Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:48, курсовая работа
Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
Таким образом, одним из важнейших вопросов мировой экономики является проблема международной миграции населения.
Введение………………………………………………………………3
Теоретические основы международной миграции рабочей силы: сущность, формы и основные центры……………………………………………..6
Причины международной миграции………………………………….6
Основные направления миграции рабочей силы…………………….8
Основные центры международной миграции………………………..11
Роль миграции в экономике развитых стран………………………...13
Современные миграционные потоки………………………………….13
Влияние миграции на рынок рабочей силы развитых стран……….16
Влияние миграции на экономику и бюджет страны…………………17
Россия в международном процессе миграции населения……………21
Россия на международном рынке труда………………………………21
Интеллектуальная эмиграция из России………………………………25
Прямые и косвенные методы государственного регулирования процессов миграции…………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………...32
Литература……………………………………………………………34
Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливается порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек.
В современной России существует
несколько наиболее важных проблем,
которые требуют
— потребность в компенсации естественной
убыли населения посредством привлечения
и закрепления на постоянное место жительства
в первую очередь титульных народов России
из стран ближнего зарубежья;
— защита национального рынка труда от
избытка трудовых ресурсов, структурной
безработицы в условиях глобализации
и давления избыточных трудовых ресурсов
из-за рубежа;
— обеспечение национальной безопасности
и геополитических интересов, защиты от
криминализации российской и международной
миграции, обеспечение благоприятной
санитарно-эпидемиологической обстановки.
В условиях рыночной экономики решение
указанных выше проблем предполагает
использование не столько прямых, сколько
косвенных инструментов регулирования
миграции.
К прямым методам регулирования миграции
относятся квотирование иммиграции по
этническому, профессиональному, образовательному
признакам; запрет на прием на работу мигрантов
для конкретных отраслей, профессий или
работ, регистрация въезда и выезда мигрантов,
регистрация беженцев и вынужденных переселенцев,
установление квот на трудоустройство
мигрантов, организованный набор рабочей
силы или целевое переселение семей и
др.
К косвенным методам регулирования относятся,
с одной стороны, либерализация миграции,
то есть снятие административных и иных
ограничений на свободное перемещение
населения по территории страны, формирование
свободного и доступного для большинства
населения рынка жилья, либерализация
трудовых отношений, отмена ограничений
на трудоустройство иностранцев и лиц
без гражданства и др. С другой стороны,
это может быть создание преимуществ в
трудоустройстве для отдельных категорий
граждан России (инвалидов, молодежи, одиноких
родителей, безработных) посредством квотирования
рабочих мест, система штрафов за незаконное
трудоустройство иностранцев и другие
меры.
Одной из актуальных проблем
в сфере миграционных отношений
является проблема правового регулирования
временного проживания иностранцев
или лиц без гражданства на территории
Российской Федерации до получения ими
вида на жительство.
Разрешение на временное проживание может
быть выдано иностранному гражданину
в пределах квоты, утвержденной Правительством
РФ, сроком на три года.
Институт временного проживания действует
в России с 2003 года. Правительство России,
по предложению исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации с учетом демографической ситуации
в соответствующем субъекте Российской
Федерации и возможностей данного субъекта
по обустройству иностранных граждан,
ежегодно должно утверждать квоту, порядок
выдачи разрешения на временное проживание
и перечень документов, представляемых
одновременно с заявлением о выдаче разрешения
на временное проживание.
В 2008 году в городе Москва утверждена
квота на 500 разрешений, а в Московской
области — на 9000 разрешений.
Миграция имеет многоплановые
и неоднозначные, подчас непрогнозируемые
экономические, а также социальные
последствия для принимающей
страны. Они дифференцировано проявляются
в различных ее характеристиках:
региональной, структурно-отраслевой,
социально-демографической и
Миграция благоприятствует
более эффективному использованию
ресурсов, причем не только трудовых, но
и финансовых, и способствует общему
повышению эффективности
Объективный анализ нынешних
тенденций и последствий
В целях обеспечения дальнейшего регулирования потоков внешней трудовой миграции необходимо реализовать комплекс следующих мер:
Приложение
1)
Рис.1 Численность трудовых мигрантов в России (по числу выданных разрешений на работу), тыс. человек.
2)
Рис.2. Структура национальной рабочей силы и привлекаемых трудовых мигрантов по сферам занятости, 2008 г., %.
3)
4)
Рис.4. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире.
5)
|
январь-сентябрь 2010 г. |
январь-сентябрь 2009 г. | ||||
число прибывших в республику |
число выбывших из республики |
мигра- ционный прирост(+) снижение (-) |
число прибывших в республику |
число выбывших из республики |
мигра- ционный прирост(+) снижение (-) | |
ВСЕГО |
90 |
21 |
69 |
187 |
21 |
166 |
в том числе: с государствами-участниками СНГ 1) |
80 |
12 |
68 |
176 |
14 |
162 |
Беларусь |
- |
- |
- |
- |
1 |
-1 |
Казахстан |
47 |
10 |
37 |
85 |
8 |
77 |
Республика Молдова |
1 |
- |
1 |
3 |
- |
3 |
Украина |
2 |
1 |
1 |
6 |
2 |
4 |
Азербайджан |
2 |
- |
2 |
4 |
- |
4 |
Армения |
8 |
- |
8 |
22 |
2 |
20 |
Киргизия |
15 |
1 |
14 |
32 |
- |
32 |
Таджикистан |
1 |
- |
1 |
8 |
1 |
7 |
Туркмения |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Узбекистан |
4 |
- |
4 |
15 |
- |
15 |
со странами дальнего зарубежья |
10 |
9 |
1 |
11 |
7 |
4 |
Германия |
8 |
1 |
7 |
5 |
1 |
4 |
Греция |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Грузия |
1 |
2 |
-1 |
- |
- |
- |
Израиль |
- |
- |
- |
- |
1 |
-1 |
Канада |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Китай |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Латвия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Литва |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
США |
1 |
6 |
-5 |
- |
- |
- |
Финляндия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Эстония |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
другие страны |
- |
- |
- |
2 |
5 |
-3 |
1) С августа 2009 г. из состава государств-участников СНГ вышла Грузия. |
7)
8) Численность граждан, которые временно работали за границей в 2000-2010 гг. (за странами трудоустройства)
2000г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Всего |
33735 |
36 329 |
40 683 |
38 161 |
45 727 |
56 549 |
61369 |
73 184 |
80 374 |
74 510 |
80 401 |
в том числе в: |
|||||||||||
Кипре |
4343 |
4 979 |
6 258 |
5 796 |
11206 |
15 377 |
17 334 |
20 746 |
23 049 |
20 908 |
19 963 |
Либерии |
436 |
337 |
3 717 |
1642 |
2 792 |
5 910 |
6411 |
6 744 |
8 580 |
8 822 |
8 999 |
Греции |
11362 |
12 442 |
14 151 |
13 559 |
10 367 |
11 697 |
11678 |
12 560 |
10 686 |
9473 |
8 971 |
Великобритании |
2720 |
3 514 |
2 290 |
2 767 |
5 ПО |
5 352 |
6 693 |
6818 |
5 353 |
4 131 |
4 925 |
США |
337 |
708 |
1 104 |
446 |
718 |
241 |
345 |
1 876 |
3 457 |
2 770 |
4 063 |
Германии |
1363 |
1241 |
1380 |
1 561 |
873 |
949 |
1906 |
2319 |
2 308 |
3 673 |
3 968 |
Латвии |
102 |
65 |
364 |
890 |
1 771 |
1960 |
2 158 |
3 028 |
3 536 |
2 696 |
3 347 |
Мальте |
539 |
638 |
694 |
592 |
598 |
1 122 |
1341 |
1 161 |
1 103 |
1 569 |
2 156 |
России |
1474 |
1328 |
1219 |
1 598 |
2 150 |
1975 |
1 887 |
2 519 |
2 522 |
1 814 |
2 026 |
Нидерландах |
335 |
242 |
290 |
325 |
296 |
567 |
498 |
666 |
1248 |
1226 |
1 831 |
Панаме |
955 |
1253 |
642 |
610 |
838 |
1 154 |
1318 |
1340 |
1 095 |
1450 |
1 508 |
Швейцарии |
353 |
482 |
391 |
575 |
804 |
691 |
610 |
1 168 |
708 |
505 |
629 |
Италии |
63 |
234 |
335 |
437 |
442 |
439 |
525 |
628 |
661 |
650 |
616 |
Турции |
462 |
480 |
325 |
196 |
243 |
463 |
533 |
565 |
842 |
733 |
576 |
Испании |
148 |
992 |
943 |
908 |
745 |
946 |
599 |
626 |
1 125 |
595 |
570 |
ОАЭ |
734 |
1 136 |
1 184 |
954 |
1041 |
903 |
1 028 |
1 029 |
817 |
544 |
560 |
Намибии |
449 |
412 |
553 |
358 |
350 |
333 |
332 |
296 |
271 |
363 |
387 |
Израиле |
514 |
364 |
205 |
202 |
206 |
270 |
13 |
34 |
77 |
100 |
316 |
Индии |
27 |
69 |
94 |
39 |
12 |
326 |
400 |
169 |
195 |
151 |
200 |
Багамах |
1095 |
1 086 |
234 |
327 |
308 |
116 |
24 |
5 |
2 |
4 |
88 |
Ливии |
368 |
135 |
412 |
173 |
71 |
165 |
81 |
28 |
48 |
49 |
53 |
Японии |
153 |
322 |
491 |
786 |
588 |
479 |
184 |
93 |
51 |
67 |
52 |
Чехии |
3501 |
1275 |
464 |
289 |
375 |
299 |
454 |
735 |
802 |
190 |
29 |
Грузии |
3 |
24 |
49 |
140 |
458 |
504 |
403 |
333 |
256 |
11 |
14 |
Китае |
97 |
282 |
439 |
421 |
334 |
449 |
391 |
534 |
699 |
628 |
0 |
Румынии |
7 |
4 |
1 |
0 |
547 |
619 |
502 |
505 |
209 |
20 |
0 |
Словакии |
479 |
291 |
234 |
207 |
239 |
335 |
329 |
540 |
326 |
3 |
0 |
Другие |
1316 |
1 994 |
2 220 |
2 363 |
2 245 |
2 908 |
3 392 |
6 119 |
10 348 |
11 365 |
14 554 |