Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:28, реферат
Актуальность темы. Одной из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются международные валютные отношения, которые возникают при использовании денег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических отношений. В подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны противостоят денежные единицы других стран. Пока национальные деньги остаются в пределах границ страны, в которой они имеют хождение, они остаются национальными денежными единицами.
Введе-ние…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Эволюция валютной систе-мы………………………………….…….5
1.1. Историческое развитие мировой валютной систе-мы……………………...5
1.2. Международный валютный фонд – ведущий институт международной валютной систе-мы……………………………………………………………….10
Глава 2. Анализ составляющих МВС………………………………………..14
2.1. Определение положительных особенно-стей……………………………...14
2.2. Выявление недостатков систе-мы…………………………………………..18
Глава 3. Сущность и развитие международной валютной
систе-мы…………………………………………………………………………..28
3.1. Сущность международной валютной системы…………………………28
3.2. Европейская валютная систе-ма…………………………………………….30
Заключе-ние……………………………………………………………………...35
Список используемых источников литерату-ры…………………………...37
4. Развиваются процессы информатизации и компьютеризации валютно-расчетных отношений, ускоряющие финансовые операции.
5. Возросло значение международных организаций и интеграционных группировок в регулировании валютно-финансовой сферы.
В Западной Европе в конце 70-х годов была юридически оформлена региональная Европейская валютная система (ЕВС), которая отразила углубление интеграционных тенденций в этом регионе. Денежной единицей в ЕВС стал экю, условная стоимость которого определяется по методу валютной корзины, в которую входят денежные единицы стран Европейского Союза. В середине декабря 1996 г. лидеры Евросоюза приняли решение о переходе с 1 января 1999 г. к единой валюте стран ЕС – евро. Валютная система России находится в стадии формирования. Ее основой является рубль, который после обособления, а фактически отделения РФ от денежно-кредитных систем республик бывшего СССР постепенно превратился в частично конвертируемую валюту по текущим операциям с сохранением ряда валютных ограничений.
1.2. Международный валютный фонд – ведущий институт
международной валютной системы
Международный валютный фонд (International Monetary Fund (IMF)), созданный в 1945 г. по решению конференции в Бреттон-Вудсе, начал осуществлять операции с 1946 г. Он является межправительственной организацией, специализированным учреждением ООН, сочетающим в своей деятельности регулирующие, консультативные и финансово-кредитные функции. В центре внимания МВФ – проблемы мониторинга валютной политики стран – членов фонда, которых в настоящее время насчитывается 181. Штаб-квартира Фонда расположена в Вашингтоне.
МВФ является институциональной основой современной МВФС. Каждое государство, вступая в эту организацию, осуществляет определенный денежный взнос – подписную квоту, которая подлежит пересмотру каждое пятилетие. Размер квоты (выраженной в СДР) соответствует доли страны в мировом ВВП и определяет количество голосов, которое закрепляется за ней в Фонде, выступающем, с точки зрения экономики, как международное акционерное общество. Распределение голосов означает на сегодняшний день преобладание нескольких государств: 17,7% голосов приходится на США, по 5,5% – на Германию и Японию, по 4,9% – на Великобританию и Францию, 3,4% – на Саудовскую Аравию, 3,1% – на Италию, 2,9% – на Россию. Структура МВФ включает Совет управляющих – высший орган, состоящий из представителей стран – членов фонда и их заместителей, назначаемых своими государствами на пять лет. Обычно в этом качестве выступают министры финансов или главы центральных банков. Форма работы Совета – ежегодные сессии4.
Вся текущая деятельность МВФ направляется Исполнительным советом, которому Совет управляющих вправе передать решение любых вопросов, кроме отдельных, наиболее важных (например, прием новых членов, пересмотр размера квот и т. п.). Исполнительный совет включает в свой состав директора – распорядителя и 24 директора – исполнителя. Он проводит свои заседания не менее трех раз в неделю. Кроме названных элементов Фонд имеет в своей структуре ряд других органов: Временный комитет, Комитет по развитию и Комитет по статистике платежных балансов, в компетенцию которых входит осуществление специфических функций.
Источниками финансирования МВФ, кроме членских взносов, являются займы у наиболее развитых стран мира (так называемая "группа 10", к которой с 1984 г. присоединилась Швейцария), которые производятся в соответствии с заключенным в 1962 г. Генеральным соглашением о займах. В настоящее время собственный капитал МВФ достигает 290 млрд. долл. Важнейшая функция Фонда – кредитование правительств на льготных условиях по различным взаимосогласованным средне – и долгосрочным программам с целью содействия в выравнивании платежных балансов и поддержания валютного курса. Кредиты предоставляются как из собственных, так и привлеченных средств Фонда в виде траншей или долей, составляющих 25% квоты соответствующего члена МВФ. Комиссионный сбор установлен в размере 0,5% от объема кредита, а процентная ставка формируется с учетом ставок по аналогичным кредитам на открытом рынке и колеблется в пределах 6–8% годовых, что существенно ниже уровня многих коммерческих банков. В зависимости от условий предоставления кредиты МВФ бывают:
Использование страной ресурсов МВФ сопровождается принятием ею на себя весьма жестких обязательств в области макроэкономического регулирования экономикой, и, прежде всего, проведения валютно-финансовой политики, согласованной и патронируемой этой организацией. Стандартный механизм кредитования предусматривает заимствование (покупку) нуждающимся правительством у Фонда определенной суммы иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество национальной валюты, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. В свою очередь, возврат кредитов для стран с неконвертируемыми валютами состоит в обратном их выкупе с расчетом в СКВ. Международный валютный фонд оказывает также техническое содействие своим членам и занимается подготовкой кадров через Институт МВФ в Вашингтоне со специализацией по финансовому анализу, статистике и бухучету. Большой интерес для экономистов представляют обзоры, доклады и периодические издания Фонда.
Россия стала членом МВФ в 1992 г. За прошедшие годы суммарный объем кредитов, полученных нашей страной по линии Фонда, достиг более 12 млрд. долл. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. серьезно подорвал кредитную репутацию России в МВФ, что значительно затруднило развитие сотрудничества с этой организацией.
Глава 2. Анализ составляющих современной МВС
Международная валютная система представляет собой совокупность формальных и неформальных норм, правил и инструментов, определяющих механизм формирования валютных курсов и связанных с ними потоками товаров, услуг и капитала.
Действующая в каждый конкретный период международная валютная система является результатом продолжительного эволюционного процесса, в котором переплетаются экономические, политические и исторические аспекты. Следовательно, в отдельные исторические моменты на нее влияли изменения в распределении экономической и политической власти на мировом уровне.
В данном разделе речь пойдет о преимуществах и недостатках Ямайской международной валютной системы. Преимущества данной валютной системы будут определяться, в основном, в сравнении с Бреттон-Вудской МВС, исходя из недостатков последней. Недостатки Ямайской МВС будут определяться на основе сегодняшних реалий, убедительно доказывая то, что современная международная валютная система нуждается в коренных преобразованиях.
2.1. Определение положительных особенностей
Определим основные положительные особенности или преимущества Ямайской МВС, исходя из устава данной валютной системы.
Первое преимущество – это введение нового вида международного платежного средства – СДР (или СПЗ – специальные права заимствования). Это расчетная единица Международного валютного фонда, которая используется для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах. Каждая страна получила свою долю СПЗ в соответствии со своей долей в МВФ.
К моменту принятия Ямайского соглашения в «корзину» СПЗ входили 16 валют, затем – пять. Доля каждой валюты определяется экономическим потенциалом страны и подлежит пересмотру каждые пять лет.
МВФ наделен полномочиями создавать «безусловную ликвидность» путем выпуска в обращение средств, выраженных в СПЗ, для стран-участников Департамента СПЗ. Эмиссия СПЗ осуществляется и в том случае, когда Исполнительный совет МВФ приходит к заключению, что на данном этапе имеется долговременный всеобщий недостаток ликвидных резервов и существует потребность в их пополнении. Оценка таких потребностей определяет размеры выпуска СПЗ. Эмиссия СПЗ производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ.
Вне МВФ СПЗ используются в таких сферах: 1) например, вместо франка Пуанкаре и франка жерминаля в разных международных конвенциях; 2) на мировом рынке ссудных капиталов некоторые счета, облигации, синдицированные кредиты номинированы в СПЗ; 3) более 10 международных организаций получили право открывать счета в СДР; в 80-х годах были сняты ограничения по ним на счетах при операциях «своп», срочных сделках, кредитах, гарантиях, предоставлении даров. Официально СПЗ могут быть использованы банками, предприятиями, частными лицами.
К преимуществам введения СПЗ можно отнести:
Вторым преимуществом Ямайской МВС можно назвать полную демонетизацию золота. Отныне золото стало обычным товаром. МВФ возвратил своим членам 25 млн. унций золота и столько же распродал на золотых аукционах по рыночным ценам. Образовавшиеся на основе этого средства были перечислены в доверительный фонд МВФ для предоставления льготных кредитов. Всего из доверительного фонда было предоставлено кредитов на сумму около 3,0 млрд. долл. (на срок от 5,5 до 10 лет по 0,5—1% годовых, в том числе Пакистану, Египту, Бангладеш, Заиру, Марокко, Шри-Ланке, Бирме и др.).
Одновременно полная демонетизация золота приводила к следующему преимуществу – возможности введения в стране любого курса валют. На практике это, в основном, означало введение плавающих валютных курсов. Валютные курсы должны иметь возможность плавать, ибо изменяющиеся условия экономических отношений между странами требуют постоянных изменений валютных курсов для избежания устойчивых отрицательных или положительных сальдо платежных балансов. Проявляется склонность к валютному полицентризму.
Развитые страны главным образом предпочитают режим плавающих валютных курсов, а развивающиеся страны используют несколько режимов ВК. Курс валют большинства молодых государств по-прежнему привязан к определенной валюте (одновалютная привязка). Также усиливается тенденция многократной привязки денежных единиц (т. н. валютная корзина). К СПЗ прикреплено 4 валюты. Около 10 стран определяют курс своей валюты на базе валютной корзины главных торгово-экономических партнеров (Индия, Шри-Ланка, Танзания и др.). Так, в корзину индийской рупии входят доллар США, английский фунт стерлингов, французский франк и японская иена. В отдельных развивающихся странах (Бразилия, Колумбия, Перу, Индонезия) курс национальной денежной единицы определяется центральным банком на основе ряда экономических показателей (движение цен на главный экспортный товар, соотношение темпов инфляции в своей стране и у главных торгово-экономических партнеров и др.). Развивающиеся государства с более устойчивым валютно-экономическим положением (некоторые нефтедобывающие страны Персидского залива, Республика Корея) с теми или иными ограничениями перешли к плавающему курсу своих валют.
Около 25 стран, выбрав какой-либо режим валютного курса, одновременно практикуют множественность курсов своей валюты: по экспорту, импорту или во внешней торговле в целом. Суть множественности курсов состоит в том, что на различные экспортные товары вводятся курсы, отличающиеся от курса центрального банка страны. Как правило, более низкий курс устанавливается на товары, в экспорте которых заинтересована данная страна. Тогда при обмене заработанной на внешних рынках иностранной валюты на национальную экспортер получает большее количество национальных денег, т.е. своего рода экспортную премию. Последняя, в свою очередь, может быть использована для расширения производства определенной экспортной продукции. В международной практике широко известны «изюмный» курс Турции, «хлопковый» — Египта, «кофейный» — Бразилии и др.
Нередки случаи, когда развивающиеся страны меняют режимы валютных курсов, переходя по различным причинам (неустойчивое валютное положение, отсутствие необходимого опыта и др.) от одного режима к другому. К примеру, Иран привязал риал к СПЗ, а затем к доллару, в котором устанавливаются цены на нефть — главный экспортный товар страны. Таиланд отошел от режима валютного курса бата на основе корзины валют главных торговых партнеров и перешел к режиму регулируемого плавания своей денежной единицы. Южная Корея перешла от прикрепления воны к доллару США к свободному плаванию. Следует заметить, что при этом и бат, и вона были значительно девальвированы.