Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
Таким образом, одним из важнейших вопросов мировой экономики является проблема международной миграции населения.

Оглавление

Введение………………………………………………………………3
Теоретические основы международной миграции рабочей силы: сущность, формы и основные центры……………………………………………..6
Причины международной миграции………………………………….6
Основные направления миграции рабочей силы…………………….8
Основные центры международной миграции………………………..11
Роль миграции в экономике развитых стран………………………...13
Современные миграционные потоки………………………………….13
Влияние миграции на рынок рабочей силы развитых стран……….16
Влияние миграции на экономику и бюджет страны…………………17
Россия в международном процессе миграции населения……………21
Россия на международном рынке труда………………………………21
Интеллектуальная эмиграция из России………………………………25
Прямые и косвенные методы государственного регулирования процессов миграции…………………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………...32
Литература……………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 189.39 Кб (Скачать)

Российские власти также  используют определенные меры для регулирования  въезда иностранной рабочей силы в страну. В декабре 1993г. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении  и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей  силы. В нем устанавливается порядок  трудовой деятельности работников-иммигрантов  на территории России. Это дало государству  определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.

Разрешение на привлечение  рабочей силы из-за рубежа может  выдаваться российским юридическим  лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и  лицам без гражданства, проживающим  в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного  въезда на территорию России граждан  из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории  иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек.

В современной России существует несколько наиболее важных проблем, которые требуют государственного регулирования в сфере миграции: 
    — потребность в компенсации естественной убыли населения посредством привлечения и закрепления на постоянное место жительства в первую очередь титульных народов России из стран ближнего зарубежья; 
     
    — защита национального рынка труда от избытка трудовых ресурсов, структурной безработицы в условиях глобализации и давления избыточных трудовых ресурсов из-за рубежа;  
    — обеспечение национальной безопасности и геополитических интересов, защиты от криминализации российской и международной миграции, обеспечение благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки. 
    В условиях рыночной экономики решение указанных выше проблем предполагает использование не столько прямых, сколько косвенных инструментов регулирования миграции. 
    К прямым методам регулирования миграции относятся квотирование иммиграции по этническому, профессиональному, образовательному признакам; запрет на прием на работу мигрантов для конкретных отраслей, профессий или работ, регистрация въезда и выезда мигрантов, регистрация беженцев и вынужденных переселенцев, установление квот на трудоустройство мигрантов, организованный набор рабочей силы или целевое переселение семей и др. 
    К косвенным методам регулирования относятся, с одной стороны, либерализация миграции, то есть снятие административных и иных ограничений на свободное перемещение населения по территории страны, формирование свободного и доступного для большинства населения рынка жилья, либерализация трудовых отношений, отмена ограничений на трудоустройство иностранцев и лиц без гражданства и др. С другой стороны, это может быть создание преимуществ в трудоустройстве для отдельных категорий граждан России (инвалидов, молодежи, одиноких родителей, безработных) посредством квотирования рабочих мест, система штрафов за незаконное трудоустройство иностранцев и другие меры.

Одной из актуальных проблем  в сфере миграционных отношений  является проблема правового регулирования  временного проживания иностранцев  или лиц без гражданства на территории Российской Федерации до получения ими вида на жительство. 
    Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, сроком на три года. 
    Институт временного проживания действует в России с 2003 года. Правительство России, по предложению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан, ежегодно должно утверждать квоту, порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. 
    В 2008 году в городе Москва утверждена квота на 500 разрешений, а в Московской области — на 9000 разрешений.

 

 

 

 

Заключение

Миграция имеет многоплановые  и неоднозначные, подчас непрогнозируемые экономические, а также социальные последствия для принимающей  страны. Они дифференцировано проявляются  в различных ее характеристиках: региональной, структурно-отраслевой, социально-демографической и пр. Значение и характер последствий  миграции в конкретных странах обусловлены  в первую очередь ее масштабом  и структурой, ее соответствием экономическим  потребностям и возможностям принимающих  обществ, особенностям использования  в них иностранной рабочей  силы и т.д.

Миграция благоприятствует более эффективному использованию  ресурсов, причем не только трудовых, но и финансовых, и способствует общему повышению эффективности экономики.

Объективный анализ нынешних тенденций и последствий миграции имеет отнюдь не чисто академическое  значение для развитых обществ –  особенно с учетом перспективы роста  и потребностей в иностранной  рабочей силе, вероятного увеличения ее импорта (пока сохраняется ее ресурс в менее развитых регионах мира) и усиления роли миграции в принимающих  страна. Реальная оценка современных  миграционных процессов необходима также для того, чтобы результаты предстоящего расширения приема иностранцев  были – в отличие от итогов послевоенной иммиграции – прогнозируемы, чтобы  структура миграции, формируемая  все более селективно, была максимально  адекватна потребностям экономики  и общества в целом и чтобы  в принимающих странах разрабатывались  соответствующие социально-правовые меры, препятствующие негативному воздействию  миграции на положение малозащищенных слоев местного населения.

В целях обеспечения дальнейшего  регулирования потоков внешней  трудовой  миграции необходимо реализовать  комплекс следующих мер:

  1. завершить формирование институциональной структуры по организации внешней трудовой миграции, предусматривающей совершенствование межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в области внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях;
  2. продолжить дальнейшее развитие и совершенствование нормативной правовой базы внешней трудовой миграции, расширение географии международного обмена рабочей силой и наращивание объемов экспорта рабочей силы на основе заключения международных договоров Российской Федерации;
  3. принять федеральный закон “О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы”; 
    разработать и принять законы об усилении административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере внешней трудовой миграции;
  4. создать действующую систему контроля и противодействия нелегальной трудовой миграции;
  5. разработать примерный перечень требований к трудовым контрактам между российскими работодателями и иностранными работниками.

Литература

 

 

      1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. – 296с.
      2. Киреев А. П. Международная экономика. В 2-х ч. – М.: Международные отношения, 2008. – 416с.
      3. Кудров В. М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2009. – 464с.
      4. Орешкин В. Россия в международной миграции трудовых ресурсов //Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 3. с.74 - 89.
      5. Цапенко И. Роль миграции в экономике развитых стран //Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 5. с.27 - 39.
      6. «Утечка умов» как основная проблема международной трудовой миграции //Актуальные проблемы технико-технологического и социально-экономического обеспечения сферы сервиса. Сборник научных статей аспирантов и молодых ученых // под. Общ. Ред. В. А. Черненко – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010.
      7. World migration report 2010. IOM, 2010.
      8. Экспорт рабочей силы из России и трудоустройство российских граждан за рубежом//Научно-практический журнал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики «Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии», №2, 2009.
      9. Концепция западной теории международной трудовой миграции// Сборник научных материалов «Актуальные проблемы развития мирохозяйственных связей» - СПб.: МБИ, 2009.
      10. Миграционные процессы в эпоху зарождения человечества //Формирование университетских комплексов – путь стратегического инновационного развития образовательных учреждений. Т.2. Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2008
      11. Ивахнюк И. В. Российская миграционная политика в контексте человеческого развития: история и современность. – М.: МАКС Пресс, 2009 – С. 59.
      12. Статистическая отчетность ФМС (форма Т-1, Т-2) 2005-2009 гг.  Статистическая отчетность ФМС (форма Т-1 Т-2) 2008 г.
      13. Интернет: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мигрант.
      14. Интернет: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=22994.
      15. Интернет: http://mos-ur.ru/articles.php?article_id=102.

 

 

 

Приложение

1)

Рис.1 Численность трудовых мигрантов в России (по числу выданных разрешений на работу), тыс. человек.

 

2)

Рис.2. Структура национальной рабочей силы и привлекаемых трудовых мигрантов по сферам занятости, 2008 г., %.

 

3)

4)

Рис.4. Тенденции международной миграции в глобализирующемся мире.

5)

  1. Международная миграция

 

 

январь-сентябрь  2010 г.

январь-сентябрь 2009 г.

число прибывших  в республику

число выбывших из республики

мигра-

ционный

прирост(+)

снижение (-)

число прибывших  в республику

число выбывших из республики

мигра-

ционный

прирост(+)

снижение (-)

ВСЕГО

90

21

69

187

21

166

 в том числе: 

с государствами-участниками  СНГ 1)

80

12

68

176

14

162

Беларусь

-

-

-

-

1

-1

Казахстан

47

10

37

85

8

77

Республика Молдова

1

-

1

3

-

3

Украина

2

1

1

6

2

4

Азербайджан

2

-

2

4

-

4

Армения

8

-

8

22

2

20

Киргизия

15

1

14

32

-

32

Таджикистан

1

-

1

8

1

7

Туркмения

-

-

-

1

-

1

Узбекистан

4

-

4

15

-

15

со странами дальнего зарубежья

10

9

1

11

7

4

Германия

8

1

7

5

1

4

Греция

-

-

-

-

-

-

Грузия

1

2

-1

-

-

-

Израиль

-

-

-

-

1

-1

Канада

-

-

-

-

-

-

Китай

-

-

-

-

-

-

Латвия

-

-

-

-

-

-

Литва

-

-

-

-

-

-

США

1

6

-5

-

-

-

Финляндия

-

-

-

-

-

-

Эстония

-

-

-

-

-

-

другие страны

-

-

-

2

5

-3

1)  С августа 2009 г. из состава государств-участников СНГ вышла Грузия.


 

 

 7)

8) Численность граждан, которые временно работали за границей в 2000-2010 гг. (за странами трудоустройства)

 

2000г.

2001 г.

2002 г.

2003г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Всего

33735

36 329

40 683

38 161

45 727

56 549

61369

73 184

80 374

74 510

80 401

в том числе в:

                     

Кипре

4343

4 979

6 258

5 796

11206

15 377

17 334

20 746

23 049

20 908

19 963

Либерии

436

337

3 717

1642

2 792

5 910

6411

6 744

8 580

8 822

8 999

Греции

11362

12 442

14 151

13 559

10 367

11 697

11678

12 560

10 686

9473

8 971

Великобритании

2720

3 514

2 290

2 767

5 ПО

5 352

6 693

6818

5 353

4 131

4 925

США

337

708

1 104

446

718

241

345

1 876

3 457

2 770

4 063

Германии

1363

1241

1380

1 561

873

949

1906

2319

2 308

3 673

3 968

Латвии

102

65

364

890

1 771

1960

2 158

3 028

3 536

2 696

3 347

Мальте

539

638

694

592

598

1 122

1341

1 161

1 103

1 569

2 156

России

1474

1328

1219

1 598

2 150

1975

1 887

2 519

2 522

1 814

2 026

Нидерландах

335

242

290

325

296

567

498

666

1248

1226

1 831

Панаме

955

1253

642

610

838

1 154

1318

1340

1 095

1450

1 508

Швейцарии

353

482

391

575

804

691

610

1 168

708

505

629

Италии

63

234

335

437

442

439

525

628

661

650

616

Турции

462

480

325

196

243

463

533

565

842

733

576

Испании

148

992

943

908

745

946

599

626

1 125

595

570

ОАЭ

734

1 136

1 184

954

1041

903

1 028

1 029

817

544

560

Намибии

449

412

553

358

350

333

332

296

271

363

387

Израиле

514

364

205

202

206

270

13

34

77

100

316

Индии

27

69

94

39

12

326

400

169

195

151

200

Багамах

1095

1 086

234

327

308

116

24

5

2

4

88

Ливии

368

135

412

173

71

165

81

28

48

49

53

Японии

153

322

491

786

588

479

184

93

51

67

52

Чехии

3501

1275

464

289

375

299

454

735

802

190

29

Грузии

3

24

49

140

458

504

403

333

256

11

14

Китае

97

282

439

421

334

449

391

534

699

628

0

Румынии

7

4

1

0

547

619

502

505

209

20

0

Словакии

479

291

234

207

239

335

329

540

326

3

0

Другие

1316

1 994

2 220

2 363

2 245

2 908

3 392

6 119

10 348

11 365

14 554

Информация о работе Международная миграция рабочей силы