Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа
Данную тему курсовой работы я выбрал не случайно, так как считаю, что международное регулирование – довольно важное и актуальное составляющее современной мировой торговли.
Международная торговля – это неоднородная многоуровневая система товарно-денежных отношений, которая в совокупности представляет деятельность по торговле всех стран. Международная торговля возникла в XVI-XVII веках, когда еще только начинал зарождаться мировой рынок.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1: Организации и соглашения по регулированию международной торговли…5
1.1 ВТО………………………………………………………………………………………5
1.2 УНИДРУА……………………………………………………………………………….9
1.3 Другие организации и соглашения……………………………………………...……12
Глава 2: Международная торговая политика……………………………………..………15
2.1 Таможенные и нетаможенные тарифы……………………………………………….15
2.2 Зоны свободной торговли и таможенные союзы……………………………………20
Глава 3: Оценки и предпочтения по регулированию международной торговли…….22
3.1 Необходимость регулирования внешнеторговых отношений……………………...22
3.2 Вступление России в ВТО…………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………………………….30
По типам ставок:
По способу вычисления:
Хотелось бы указать на одну особенность при установлении величины пошлины, которая зависит от таможенной стоимости (цены) товара. Речь идет о методике оценки стоимости ввозимых товаров. Хотя она складывается на рынке, однако может не совпадать с экспортной или импортной ее ценой, поскольку каждая страна определяет ее величину в соответствии с собственным законодательством. Например, таможенная цена товаров, импортируемых в США, исчисляется на базе той цены, по которой они продаются в стране отправки (ФОБ). В рамках ЕС она включает, помимо цены самого товара, стоимость страховки и транспортировки до порта назначения (СИФ). Россия применяет второй вариант.
На практике наблюдаются значительные отклонения при определении таможенной цены товара от рыночной цены. Поскольку занижение его стоимости является способом уменьшения величины взимаемых таможенных тарифов и таможенным службам трудно определить, насколько точно указаны цены в счетах-фактурах, поэтому они могут произвольно увеличивать размер пошлины. Это создает условия для злоупотреблений со стороны таможенных чиновников.
Обычно таможенные тарифы накладываются на импорт с целью повышения его цены и снижения конкурентоспособности. Здесь возможны различные варианты в зависимости от того, какую цель преследует правительство. Если оно стремится защитить производителей готовой продукции, то делает ставку импортного тарифа на нее выше ставки тарифа на промежуточную продукцию. Возможен и обратный процесс. Существующая структура тарифов, прежде всего, призвана защищать производителей готовой продукции. Что же касается сырья и материалов, то здесь особых препятствий нет. Рынки базовых ресурсов не нуждаются в защите. Богатые полезными ископаемыми страны не опасаются конкуренции со стороны других стран, поскольку местные ресурсы всегда будут дешевле из-за высоких транспортных расходов. При отсутствии у страны ресурсов вообще нет смысла защищать свой рынок от них. Однако по мере увеличения степени обработки имеющихся ресурсов конкуренция возрастает. Сложилась общая закономерность увеличивать уровень таможенного обложения по мере продвижения товара от сырья до готовой продукции, т.е. в зависимости от степени его обработки. Наиболее острая внешняя конкуренция характерна для готовых изделий. Например, процентная тарифная ставка всегда выше на полуфабрикаты, чем на сырье, а на готовую продукцию выше, чем на полуфабрикаты. Многие страны вообще не облагают таможенными пошлинами некоторые виды сырья (Япония, страны ЕС). Учитывая, что сырье в основном импортируется из развивающихся стран, таможенная политика развитых стран направлена на защиту своих производителей готовой продукции и стимулирует импорт дешевого сырья. Обладание преимуществом в качестве дает возможность зарубежным производителям потеснить и даже разорить местных производителей на их внутреннем рынке. Поэтому и степень защиты внутреннего рынка здесь всегда выше. Тарифные барьеры против импорта готовых изделий очень высоки у менее развитых стран. Но даже промышленно развитые страны ослабляют тарифные барьеры выборочно. Сильнее всего защищены рынки автомобилей, авиационной и космической техники. Меньше всего защищены рынки сырья и топлива.9
Нетарифные барьеры
Нетарифные барьеры подразделяются на три группы:
1) меры, направленные
на прямое ограничение импорта
с целью защиты определенных
отраслей национального
2) меры административного характера, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли, но приводящие к аналогичному результату: таможенные формальности, технические и санитарные стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и т. п.;
3) прочие
меры, непосредственно не
Существует также распространенная классификация нетарифных барьеров по механизмам действия. Все нетарифные барьеры подразделяются на семь категорий:
2.2 Зоны свободной торговли и таможенные союзы
Таможенный союз, ТС — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Таможенный союз предусматривает
также образование «единой
Обычно страны — участницы Таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат.11
Существуют некоторые страны, которые объединяются для проведения внешнеторговой политики, что связано с привилегиями, предоставляемыми этими странами друг другу, и проявляется, прежде всего, в ликвидации таможенных пошлин.
В случае если после отмены таможенных пошлин между странами-участницами сохраняется автономия при их установлении в отношении третьих стран, то имеет место зона свободной торговли: Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ, 1959), если же отмена таможенных пошлин между странами сопровождается установлением единого тарифа по отношению к третьим странам, имеет место таможенный союз: Франция — Монако (1865), Швейцария — Лихтенштейн (1923).
Если страны, создающие таможенный союз, высоко развиты, то это может привести к общему экономическому росту. Если же страны — участницы таможенного союза слабо развиты, то это может привести к замедлению их экономического роста в результате ограничения конкуренции.
Объективной причиной
создания зон свободной торговли
и таможенных союзов являются процессы,
происходящие в мировой экономике,
характеризующиеся
С 1 января 1994 г. вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), подписанное в 1992 г. В соответствии с подписанным Соглашением о североамериканской интеграции на протяжении последующих 15 лет почти все торговые и инвестиционные барьеры между странами — участницами НАФТА должны быть ликвидированы, а таможенные пошлины — отменены. Вопрос о политической интеграции не рассматривался.
В течение 15 лет должна произойти отмена торговых барьеров между тремя участниками. В канадско-американской торговле они уже устранены, поэтому речь идет лишь о либерализации товарообмена этих стран с Мексикой.
Соглашением предусмотрены некоторые меры, направленные на охрану окружающей среды. Раньше в пограничных районах на территории Мексики можно было производить продукцию, не соответствующую экологическим стандартам США. Для предотвращения этого предусматривается ужесточение экологических стандартов. Однако повышенные требования к охране окружающей среды не должны использоваться как скрытый торговый барьер, поэтому стороны договорились создавать двусторонние или трехсторонние арбитражные комиссии. В случае нарушения предполагается введение санкций против страны-нарушителя.
Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности двусторонних торгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но все-таки относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США.
Добиваясь режима свободной торговли с США, Мексика рассчитывала реализовать такие преимущества, как наличие дешевой рабочей силы, изобилие природных ресурсов, в том числе нефти и газа; ускорить темпы своего экономического развития, прежде всего за счет экономии на масштабах производства и в результате либерализации движения капитала; сократить период реформирования своей экономики и приобщения к числу промышленно развитых стран до 10-15 лет.12
Глава 3: Оценки и предпочтения по регулированию международной торговли
3.1 Необходимость
регулирования внешнеторговых
В современных условиях обострилась борьба за мировые рынки. Крупные компания и финансовые группы постоянно ищут новые источники получения прибыли. Технологические разрыв между немногими наиболее развитыми странами и остальным миром заставляет страны вводить протекционистские меры, чтобы сохранить свое собственное производство. Проблема международного экономического сотрудничества наталкивается на стремление к полной свободе поведения субъектов рынка и на национализм. Это не вписывается в теорию всеобщей конкуренции, но зачастую дает положительные результаты на практике (страны ЮВА и Япония).
Конечной целью экономической политики государства в целом является создание условий для экономического роста, поскольку необходимо удовлетворять постоянно увеличивающиеся потребности населения и создавать наиболее благоприятные условия для деятельности национального капитала на мировом рынке. Усилия государства по созданию условий для стабильного, устойчивого экономического роста находят свое выражение в увеличении размера реального ВВП на каждого жителя, что неизбежно ведет к повышению общего благосостояния населения. Экономический рост достигается за счет экстенсивных (труд и капитал) и интенсивных (технический прогресс, рост квалификации рабочей силы и изменение ее структуры, рациональные масштабы производства) факторов.
Внешнеторговая политика остается важнейшим направлением государственного регулирования экономики. Несмотря на то, что свободная торговля повышает благосостояние как импортеров, так и экспортеров, однако она никогда не развивалась без вмешательства государства. Ни одна страна не может позволить провозить через свою границу нерегулируемый поток товаров. В результате развития внешнеторговых отношений сталкиваются интересы различных групп населения, отраслей, компаний, и государство вынуждено учитывать их. Поэтому не случайно эта политика зачастую носит непоследовательный и противоречивый характер. Государственное воздействие на импорт и экспорт преследует экономические, политические и социальные цели.
Государство стремится, прежде всего, ограничить ввоз товаров и одновременно поддержать конкурентоспособность отечественных отраслей как внутри страны, так и за ее пределами. Внешнеэкономическая деятельность является, с одной стороны, продолжением общей политико-экономической деятельности страны, а с другой - от государства требуется осуществление специфических функций. Поэтому развитие международных экономических отношений предполагает их регулирование, которое представляет собой совокупность используемых государством методов и инструментов воздействия на межгосударственные хозяйственные связи в своих национальных интересах. Государственное регулирование распространяется на международную торговлю, межгосударственное перемещение капитала и труда, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен. Однако основной сферой государственного регулирования является внешняя торговля. Степень регулирования зависит, прежде всего, от страны и отрасли. Велика роль международной конкуренции при определении торговой политики государства.
Регулирование внешней торговли со стороны государства осуществляется по двум направлениям: проведение протекционистской торговой политики и политики свободной торговли. Среди экономистов и политиков уже в течение нескольких веков идет спор о том, что лучше - протекционизм, дающий возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет сравнивать издержки производства. Ответа на эту дилемму не дает опыт исторического развития, поскольку каждая страна в различные периоды использует различные методы регулирования.
В рамках внешнеторговой политики тесно переплетаются не только экономические, но и политические, правовые, организационные и другие вопросы. При осуществлении своей внешнеторговой политики цель государства состоит в оказании помощи своим экспортерам на мировых рынках (форсирование экспорта) и ограничении импорта (защита внутреннего рынка). Для этого используются такие инструменты и способы, как таможенные тарифы, налоги, мероприятия по стимулированию экспортно-импортной деятельности (контингентирование, квотирование, лицензирование, изменение валютных курсов и др.). В экономической литературе они получили название тарифных инструментов и применяются в основном в таможенной деятельности. Кроме того, государство использует множество других нетарифных ограничений.13
Информация о работе Международное регулирование мировой торговли