Международный кредит и его роль в развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Кредит --- форма движения ссудного капитала; --- сделка между экономическими партнерами, принимающая форму ссуды, т.е. предоставление имущества или денег другому лицу (юридическому или физическому) в собственность на условиях срочности, платности и возвратности; --- включенная в смету сумма, в пределах которой разрешен расход на определенные потребности. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения.

Файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ .doc

— 246.00 Кб (Скачать)

      Между тем до сих пор единого международного определения термина «лизинг» не существует, хотя он достаточно широко применяется на практике. Причиной тому является достаточно сложное и неоднозначное содержание данного термина, связанное с различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах, постоянно реализующих лизинг (лизинговые операции). В тех странах, где под лизингом понимается только долгосрочная аренда, принято четко отделять от него понятия аренды и проката. В других странах аренда и прокат относятся к разновидностям (модификациям) лизинга. По базисному определению Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования (Eurolease): «Лизинг — это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для последующего использования их в производственных целях арендатором, в то время как эти товары покупаются арендодателем и именно он сохраняет за собой право собственности (в том числе, на весь период действия лизингового договора)».

      Наиболее  точно экономические реалии и  суть лизинга отражают его определение  как комплексного соглашения по поводу имущественных отношений, возникающих  в связи с передачей имущества во временное пользование. Этот комплекс соглашений помимо собственно договора лизинга включает в себя и другие обязательные дополнительные договоры, в частности договор купли-продажи и договор займа. Лизингу объективно свойственно сочетание, по крайней мере, этих двух базисных договоров.

      Схема лизинговых операций представлена на рис.4.

        
 
 
 
 

      5 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 4 Схема лизинговых операций.

    1. Фирма, нуждающаяся в оборудовании ищет и находит собственника данного продукта.
    2. Не имея средств для покупки оборудования и не имея доступа к кредиту, фирма обращается в лизинговую компанию с просьбой заключить договор лизинга.
    3. Лизинговая компания обращается в банк за кредитом.
    4. Получает кредит.
    5. Перечисляет деньги производителю.
    6. Производитель передает оборудование в собственность лизинговой компании.
    7. Лизинговая компания передает оборудование в лизинг.
    8. Лизингополучатель выплачивает лизинговые платежи.
 

      Лизинг  объективно сохраняет противоречивую суть. Двойственность проявляется прежде всего в том, что лизинг представляет собой реальное вложение средств (инвестиций) в основной капитал, однако на возвратной временной основе. С другой стороны, предоставляя на определенный период элементы основного капитала в распоряжение арендатора, собственник (лизингодатель) в установленный срок по договору лизинга получает их обратно в свое распоряжение. Фактически одновременно существуют и сочетаются по договору принципы срочности и возвратности; за свою услугу лизингодатель получает вознаграждение в виде комиссионных — тем самым реализуется кредитный принцип платности. В силу этих причин по своему содержанию лизинг соответствует кредитно-ссудным отношениям и проявляет сущность кредитной сделки. Между тем по своей форме, поскольку лизингодатель и арендатор оперируют капиталом (производственными мощностями) не в денежной, а в производительной форме (основные фонды и др.). лизинг вполне схож с инвестициями капитала (инвестиционными операциями).

      Объектом  лизинга (лизингового договора) ныне чаще всего выступает капитальная  продукция: машины, оборудование, транспортные средства и другие инвестиционные товары. Их можно ранжировать по следующим базисным группам:

  • оборудование промышленного назначения;
  • транспортное оборудование;
  • электронно-вычислительные, упаковочные и сортировочные машины, конторское оборудование разного типа, оргтехника и т.д.;
  • средства телевизионной и дистанционной связи;
  • лицензии, ноу-хау, компьютерные программы и т.д.

      В международной практике в лизинговой сделке обычно принимают непосредственное участие три субъекта. Первый субъект — это собственник имущества (лизингодатель), предоставляющий его в пользование (аренду) на условиях комплексного лизингового соглашения. В качестве лизингодателей могут выступать: дочернее предприятие (учреждение) коммерческого банка, в уставе которого предусмотрен этот вид кредитно-ссудной деятельности; финансовая компания, создаваемая специально для реализации лизинговых операций, основной и фактически единственной функцией которой является реальная оплата арендуемого имущества, т.е. финансирование сделки; специализированная лизинговая компания, которая в дополнение к финансовому обеспечению сделки берет на себя комплекс услуг нефинансового характера, в частности содержание и ремонт имущества, замену изношенных частей, консультации по использованию промышленного оборудования и т.п.

      Вторым  субъектом лизинговой сделки является реальный пользователь арендованного имущества — лизингополучатель, которым может выступать юридическое лицо независимо от его формы собственности.

      Третий  субъект лизинговой сделки — продавец имущества лизингодателю (поставщик). Это также может быть любое юридическое лицо: производитель имущества, снабженческо-сбытовая, торговая фирма и др.

      В зависимости от конкретных экономических  условий фактическое число участников лизинговой сделки может варьироваться. Кроме перечисленных трех сторон (контрагентов) в ряде случаев в сделке могут принимать участие брокерские посреднические фирмы, которые непосредственно не занимаются предоставлением лизингового имущества, а выполняют лишь роль и функции посредников между поставщиком, лизингодателем и лизингополучателем. При крупных сделках количество участников может увеличиваться также за счет подключения брокерских фирм, трастовых корпораций, финансирующих (субсидирующих) учреждений, банков и др. Состав (число) участников сделки, напротив, сокращается, если поставщиком и лизингодателем выступает одно и то же лицо: в таких случаях реализацией лизинга занимаются дочерние компании (предприятия), учреждаемые изготовителями долгосрочного оборудования.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ  И РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

        

      Оценка  инвестиционной привлекательности  территории является важнейшим аспектом принятия любого решения по вопросам кредитования, инвестирования. Чем  сложнее ситуация в стране, тем  в большей степени опыт и интуиция кредитора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, правовых, организационных, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования, кредитования  в ту или иную хозяйственную систему.

      Привлечение в экономику иностранного капитала остается одной из наиболее острых проблем переходного периода. Иностранные  капиталовложения должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в стимулировании инвестиционного процесса в стране и привнести в него наряду с новыми технологиями современные методы организации и управления производства, рост объемов белорусского экспорта на зарубежных рынках.

      Республика  Беларусь — единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

      В нашей стране действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер – министром Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного климата в республике, а так же оперативно решаются возникающие проблемы иностранных инвесторов, связанные с их работой в Беларуси. Действующие при Совете Постоянный комитет, рабочие группы занимаются вопросами совершенствования инвестиционного законодательства, развития свободных экономических зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке и др.

      Например, в августе 2009 года в Беларуси приняты новые меры в сфере стимулирования инвестиционной деятельности. В частности введен механизм заключения инвестиционного договора, посредством которого инвестору предоставляется ряд значительных льгот при реализации инвестиционного проекта.

      В инвестиционном договоре определяются: объект, объем и сроки вложения инвестиций, срок действия инвестиционного договора; права и обязанности инвестора и Республики Беларусь — сторон инвестиционного договора; ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий, в том числе возмещение инвестору ущерба, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов и (или) исполнительных комитетов.

      Инвестор, с которым заключается инвестиционный договор, имеет право на:

  • строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;
  • предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.

      Инвестор, с которым заключается инвестиционный договор, освобождается от:

  • перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;
  • возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;
  • уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
  • уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства – от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.

      Инвестиционный  договор составляется на русском  или белорусском языке. Проекты инвестиционных договоров подлежат обязательной юридической экспертизе.

      Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа.

      Для привлечения внешних финансовых ресурсов в нашу страну активно используются гарантии Правительства под иностранные  кредитные линии. Реализуется Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 — 2010 годы. Она предусматривает постепенный выход государства из состава акционеров отдельных банков, зарегистрированных на территории государства.

      Потенциальная потребность белорусской экономики  в иностранных инвестициях на период до 2010 года оценивается в 13 млрд. долларов США (36% в общем объеме инвестиций). Национальной программой привлечения инвестиций в экономику Беларуси до 2010 года предусматривается привлечение иностранных инвестиций в основные производственные фонды.

      Сотрудничество  с международными финансовыми институтами  по реализации инвестиционных проектов под гарантии Правительства было продолжено с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) по проекту энергосбережения в социальной сфере. 

      Привлечение и эффективное использование  средств внешнего финансирования остается одним из основных приоритетов государственной инвестиционной политики Республики Беларусь в долговременной перспективе для проведения экономических преобразований.

      В последние годы сложилась положительная тенденция поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Общий объем поступлений иностранных инвестиций по результатам 2006 г. (по данным Министерства анализа и статистики) составил 4036,1 млн. долл. США, что в 2,2 раза больше, чем за 2005 год. За 2007 год поступило 5 421,9 млн. долларов США (по сравнению с аналогичным периодом 2006 года объем инвестиций увеличился в 1,34 раза).

      На  протяжении нескольких лет наблюдается  рост поступления прямых иностранных инвестиций (ПИИ): 2005 год — 451,3 млн., 2006 год — 748,6 млн. долларов США. В 2007 году поступило 1 313,5 млн. долл. США прямых инвестиций.

      В разрезе поступления инвестиций по странам мира на долю стран СНГ  приходится 33,8% от общего объема инвестиций. Доминирующую позицию по данной группе стран занимает Россия (33,5% от общего объема инвестиций). На страны вне СНГ приходится 66,2% от общего объема поступивших инвестиций, основными инвесторами по данной группе являются Великобритания (15,9%), Швейцария (11,2%), Австрия (11%), Кипр (7%), Германия (5,7%), Латвия (2,7%), Нидерланды (2,3%), Китай (1,7%).

Информация о работе Международный кредит и его роль в развитии