Международные финансовые организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытии сущности международных финансовых организаций, их задач и цели их существования.

Оглавление

Содержание 1
Введение 2
1. Роль и место МФО в реализации экономических действий 3
2. Функции и задачи МФО 8
3. Повышение эффективности функционирования МФО в современных условиях 28
Заключение 32
Список литературы: 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

3. Повышение эффективности  функционирования  МФО в современных  условиях

Министр финансов США Пол О’Нил заявил, что работа международных финансовых организаций нуждается в совершенствовании. С этим заявлением он выступил накануне совещания глав финансовых ведомств ведущих стран мира в Риме. О'Нил подчеркнул, что необходимо «лучше использовать опыт этих организаций для повышения их эффективности в содействии экономическому развитию во всем мире». Говоря о деятельности Международного валютного фонда и международных банков развития, министр финансов США отметил, что предпочитает говорить не о «реформе» этих организаций, а об «улучшении» их работы. В МВФ, по его словам, нужен «более тщательный мониторинг и более оперативные решения по предотвращению финансовых кризисов». А международные банки развития «должны лучше координировать свою деятельность между собой, повысить свою прозрачность и отчетность, более решительно выступать за хорошее управление в странах, которые берут займы, и пересмотреть способ установления цены этих займов». Пол О’Нил подчеркнул, что он поддерживает деятельность Международной рабочей группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями /FATF/, которая борется с отмыванием денег в мире. Несколько стран, внесенных FATF в «черный список», уже добились прогресса в этом деле, отметил министр финансов США. Он выразил надежду на дальнейший успех в борьбе с финансовыми правонарушениями. 14

Россия и МФО 

Взаимодействие  с международными финансовыми организациями (МФО) продолжает оставаться одним из важных направлений российской экономической дипломатии.  

Наблюдающееся с 2000 г. общее улучшение экономической  конъюнктуры в России позволило  не прибегать в последнее время  к финансовой помощи Международного валютного фонда. Ранее сотрудничество России с Фондом осуществлялось на основе регулярно согласуемых программ, определявших параметры оказания финансового содействия по линии МВФ и обязательства российской стороны по осуществлению определенных макроэкономических мероприятий. Начиная с 1992 г. Россия использовала ресурсы МВФ 8 раз на общую сумму около $22 млрд.  

В последние  4 года Россия не обращалась за кредитами МВФ, ее общая задолженность перед Фондом на 1 апреля 2004 г. сократилась до $4,6 млрд. В январе 2005 г. в соответствии с параграфом (а) раздела 7 статьи V Устава МВФ (о досрочном погашении кредитов МВФ членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо платежного баланса по текущим операциям и увеличили размер валютных резервов) Российская Федерация выплатила Фонду весь объем накопленной задолженности. В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, особенностью которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения кредитов МВФ.  

Проведенный специалистами Фонда обзор российской экономики за 2004 г. был выдержан в  благоприятном для России ключе. В нем, в частности, было отмечено дальнейшее улучшение макроэкономических показателей, а также прогресс в  проведении структурных экономических реформ в ряде важных областей. Положительно оценил экономический курс России Совет директоров МВФ. Продолжается плодотворное сотрудничество России со Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), успешная реализация проектов которых на территории России способствует развитию инфраструктуры и экономическим реформам. Основными направлениями работы с упомянутыми МФО являются улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространением инфекционных заболеваний и защита окружающей среды.  

На 1 апреля 2004 г. сумма 53 займов в рамках портфеля действующих и закрытых проектов МБРР составляла $9,77 млрд. Из них закрыты 30 займов на сумму $7,89 млрд.; действуют 23 займа на сумму $1,88 млрд. Всего израсходовано $8,45 млрд. В ходе визитов в Россию в 2000-2004 гг. Президент Всемирного банка Дж. Вулфенсон неоднократно подтверждал заинтересованность в дальнейшем развитии отношений конструктивного сотрудничества с Российской Федерацией, готовность к оказанию содействия реализации экономической программы российского правительства.  

В июне 2002 г. Совет директоров Всемирного банка  утвердил новую стратегию деятельности Банка в России на 2003-2005 финансовые годы. Ее особенность заключается в том, что объем заимствований, предоставляемых России в этот период, не будет ограничен, а основными направлениями работы станут улучшение делового климата и развитие конкуренции, управление государственным сектором, социальные вопросы, борьба с распространение инфекционных заболеваний и защита окружающей среды. В свою очередь, российская сторона в настоящее время также разрабатывает новую программу сотрудничества со Всемирным банком на 2005-2007 гг. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2000 г. Всемирный банк включен в состав Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. В конце 2002 г. ЕБРР подписал рекордный за всю историю Банка кредит на сумму 234 млн.евро на проект защиты Санкт-Петербурга от наводнений. С учетом стабилизации экономического положения России Среднесрочной стратегией ЕБРР на 2004-2008 гг. предусмотрена возможность повышения 30%-й доли России в общем кредитном портфеле Банка. Совет директоров одобрил Стратегию ЕБРР для России на 2005-2006 гг. в рамках Среднесрочной стратегии. Основные направления Стратегии: инвестиции в корпоративный и финансовый сектора, транспорт и инфраструктуру, помощь малому бизнесу, содействие модернизации банковской системы. В ходе 14-го Ежегодного заседания Совета управляющих ЕБРР (май 2005 г., г.Белград) руководство Банка в целом позитивно оценило реализуемую российским правительством стратегию структурных реформ, отметив, что в последние годы Россия стала экономически более привлекательной и стабильной. Подчеркнуты, в частности, существенные улучшения в налоговой системе, принятие мер по дебюрократизации экономики, усиление борьбы с коррупцией и «отмыванием» денег.  

Основными приоритетами ЕБРР в работе на российском направлении на ближайшее время является осуществление финансирования инфраструктурных проектов, привлечение стратегических инвесторов на российские предприятия, усиление темпов развития малого бизнеса и поддержка процесса реформ в финансовом секторе. При выборе своих проектов ЕБРР тщательно учитывает такие факторы, как создание благоприятных условий для привлечения частного сектора, улучшение природоохранных показателей и инвестиций на цели энергосбережения. В 2003 г. было ратифицировано Рамочное соглашение между Россией и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), регулирующее его деятельность в России.15 Вступление в силу этого Рамочного соглашение позволяет России в перспективе привлечь с помощью Банка долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, в первую очередь, в инфраструктурные проекты. В настоящее время наряду с Европейским банком реконструкции и развития и Северным инвестиционным банком ЕИБ вовлечен в предоставление кредитов для финансирования проекта завершения строительства защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений (доля ЕИБ - 40 млн. евро). В 2004 г. было принято решение о расширении мандата Банка на проведение операций в России и СНГ, что позволяет ему выделять кредиты до 500 млн. евро, причем не только на экологические проекты, но и на финансирование программ поддержки малого предпринимательства, а также инвестиции в инфраструктуру. В последние годы продолжалось осуществление практических шагов по анализу условий и возможностей оформления полноформатного участия России в Межамериканском банке развития (МАБР) и Азиатском банке развития (АзБР). В качестве наблюдателя российские делегации принимают участие в работе ежегодных собраний советов управляющих указанных банков. Возможное членство России в АзБР и МАБР способствовало бы укреплению политических и торгово-экономических позиций России в Азии и Латинской Америке в долгосрочной перспективе, продвижению интересов российского бизнеса на азиатском и латиноамериканском рынках. Важным направлением внешней политики оставалось нахождение приемлемого решения долговых вопросов. В рамках Парижского клуба кредиторов (ПК) продолжилось конструктивное взаимодействие России со своими зарубежными кредиторами. Его особенностью по-прежнему оставалось четкое, а в отдельных случаях – и с опережением графика, обслуживание Россией всей своей внешней задолженности исключительно за счет собственных средств, без привлечения новых займов. В настоящее время Россия вышла на новый этап сотрудничества с ПК, особенностью которого является осуществление всех текущих платежей по обслуживанию внешней задолженности в полном объеме. Ведется комплексная работа по обеспечению погашения задолженности иностранных государств перед Россией с использованием взаимоприемлемых схем выплат долга. Россия играет важную роль в реализации Инициативы по облегчению долгового бремени беднейших стран (Инициатива HIPC). Вклад нашей страны стал крупнейшим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП. По этому показателю Россия занимает первое место в мире. По абсолютным же величинам списания долгов слаборазвитым странам – третье место после Японии и Франции.16 

Можно ли говорить о зависимости экономической  политики России от международных финансовых организаций? Да, можно.  

Можно ли говорить о том, что эта зависимость  наносит ущерб национальной экономике и подрывает политическую независимость страны? Ни в коем случае.  
         
Пожалуй, ни один из аспектов сотрудничества России с Западом не подвергается такой дружной и ожесточенной критике в российском обществе, как взаимодействие с международными финансовыми институтами. Удивительна солидарность в этом вопросе большинства политических сил вне зависимости от их места в политическом спектре. Следует помнить, что зависимость национального правительства от международных финансовых институтов отличает одно весьма существенное свойство. Эта зависимость является сугубо добровольной, и ее добивается не тот или иной наднациональный орган, а само национальное правительство. Которое, кстати, может в любой момент изменить своим обязательствам, равно как и своему решению использовать международные кредиты для достижения финансовой стабилизации. Не факт, что сразу после этого МВФ, МБРР или ЕБРР прекратят оказывать помощь: в их истории было немало случаев, когда правительствам прощались самые тяжкие "преступления" в области политики экономической либерализации. Однако обычно в таких случаях принуждения не бывает: "Не хотите следовать нашим условиям? О'кей, никаких кредитов!". Если национальное правительство согласно с таким финалом (чего почти никогда не случалось), отношения безболезненно прекращались.  

В интересах  российского бизнеса, чтобы в  России этого не произошло. В конечном счете все программы, принимаемые  с участием МВФ, и проекты, в реализации которых участвуют Мировой банк и Европейский банк, направлены на то, чтобы сделать российскую экономику более либеральной и развивающейся по единым для всех и понятным всем правилам игры. Собственно об этом как раз и мечтают все, кто имеет хоть малейшее отношение к российской экономике. В том числе и эксперты международных финансовых институтов. 

МФО и финансовый кризис 

На фоне бушующего мирового экономического кризиса международные финансовые организации продолжают оказывать  помощь нуждающимся государствам. Значительная часть средств была выделена со стороны  Всемирного банка и МВФ странам  Восточной Европы, наиболее сильно пострадавших от финансовых потрясений.  
 
Так, например, Всемирный банк в 2008 году выделил $38,2 млрд. в виде займов и грантов странам-членам, что на $3,9 млрд. (11,4%) больше, чем в 2007 финансовом году. В 2008 году Банк предоставил, в общей сложности, $4,2 млрд. А на финансирование 47 проектов в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Два проекта были направлены на преодоление продовольственного кризиса в Кыргызской Республике и в Таджикистане. Банк также предоставил несколько займов на улучшение инфраструктуры в регионе. В их числе – $200 млн. на совершенствование состояния жилого фонда в Российской Федерации, $450 млн. на ремонт и реконструкцию железнодорожной сети в Азербайджане, а также $200 млн. на совершенствование передачи электроэнергии в Украине. $105 млн. было предоставлено на ремонт региональных и местных дорог в бывшей Югославской Республике Македония и $140 млн. на совершенствование городской инфраструктуры в Украине.17

Заключение

 

В современных  условиях высокой экономической  открытости национальных хозяйств требуется информационная прозрачность на основе единых для всех стран стандартов бюджетной отчетности, данных о валютных резервах центральных банков, о состоянии платежных балансов, в особенности по счетам движения капиталов, и т.п. Это повышает степень доверия стран друг к другу, позволяет в случае осложнения финансовой ситуации в той или иной стране заблаговременно принимать меры и самим ее властям, и иностранным инвесторам, и МВФ. Не менее серьезные преобразования предстоят на надгосударственном уровне. МВФ и Всемирный банк, сконструированные для иной эпохи, несмотря на некоторые модификации этих институтов, не в состоянии обеспечивать стабильность многократно усложнившейся мировой финансовой системы. Практика ГАТТ/ВТО и Евросоюза свидетельствует, что никакая система многосторонних договоренностей не может работать сколько-нибудь эффективно без надгосударственного координирующего механизма. Функции такого механизма в мировой финансовой сфере следует значительно расширить по сравнению с нынешними функциями МВФ, чтобы он мог не просто помогать странам, попавшим в беду, а контролировать и прогнозировать состояние всей мировой финансовой системы, заблаговременно принимая надлежащие меры по предотвращению нарушений ее равновесия на любом уровне - глобальном, региональном или страновом. 

Для этого  такой надгосударственный институт должен располагать соответствующими полномочиями. Распределение полномочий между ним и государствами  лучше всего организовать на основе принципа субсолидарности, то есть передать надгосударственной структуре лишь те регулирующие функции, которые она могла бы выполнять более эффективно, чем государственные структуры. Подобная структура должна иметь возможность быстро мобилизовать в необходимых случаях гораздо более крупные финансовые ресурсы, чем нынешний МВФ. К концу 1998 г. общий объем собственных ресурсов МВФ составлял 155.8 млрд. СДР ($218 млрд.), основой которых (145.8 млрд. СДР) являются взносы (квоты) государств-членов. Кроме того. Фонд располагал еще 4.9 млрд. СДР заемных средств, полученных от крупных индустриальных стран на основе Общих соглашений о заимствовании, достигнутых в октябре 1962 г., а также 18.5 млрд. СДР по дополнительному соглашению с Саудовской Аравией. Вместе с тем принятие решений об оказании финансовой помощи нужно демократизировать, дистанцируясь от нынешнего порядка, основанного практически на принципах акционерной компании, где музыку заказывает тот, кто больше платит. Сегодня МВФ не без оснований подозревают в том, что он проводит политику, отвечающую, прежде всего, интересам США. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международные финансовые организации