Международное регулирование мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Данную тему курсовой работы я выбрал не случайно, так как считаю, что международное регулирование – довольно важное и актуальное составляющее современной мировой торговли.
Международная торговля – это неоднородная многоуровневая система товарно-денежных отношений, которая в совокупности представляет деятельность по торговле всех стран. Международная торговля возникла в XVI-XVII веках, когда еще только начинал зарождаться мировой рынок.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1: Организации и соглашения по регулированию международной торговли…5
1.1 ВТО………………………………………………………………………………………5
1.2 УНИДРУА……………………………………………………………………………….9
1.3 Другие организации и соглашения……………………………………………...……12
Глава 2: Международная торговая политика……………………………………..………15
2.1 Таможенные и нетаможенные тарифы……………………………………………….15
2.2 Зоны свободной торговли и таможенные союзы……………………………………20
Глава 3: Оценки и предпочтения по регулированию международной торговли…….22
3.1 Необходимость регулирования внешнеторговых отношений……………………...22
3.2 Вступление России в ВТО…………………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

К.р. по Мировой экономике.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Вступление России в ВТО

Еще в 1993 г. Россия направила заявку на вступление в  ГАТТ. Но в конце того же года по завершению многолетних переговоров о либерализации мировой торговли в рамках Уругвайского раунда страны — участницы ГАТТ договорились о создании ВТО. Поэтому в декабре 1994 г. России пришлось обновить свою заявку.

В феврале 1994 г. Правительство РФ передало странам  — участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.

Переговоры  идут по двум основным направлениям. Одно — это серьезный экзамен российского  внешнеторгового законодательства (включая практику применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и тех условий, на которых страны — участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному соглашению и другим договоренностям этой организации. Другое — это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определяют условия присоединения России к ВТО.

В феврале 1998 г. Правительство РФ утвердило первоначальные тарифные предложения, и Россия заявила о готовности начать двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами — членами ВТО. Около 30 стран сообщило о намерении провести переговоры по ставкам таможенного тарифа с Россией.

Тарифные предложения  представляют собой перечень максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений («потолки») ставок ввозных таможенных пошлин по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с соответствующими переходными (имплементационными) периодами.

В 1998 г. прошли двусторонние переговоры по тарифам с делегациями ведущих членов ВТО (группой «квадро») — США, ЕС, Японией и Канадой, в ходе которых обсуждались российские тарифные предложения и вопросы, связанные с доступом на рынки товаров (нетарифные барьеры, включая технические барьеры в торговле, таможенные процедуры и др.).

В мае 1998 г. Россия участвовала во второй Конференции министров ВТО в Женеве. На ней были подведены итоги деятельности системы ВТО/ГАТТ за 50 лет, обсуждались вопросы подготовки нового раунда многосторонних торговых переговоров («раунд тысячелетия») под эгидой ВТО.

Присоединение России к ВТО — сложный и длительный переговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преимуществ международного разделения труда и кооперации, совершенствование экономического сотрудничества России со странами мира.14

Вступление России в  ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи  с обострением ситуации на Кавказе. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Но в ВТО могут вступать только страны, а не Таможенные союзы. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.

7 декабря 2010 года в Брюсселе прошел саммит Россия—ЕС. Накануне саммита глава Министерства экономики Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала и вовсе снизить.

Условия присоединения

В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО.

В течение первого  года после вступления России в ВТО  ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам  товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд. долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд. долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).

Согласно критической  статье в журнале «Эксперт», «максимальная  теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд. долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно прикинуть», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд. долларов в год».

Существует мнение, что  Российское правительство форсирует вступление России в ВТО, поскольку это очень выгодно нефтяникам, приближённым к Кремлю — это даст им возможность получать больше прибыли с проданной нефти, так как снизит импортные пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня.

Критика

Заявленная цель ВТО — распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете мультинациональным корпорациям (транснациональным) и богатым странам.

Критики полагают, что  небольшие страны имеют очень  малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.

В частности, деятельность ВТО часто подвергается критике  и осуждению со стороны антиглобалистов.15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее  время роль государства в регулировании  международных экономических связей ограничивается в основном разработкой и проведением различных мер торговой политики. Государство может придерживаться политики свободной торговли, не ограничивая доступ иностранных производителей на внутренний рынок, и политики протекционизма, защищая внутренний рынок от зарубежных конкурентов. Основная цель государства - помочь своим экспортерам продать как можно больше товаров другим странам и одновременно создать условия для подрыва конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке. Сложилась гибкая система государственного регулирования международной торговли. Оно может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. Основными причинами государственного регулирования международной торговли являются:

  • ограничение импорта для увеличения занятости внутри страны;
  • защита неконкурентных собственных отраслей; повышение уровня индустриализации.

Несмотря на очевидные преимущества свободной  торговли, на практике она встречается  очень редко. Государство вмешивается  в международную торговлю как  по экономическим (защита основных или молодых отраслей промышленности от импорта, поддержка аграрного сектора), так и неэкономическим (соображения национальной безопасности, защита окружающей среды) причинам.

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные и нетарифные. Основным инструментом торговой политики и государственного регулирования является таможенные тарифы и пошлины.

Таможенный  тариф используется для государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком.

Основными видами протекционизма являются тарифы (налоги), которыми облагаются товары, ввозимые в страну; квоты, ограничивающие объем конкретных товаров, разрешенных для импорта в страну; эмбарго, являющееся крайней формой квотирования, поскольку полностью запрещает торговлю с определенными странами; субсидии, представляемые местным производителям, что позволяет им устанавливать более низкие цены на свою продукцию по сравнению с ввозимыми товарами.

Наряду с  тарифными методами государство широко использует нетарифные дополнительные методы торговой политики или скрытого протекционизма. Основным инструментом нетарифных методов являются количественные ограничения. Они представляют собой разнообразные барьеры не таможенного характера, которые устанавливаются органами государственной власти и включают квотирование, лицензирование и добровольное ограничение экспорта.

Кроме того, государства  применяют ограничительную стандартизацию, т.е. вводят такие стандарты, которые ставят местных производителей в более выгодное положение. Карательные меры применяются против иностранных производителей, использующих сомнительные пути и способы для проникновения на национальный рынок. Речь идет, прежде всего, о демпинге, т.е. продаже товаров по более низким ценам, что заставляет местных производителей тоже снижать цены.

В долгосрочной перспективе протекционизм отрицательно воздействует на экономику страны. Это проявляется в следующем:

  • основную его тяжесть несут потребители;
  • сохранение рабочих мест в поддерживаемых отраслях сопровождается их потерей в других секторах экономики;
  • всегда существуют возможности обойти защитные барьеры.

Список используемой литературы

    1. http://www.wto.org
    2. http://ru.wikipedia.org
    3. http://www.krugosvet.ru
    4. B. Hoekman, ВТО: Функции и основные принципы, 2002.
    5. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.
    6. Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 350 с.
    7. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: Инфра - М, 1998. – 496 с.
    8. Минкова К.В. Международная многосторонняя торговля: от античности до ВТО. – Спб: Изд-во Спб ун-та, 2006.
    9. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. - М.: АО «Консалтбанкир», 2000. – 622 с.
    10. Фигурнова Н. П. Международная экономика. – М.: Омега-Л, 2005. – 509 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 http://www.wto.org

2 http://ru.wikipedia.org

3 B. Hoekman, ВТО: Функции и основные принципы, 2002 - С. 42

4 B. Hoekman, ВТО: Функции и основные принципы, 2002 - С.43

5 B. Hoekman, ВТО: Функции и основные принципы, 2002 - С.44

6 http://ru.wikipedia.org

7 http://ru.wikipedia.org

8 Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – С.351-355

9 Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: Инфра - М, 1998. – 496 с.

10 Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: Инфра - М, 1998. – С.149-150

11 http://ru.wikipedia.org

12 Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: Инфра - М, 1998. – С. 156-161

13 Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – С.133-135

14 Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – С.349-351

15 http://ru.wikipedia.org




Информация о работе Международное регулирование мировой торговли