди иммигрантов преобладают  лица трудоспособных возрастов. Иностранные  рабочие составляют значительную часть  трудоспособного населения в  странах Западной Европы, особенно в Швейцарии, Западной Германии, Франции.

В теории свободное движение рабочей силы между странами приводит к выравниванию заработной платы и увеличению валового продукта в мире в целом, но основные выгоды от миграции рабочей силы достаются  принимающим странам. Они складываются из экономии на подготовку специалистов, стоимости продукции и услуг, создаваемой иммигрантами в стране пребывания, поступлений от налогообложения. Иммигранты более молоды, чем население  в среднем, и они финансируют  часть социальных расходов постоянных жителей более пожилых возрастов.

После Второй мировой войны заметным моментом стало вовлечение в международную  трудовую миграцию сотен тысяч представителей интеллигенции («утечка умов»). Направленное притяжение интеллектуальной международной  миграции в США было одним из факторов выдвижения этой страны в качестве ведущей мировой державы. Другими  «получателями» умов являются Франция, Великобритания, Германия, Австралия, Канада, Швеция и др.

По оценкам, чистый выигрыш для США от привлечения  в страну одного «среднего» ученого-гуманитария  составляет 230 тыс. долл., ученого в  области общественных наук – 235 тыс., инженера – 253 тыс., врача – 646 тыс. долл. В результате общий выигрыш достигает  десятков миллиардов долларов. Прибыль, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в 7 раз больше объемов  ее помощи развивающимся странам. В  Великобритании выгоды от привлечения  иностранных специалистов в 3 раза превышают  размеры ее экономической помощи странам Азии и Африки [11,с.90].

В то же время страны, поставляющие мигрантов (страны-экспортеры рабочей силы) получают мигрантские переводы в качестве своеобразной платы за трудовые ресурсы, которые влияют на платежные балансы стран происхождения, создавая дополнительный, а иногда основной источник валютного дохода. Денежные переводы мигрантов только по официальным каналам в 2010 г. оценивались в 226 млрд. долл., причем 62% из них шли в развивающиеся страны, прежде всего в Индию, Турцию, Египет. Подобные переводы получают в заметных размерах и развитые страны – Италия, Португалия, Испания, Греция. Из стран с переходной экономикой к крупным получателем переводов мигрантов относятся Китай, Грузия, Армения, Таджикистан.

Одновременно  для посылающих стран миграция имеет  и негативный эффект. Эмиграция, особенно квалифицированных кадров, может  подорвать перспективы их собственного развития, хотя поддержание связей с родиной часто способствует развитию технологии, капитала, навыков, передаваемых мигрантами особенно при  возвращении. В настоящее время  политику поощрения возвращения  мигрантов проводят 72 страны (по сравнению  с 59 в 200 г.).[2,с. 150]

Движение  рабочей силы на международном рынке  труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно  представить следующим образом:

  • по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);
  • по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;
  • по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;
  • по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы.

Регулярная  миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного  срока [8,с. 66].

Потенциальные кадры международного рынка труда  представлены в целом более молодыми, профессионально подготовленными, экономически активными, но социально  обделенными работниками (Приложение 4). Этот вывод подтверждается также  данными зарубежных источников. Так, Дж. Борджес отмечает, что иностранные рабочие в США, например, в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через 10-15 лет начинают зарабатывать больше, что во многом объясняется "естественным отбором" иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные и целеустремленные люди.

Следует иметь в виду, что отнесение  тех или иных последствий международной  миграции рабочей силы к позитивным или негативным не может быть однозначным  и окончательным, оно может зависеть от конкретной социально-экономической  ситуации в стране. Например, переориентация инвестиций из тяжелой индустрии  в сферу потребления имеет  негативный характер в условиях насыщенного  потребительского рынка и значительной величины безработицы в стране, в  ситуации же острого дефицита потребительских  товаров и благ этот результат  вряд ли можно считать отрицательным. К тому же различные последствия  явно не равнозначны по своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита платежного баланса в какой-то момент может перевесить все отрицательные последствия рассматриваемого явления.

Рассмотрение  позитивных и негативных последствий  международной миграции рабочей  силы лежит в основе определения  направленной государственной и  региональной политики и построения системы регулирования этого  процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной  миграцией на различных уровнях (Приложение 1).

Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки труда и заработную плату [2, с.151].

Средний уровень заработной платы снижается  вследствие притока иммигрантов  из зарубежа. Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться с тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне.

Международные миграционные потоки влияют на рынок  труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы.

Существенное  влияние оказывает иммиграция на региональные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается в экономически важных центрах. Обеспечивается перераспределение  трудовых ресурсов в соответствии с  потребностями общества.

Международная трудовая миграция обуславливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.

Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую  квалификацию, может способствовать росту ВНП в стране. Однако, часть  высококвалифицированных иммигрантов  не спешит возвращаться домой, вследствие чего принимающие страны выигрывают от «утечки мозгов». Соотношение  выгод и потерь для стран, участвующих  в миграционном процессе, может меняться.

Масштабы  иммиграции влияют на размеры налоговых  поступлений, а также на государственные  расходы. Налоговые поступления  растут за счет высококвалифицированных  специалистов, так как доходы у  них выше. Государственных расходов на их образование не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает государственные расходы. Положение нелегальные эмигрантов удерживает их от пользования социальными пособиями, благотворительными выплатами, поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны [6,с. 90].

Страна, экспортирующая рабочую силу, получит  большие валютные поступления за счет переводов иммигрантов семьями, родственниками; в виде налогов, уплаченных фирмам-посредникам; в ряде случаев  прямые компенсации за утечку рабочей  силы, получаемые от стран, импортирующих  ее.

В то же время отток избыточной рабочей  силы из страны-экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение.

«Утечка мозгов» имеет негативные экономические  последствия для страны-донора, которая  не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществлять инвестиции в образование  и профессиональную подготовку [3, с.258].

Экономические последствия международной миграции различные, негативные и позитивные, и их наличие значительно влияет на международный рынок труда  и его развитие.

2.4. Международная миграция в  условиях современного финансового  кризиса

Нынешний  мировой финансовый кризис может  привести к спаду в мировой  экономике (а возможно, и к более  глубокому экономическому кризису). Глубину и масштабы кризиса предсказать  трудно, и его последствия, вероятно, будут по-разному проявляться  в различных странах, регионах и  секторах занятости. Однако в периоды экономических спадов именно трудящиеся мигранты зачастую первыми теряют работу, и хотя некоторые, возможно, добровольно решат вернуться на родину, политика, направленная на высылку мигрантов на родину, не решит возникающих проблем и может привести к потенциально катастрофическим последствиям для развития, учитывая масштабы денежных переводов мигрантов на родину (объем денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны, по некоторым оценкам, в 2012 году может составить 283 млрд. долл. США), а также и без того высокие уровни безработицы в развивающихся странах [9с,101].

Информация о работе Международный рынок труда и международная миграция рабочей силы