Международное регулирование мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Данную тему курсовой работы я выбрал не случайно, так как считаю, что международное регулирование – довольно важное и актуальное составляющее современной мировой торговли.
Международная торговля – это неоднородная многоуровневая система товарно-денежных отношений, которая в совокупности представляет деятельность по торговле всех стран. Международная торговля возникла в XVI-XVII веках, когда еще только начинал зарождаться мировой рынок.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1: Организации и соглашения по регулированию международной торговли…5
1.1 ВТО………………………………………………………………………………………5
1.2 УНИДРУА……………………………………………………………………………….9
1.3 Другие организации и соглашения……………………………………………...……12
Глава 2: Международная торговая политика……………………………………..………15
2.1 Таможенные и нетаможенные тарифы……………………………………………….15
2.2 Зоны свободной торговли и таможенные союзы……………………………………20
Глава 3: Оценки и предпочтения по регулированию международной торговли…….22
3.1 Необходимость регулирования внешнеторговых отношений……………………...22
3.2 Вступление России в ВТО…………………………………………………………….24

Заключение…………………………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

К.р. по Мировой экономике.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Независимый статус УНИДРУА среди других межправительственных организаций предоставило институту  возможность использовать такие  рабочие методы, которые позволили УНИДРУА стать организацией, которая занимается, в основном, техническими, а не политическими вопросами права.

Новые технологии, коммерческие деятельность и др. требуют  новых решений и, в том случае, когда соглашения являются межнациональными по своей природе, они должны быть гармонизированы. Выбор предмета для гармонизации или для унификации большей частью зависит от желания государства принять изменения своего законодательства в пользу более унифицированного международного регулирования определенного вопроса. Юридические и другие аргументы в пользу гармонизации должны всегда быть точно взвешены и оценены. Также должны быть четко определена сфера применения новых унифицированных правил, то есть будут ли они применяться лишь к ситуациям с международным элементом, либо они также будут регулировать внутренние национальные правоотношения.

Унифицированные правила, которые издаются УНИДРУА, в связи с межправительственной структурой организации, обычно издаются в форме Международных Конвенций, которые превалируют национальным правом государств, подписавших конвенцию, как только конвенция вступает в силу. Однако отсутствие особого энтузиазма у стран-членов имплементировать подобные конвенции, а также достаточно длительное время вступление этих конвенций в силу, также связанное с их имплементацией обусловило все более частое использование альтернативных форм нормативно-правового регулирования. К таким альтернативным формам можно отнести типовые (модельные) законы, которые страны могут принимать во внимание при принятии национального законодательства относительно предмета регулирования, а также общие принципы, которые прямо адресованы судьям, арбитрам и договорным сторонам, которые могут сами для себя определять, использовать их или нет. Также можно назвать юридические справочники, посвященные, как правило, новым бизнес-технологиям, определенным формам договоров или организации как национального, так и международного рынков. В общем, принятие так называемых правил Конвенций необходимо только для регулирования двусторонних отношений, лежащих в основе контрактного права, либо в случаях, когда затрагиваются государственные интересы или интересы третьих лиц (как, например, в случае права собственности).7

 

 

 

 

1.3 Другие организации и соглашения

Регулированием мировой торговли занимается ряд других международных и общественных организаций.

ЮНКТАД

Конференция ООН  по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД — Женева (Швейцария).

Ее основные задачи: поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами; разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле.

Высшим руководящим  органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из государств-членов. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года на уровне министров с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный  орган ЮНКТАД — Совет по торговле и развитию — обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществления контроля за всей сферой деятельности ЮНКТАД рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый генеральным секретарем, составляет часть Секретариата ООН. В его состав входят Службы координации политики и внешних отношений, девять отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, взаимозависимость, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ). Секретариат также обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

МТО

Международная таможенная организация (МТО) учреждена  в 1952 г. как Совет таможенного  сотрудничества (СТС). В настоящее время она объединяет 139 государств, в том числе почти все бывшие республики СССР.

Главная задача организации — разработка и распространение  единых таможенных «правил игры»  с целью ускорения мирового товарооборота, унификация и облегчение перемещения  товаров и физических лиц через  таможенные границы при обеспечении  контрольных и фискальных функций таможни. В этих целях большое значение придается содействию в гармонизации таможенных систем и таможенного законодательства, модернизации таможенной службы.

Представительными органами МТО являются Совет, состоящий из председателя, шести вице-председателей, которые одновременно являются представителями регионов, Политической комиссии, Финансового комитета и технических комитетов.

Высший орган  Совета — это ежегодная встреча  глав таможенных служб стран-членов, на которой рассматриваются материалы, подготовленные Политической комиссией и Финансовым комитетом, и принимаются решения и рекомендации по стратегическим направлениям деятельности МТО. Постоянно действующим исполнительным органом организации является Секретариат, который располагается в Брюсселе (Бельгия).

МТП

Международная торговая палата (МТП) была основана как  неправительственная организация  в 1919 г. Это наиболее авторитетная в  мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6 тыс. компаний, 1,5 тыс. национальных союзов предпринимателей 110 развивающих и развитых стран, имеющая зарубежные представительства более чем в 50 странах. Местопребывание – Париж (Франция).

В своей деятельности МТП преследует следующие основные цели:

  • Содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков, свободного движения капиталов;
  • Принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
  • Защита системы частного предпринимательства.

Членство в  МТП может быть приобретено двумя  путями: принадлежность к национальной организации МТП и прямое членство в странах, не имеющих национальной организации. В январе 1993 г. Торгово-промышленная палата Российской Федерации была принята в МТП.

Высшим руководящим  органом МТП является Совет, который  собирается, как правило, дважды в  год. Члены Совета назначаются национальными  комитетами и группами. Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 члена, избирается Советом МТП. Он несет ответственность за проведение в жизнь политики МТП. Исполнительный совет проводит не менее трёх сессий в год. Генеральный секретарь, избираемый Советом МТП, является также секретарем Исполнительного совета. Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным секретарем, координирует всю деятельность МТП. Она состоит из пяти основных департаментов: Международного арбитражного суда, Международного бюро торговых палат, Института права и практики в сфере бизнеса, служб МТП по борьбе с экономической преступностью, Всемирного совета по вопросам окружающей среды и др.

Международная торговая палата наделена консультативным  статусом в ООН с тем, чтобы  иметь возможность представлять взгляды деловых кругов развитых и развивающихся стран. Она поддерживает отношения с основными межправительственными и неправительственными международными экономическими организациями.8

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Международная торговая политика  

       2.1 Таможенные тарифы и нетарифные барьеры

Таможенные  тарифы

Таможенные  тарифы и пошлины являются главными инструментами государственного регулирования  взаимодействия внутреннего рынка  с мировым рынком. Тарифы применяются  при ввозе, вывозе и провозе товаров  через страну; а также для защиты своей экономики или получения более высокой прибыли.

Таможенный  тариф состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, используемых как  налог на импортные или экспортные товары. Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, который взимается таможенными органами при импорте или экспорте товаров, т.е. представляет собой государственный налог на товары, пересекающие границу страны. Ввозные пошлины выступают, как правило, средством увеличения цен на ввозимые товары с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Они повышают цены импортируемых товаров, улучшая условия сбыта для местных производителей. Одновременно пошлина способствует росту государственных доходов, особенно для стран со слабой экономикой. Следовательно, основными ее функциями являются:

    • фискальная, поскольку за счет пошлин формируется доходная часть госбюджета;
    • протекционистская, т.е. защищает местных производителей от иностранной конкуренции;
    • ограничительная, предотвращая нежелательный экспорт товаров. Классифицируются пошлины по различным критериям. Прежде

всего для них  характерно деление по способу взимания. Различают пошлины:

    • адвалорные, то есть начисляемые как процент от таможенной стоимости. Обычно применяются в отношении товаров, имеющих разные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Слабой стороной этого способа является необходимость таможенной оценки стоимости товара со стороны таможенных чиновников;
    • специфические, то есть начисляемые в установленном размере и накладываемые на стандартизированные товары. Очень удобны для применения и практически исключают злоупотребления;
    • комбинированные, сочетающие оба предыдущих вида налогов.

Следующие виды пошлин имеют производный характер. Они раскрывают три предыдущих и связаны с объектом обложения. Если налог собирает ввозящая страна, то она взимает ввозную или импортную пошлину. Это самая распространенная форма пошлины, применяемая всеми странами для защиты своих производителей. Если тариф взимается вывозящей страной, то его называют вывозной или экспортной пошлиной. Применяется очень редко при наличии больших  различий внутренних и мировых цен на отдельные товары. Если налог собирается страной, через которую товары провозятся, то его называют транзитной пошлиной. Накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию определенной страны.

Существуют  особые виды пошлин, введение которых  зачастую связано с расследованием, переговорами, разрешением противоречий между странами. Хотя эти пошлины используются крайне редко, однако они отличаются от других видов по своему характеру:

    • сезонные, применяющиеся для оперативного регулирования торговли товарами сезонного характера;
    • антидемпинговые, служащие целью ограничения импорта товаров по заниженным ценам. Например, Европейская комиссия в течение последних нескольких лет ввела антидемпинговые пошлины против 14 категорий российских товаров. Величина некоторых из них такова, что исчезает экономический смысл торговать этими товарами. 1993г. была установлена пошлина 302% на феррокремний, в 1994г. - 270% на ввоз российского кальция, в 1996г. - 174% на магний. Были введены пошлины на ввоз российской стали. К этому следует добавить и количественные ограничения на ее импорт (всего 135 тыс. тонн). Не отстают от европейских стран и США, которые определили общий уровень пошлины на российскую сталь в размере 180%. Демпинг на практике определяется как разница между экспортными и нормальными или внутренними ценами. Но ведь себестоимость российской стали значительно дешевле американской. Прежде всего, это связано с более низкой стоимостью рабочей силы. Средняя зарплата рабочего сталелитейного завода США более чем в 10 раз выше зарплаты российского рабочего;
    • компенсационные. Пошлины накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых использовались субсидии.

Классифицировать пошлины можно по происхождению:

    • автономные, вводимые на основе односторонних решений конкретной страны;
    • конвенционные или договорные, устанавливаемые на основе двустороннего и многостороннего соглашения;
    • преференциальные, которые имеют более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом. Их цель - поддержать экономику развивающихся стран.

Информация о работе Международное регулирование мировой торговли