Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 14:19, курсовая работа
Цель данной работы: исследование международного рынка труда и его функционирования.
В ходе данной работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотрение понятия международного рынка труда;
- исследование структуры международного рынка труда;
- рассмотрение миграционных процессов различных стран, приведение статических данных, определение тенденций
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Международный рынок труда и его структура.....................................4
1.1. Структура национального рынка труда...............................................4
1.2. Особенности международного рынка труда........................................7
1.3. Понятие «мобильность рабочей силы» в мировой экономике........10
1.4. Современное состояние международного рынка рабочей силы.....12
Глава 2. Международный рынок труда и международная миграция рабочей силы.........................................................................................................................14
2.1. Центры международной трудовой миграции....................................14
2.2. Государственное регулирование миграции рабочей силы..............16
2.3. Экономические последствия миграции рабочей силы в мире.........20
2.4. Международная миграция в условиях современного финансового кризиса....................................................................................................................25
2.4.1. Возможное влияние нынешнего финансового кризиса на миграцию................................................................................................................26
2.4.2. Требуемые меры политики...............................................................29
2.4.3. Позиция МОМ...................................................................................31
Заключение.............................................................................................................33
Приложение............................................................................................................34
Список литературы................................................................................................37
Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальной экономики. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год [10,с.202].
Ожесточается иммиграционное законодательство и в европейских странах. Например, в 1993 г. Франция ограничила въезд новых иммигрантов, а ФРГ приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд и не признавать права гражданства за детьми иммигрантов, работающих по контракту.
Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран – членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС [9,с.154].
В Хартии
записано, что каждый работник в
странах Европейских сообществ
должен иметь право свободного перемещения
по территории стран – членов ЕЭС,
подчиняясь лишь правилам и ограничениям,
обусловленным необходимостью охраны
общественного порядка, общественной
безопасности и общественного здоровья.
Свобода перемещения, говорится
в Хартии, должна давать право каждому
работнику выбрать любой вид
занятий или профессию в
В Хартии определяется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется его социальным обеспечением.
По мнению
некоторых специалистов, воплощение
принципов свободы перемещения
в рамках Европейского союза может
привести к тому, что высококвалифицированные
кадры могут концентрироваться
в наиболее развитых регионах. Низко
квалифицированные работники
Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993 г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда [10].
Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельных российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек.
Выводом по данному разделу может служить следующее: в различных странах государственное регулирование производится по-разному, в зависимости от принадлежности к определенной организации, национальных особенностей, экономического развития, однако, есть и общая черта – желание экономического роста своей страны.
2.3. Экономические последствия
Образование международного рынка труда осуществляется двояко: 1) через миграцию (физическое перемещение) капитала и труда и 2) путем постепенного слияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные перегородки между ними. В ряде случаев, соединение капитала и труда может происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаются системы телекоммуникаций [3, с.258].
Международная
миграция населения играет важную роль
в развитии отдельных стран и
регионов, оказывает серьезное
В теории
свободное движение рабочей силы
между странами приводит к выравниванию
заработной платы и увеличению валового
продукта в мире в целом, но основные
выгоды от миграции рабочей силы достаются
принимающим странам. Они складываются
из экономии на подготовку специалистов,
стоимости продукции и услуг,
создаваемой иммигрантами в стране
пребывания, поступлений от налогообложения.
Иммигранты более молоды, чем население
в среднем, и они финансируют
часть социальных расходов постоянных
жителей более пожилых
После Второй мировой войны заметным моментом стало вовлечение в международную трудовую миграцию сотен тысяч представителей интеллигенции («утечка умов»). Направленное притяжение интеллектуальной международной миграции в США было одним из факторов выдвижения этой страны в качестве ведущей мировой державы. Другими «получателями» умов являются Франция, Великобритания, Германия, Австралия, Канада, Швеция и др.
По оценкам, чистый выигрыш для США от привлечения в страну одного «среднего» ученого-гуманитария составляет 230 тыс. долл., ученого в области общественных наук – 235 тыс., инженера – 253 тыс., врача – 646 тыс. долл. В результате общий выигрыш достигает десятков миллиардов долларов. Прибыль, получаемая Канадой в процессе эксплуатации умов эмигрантов, в 7 раз больше объемов ее помощи развивающимся странам. В Великобритании выгоды от привлечения иностранных специалистов в 3 раза превышают размеры ее экономической помощи странам Азии и Африки [11,с.90].
В то же время страны, поставляющие мигрантов (страны-экспортеры рабочей силы) получают мигрантские переводы в качестве своеобразной платы за трудовые ресурсы, которые влияют на платежные балансы стран происхождения, создавая дополнительный, а иногда основной источник валютного дохода. Денежные переводы мигрантов только по официальным каналам в 2010 г. оценивались в 226 млрд. долл., причем 62% из них шли в развивающиеся страны, прежде всего в Индию, Турцию, Египет. Подобные переводы получают в заметных размерах и развитые страны – Италия, Португалия, Испания, Греция. Из стран с переходной экономикой к крупным получателем переводов мигрантов относятся Китай, Грузия, Армения, Таджикистан.
Одновременно для посылающих стран миграция имеет и негативный эффект. Эмиграция, особенно квалифицированных кадров, может подорвать перспективы их собственного развития, хотя поддержание связей с родиной часто способствует развитию технологии, капитала, навыков, передаваемых мигрантами особенно при возвращении. В настоящее время политику поощрения возвращения мигрантов проводят 72 страны (по сравнению с 59 в 200 г.).[2,с. 150]
Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется в виде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующим образом:
Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на: свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться в стране в течение определенного срока [8,с. 66].
Потенциальные
кадры международного рынка труда
представлены в целом более молодыми,
профессионально
Следует иметь в виду, что отнесение тех или иных последствий международной миграции рабочей силы к позитивным или негативным не может быть однозначным и окончательным, оно может зависеть от конкретной социально-экономической ситуации в стране. Например, переориентация инвестиций из тяжелой индустрии в сферу потребления имеет негативный характер в условиях насыщенного потребительского рынка и значительной величины безработицы в стране, в ситуации же острого дефицита потребительских товаров и благ этот результат вряд ли можно считать отрицательным. К тому же различные последствия явно не равнозначны по своему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита платежного баланса в какой-то момент может перевесить все отрицательные последствия рассматриваемого явления.
Рассмотрение позитивных и негативных последствий международной миграции рабочей силы лежит в основе определения направленной государственной и региональной политики и построения системы регулирования этого процесса, предусматривающей создание определенных общественных институтов и структур, управляющих международной миграцией на различных уровнях (Приложение 1).
Общеэкономические
последствия международной
Средний уровень заработной платы снижается вследствие притока иммигрантов из зарубежа. Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться с тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне.
Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы.
Существенное
влияние оказывает иммиграция на
региональные рынки труда. Наиболее
активная, деятельная рабочая сила
сосредоточивается в
Международная трудовая миграция обуславливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.
Реэмиграция
рабочих, получивших за рубежом высокую
квалификацию, может способствовать
росту ВНП в стране. Однако, часть
высококвалифицированных
Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступлений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственных расходов на их образование не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает государственные расходы. Положение нелегальные эмигрантов удерживает их от пользования социальными пособиями, благотворительными выплатами, поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны [6,с. 90].
Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие валютные поступления за счет переводов иммигрантов семьями, родственниками; в виде налогов, уплаченных фирмам-посредникам; в ряде случаев прямые компенсации за утечку рабочей силы, получаемые от стран, импортирующих ее.
В то же время отток избыточной рабочей силы из страны-экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение.
«Утечка мозгов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора, которая не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществлять инвестиции в образование и профессиональную подготовку [3, с.258].
Экономические
последствия международной
2.4. Международная миграция в
условиях современного
Нынешний мировой финансовый кризис может привести к спаду в мировой экономике (а возможно, и к более глубокому экономическому кризису). Глубину и масштабы кризиса предсказать трудно, и его последствия, вероятно, будут по-разному проявляться в различных странах, регионах и секторах занятости. Однако в периоды экономических спадов именно трудящиеся мигранты зачастую первыми теряют работу, и хотя некоторые, возможно, добровольно решат вернуться на родину, политика, направленная на высылку мигрантов на родину, не решит возникающих проблем и может привести к потенциально катастрофическим последствиям для развития, учитывая масштабы денежных переводов мигрантов на родину (объем денежных переводов мигрантов в развивающиеся страны, по некоторым оценкам, в 2012 году может составить 283 млрд. долл. США), а также и без того высокие уровни безработицы в развивающихся странах [9с,101].
Информация о работе Международный рынок труда и международная миграция рабочей силы