Методы антиинфляционного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

В наше время, когда принципы гласности и доступности информации упрочили свое положение в обществе, казалось бы, широкие слои населения должны знать об инфляции достаточно глубоко. Но при всем обилии информации на эту тему, население знает о ней слишком поверхностно.
Что такое «инфляция», так ли уж она страшна, на сколько её надо остерегаться, как себя вести в моменты начала, пика и затухания инфляционных витков, почему развивается инфляция: эти и другие вопросы я постараюсь проанализировать в этой работе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические концепции инфляционных процессов 4

1.1. Что такое инфляция 4

1.2. Причины инфляции 6

1.3. Изменение инфляции 8

1.4. Основные виды инфляций 9


Глава 2. Инфляционные процессы в постсоветский период. 15

2.1. Социально-экономические последствия инфляции 15

2.2. Причины инфляции в России 16


Глава 3. Методы антиинфляционного регулирования экономики. 27

3.1. Государственная система антиинфляционных мер. 27

3.2. Проведение антиинфляционной политики в России. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Инфляция в эк. России№11.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

Последние полтора года в России ситуация, как мне кажется, меняется коренным образом. Правительство, во главе с президентом, приняло позицию жесткого контроля за экономическими процессами в стране. Изменять экономическую ситуацию, согласно интересов небольшой кучки людей стало намного тяжелее, нежели это было пятью годами раньше. Инфляция приняла вид «ползущей», и в связи с этим появляются робкие попытки производства «поднять голову». Население более спокойно относиться к небольшим повышениям цен. Ситуация в стране постепенно стабилизируется.

  

 

 

 

 

1998 г. оказался тяжелейшим годом. Объем промышленного производства сократился на 5,2%, инвестиции в основной капитал – на 6,7%, продукция сельского хозяйства – на 12,3%, экспорт – на 17%, реальные денежные доходы населения – на 16,3 процента. Федеральная инвестиционная программа 1998 г. полностью провалена.

Из предусмотренных к вводу 267 объектов введено лишь 15 (менее 6%). Ухудшение общеэкономического положения страны характеризуется резкой девальвацией рубля и всплеском инфляции, достигшей по итогам 1998 г. 84,4%; спадом ВВП и промышленного производства более чем на 5%.

Рост потребительских цен в первом полугодии 1999 г. составил 24,5% (за аналогичный период 1998 г. – 3,5%) - в годовом выражении это соответствует уровню инфляции примерно в 60-70%. За первые пять месяцев года цены выросли на 22,2%, в том числе на продовольственные товары - на 23,8%, непродовольственные товары - на 21,8%, платные услуги населению - на 15,3%, что вполне естественно в условиях резкого падения доходов населения.

Рост цен производителей опережал темпы увеличения потребительских цен, что обусловлено доминированием инфляции издержек, вызванной ростом обменного курса рубля и увеличением экспортных поступлений, а также оживлением производства товаров промежуточного потребления. По итогам текущего года ожидается рост цен производителей на 60-65% при росте потребительских цен на 50-60%.

Реальные располагаемые доходы населения сократились в январе-мае 1999 г. на 26,2% по сравнению с аналогичным периодом 1998 года. В большей степени сократились такие составляющие денежных доходов граждан, как оплата труда и социальные трансферты. В частности, средняя реальная начисленная заработная плата за первые пять месяцев текущего года составила лишь 61,9% от уровня того же периода 1998 года, а реальный размер начисленной пенсии – 50,4%. Соответственно, если в первом квартале 1998 г. численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 33 млн. человек (22,5% от общей численности населения), то в первом квартале 1999 г. - уже 55.2 млн. человек (37,7%).

В условиях кризиса возросла составляющая доходов физических лиц от собственности и предпринимательской деятельности. В то же время это естественным образом обусловило тенденцию к усилению дифференциации населения по доходам: соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения увеличилось с 13,2 раза в первые три месяца 1998 г. до 15,0 раз в 1999 г.

Сохраняется динамика роста доли расходов на потребление за счет сокращения прироста сбережений. Доля частного потребления в январе-мае текущего года возросла до 81,9% от совокупных доходов населения, тогда как в январе-мае 1998 г. она составляла 75,6%. Одновременно сократился оборот розничной торговли – в сопоставимых ценах на 14,3% по сравнению с январем-маем 1998 года. При снижении темпов инфляции и девальвации можно ожидать некоторого роста конечного спроса и товарооборота, однако по итогам 1999 года их снижение составило 8-10%.

Существенно сократились в 1999 г. сбережения населения. Объем купленной частными лицами наличной иностранной валюты (при среднегодовом обменном курсе в 27 руб./долл.) превысил 8 млрд. долл., что составило 8,2-8,4% от доходов населения (в 1998 году – 12,6%). Рост депозитных вкладов граждан не более 25% - этот предельный уровень соответствует ситуации, при которой будет хотя бы частично восстановлено доверие населения к банковской системе и будет проводиться гибкая политика процентных вкладов, позволяющая, как минимум, сохранить реальные рублевые сбережения (в пересчете на инфляцию или обменный курс). В 2000 году ситуация с инфляционными процессами протекала схоже с 1999 годом. Большим доверием у народа стали пользоваться валютные вклады, однако на несколько процентов увеличились и рублевые вклады населения. Более того 2000 год можно назвать для России в этом плане наиболее успешным. В стране увеличился золотой запас, увеличилось оборот ВВП. В целом показатели инфляции в 2000 году были стабильны. Все эти процессы на протяжении 1990-2000 года сказались на экономике России, оставив как негативные, так и позитивные последствия.

Позитивные изменения в российской экономике:

· Рост объемов промышленного производства, отмечаемый Госкомстатом РФ в текущем году,фактически компенсировал падение производства, обусловленное финансовым кризисом в августе 1998 года.

· Одной из принципиальных фундаментальных тенденций является процесс перераспределения финансовых ресурсов от населения к предприятиям. Российские предприятия существенно улучшили свое финансовое положение - возросли оборотные средства, прибыль, снизилась доля бартерных операций, уменьшились темпы роста кредиторской и дебиторской задолженности.

· Существенно улучшился внешнеторговый баланс РФ - по результатам 1999 г. ожидается положительное сальдо внешней торговли в 25-29 млрд. долл.

· Золотовалютные резервы РФ оставались на неизменном уровне, несмотря на необходимость проведения значительного объема платежей, связанных с обслуживанием внешнего долга России.

· Темпы роста цен и девальвации рубля удерживаются денежными властями на уровне 3-4% в месяц.

· Дефицит федерального бюджета не превышает запланированного показателя.

Больше же конечно было негативных процессов. Рассмотрим и их. Негативные тенденции в российской экономике:

· Наблюдаемый экономический рост не является устойчивым и основывается на эффекте импортозамещения, резервы которого весьма ограниченны. Более того, большинством экспертов прогнозируется дальнейшее падение компонентов конечного спроса - частного спроса, инвестиций, экспорта.

· Успешное исполнение федерального бюджета объясняется, главным образом, более высокими, нежели было заложено в проекте бюджета, темпами инфляции и девальвации. В то же время расходы бюджетной сферы остались на уровне 1998 года (в номинальном исчислении).

· Реальные располагаемые доходы населения сократились в среднем на 30% по сравнению с 1998 г. Фактически единственным способом поддерживать приемлемый уровень потребления для граждан России остается предпринимательская активность, поскольку пенсии снизились на 50% к предыдущему году, а заработная плата - на 40%.

· Банковский кризис сохраняется как в силу отсутствия концепции реформирования отечественной банковской системы, так и средств на ее осуществление.

· Финансовые рынки России по-прежнему находятся в состоянии глубокой депрессии, характеризующейся низкими оборотами и ликвидностью, высокими рисками, а также отрицательными реальными процентными ставками.

 

Инфляции в России в 2008 году составила 13,3%, сообщает Федеральная служба государственной статистики. Ниже расположены таблица и график уровней инфляции в России с 2000 по 2008 годы. 
 

2000 г. — 20,2% 
2001 г. — 18,6% 
2002 г. — 15,1% 
2003 г. — 12% 
2004 г. — 11,7% 
2005 г. — 10,9% 
2006 г. — 9% 
2007 г. — 11,9% 
2008 г. — 13,3%

 

Как в России подсчитывают инфляцию, сегодня остается, пожалуй, самым большим экономическим секретом. Каков же ее уровень на самом деле? Методика, по которой российские статистики считают инфляцию, известна. Однако нет информации о "весах" товаров и услуг, заложенных в потребительскую корзину.

"Вчера помидоры у вас были по три рубля, а сегодня по пять. В честь чего это? - В честь нашей встречи, мадам!" Одесским торговцам мудреные формулы ни к чему, у них свои расчеты и своя "привозная" инфляция. А вот в честь чего, например, хлеб в 2004 году подорожал на 16,7 процента, а инфляция, по официальным данным, составила 11,7 процента? Возможно, что так оно и есть. Но разобраться, как эту самую инфляцию считают, оказалось делом совсем непростым. Эксперты, предприняв такую попытку, пришли к ошеломляющему выводу: несмотря на всю открытость и прозрачность нашей экономики, информация об исходных данных расчета инфляции - "весовых категориях" товаров и услуг, что закладываются в потребительскую корзину, - остается тайной за семью печатями. При этом весовые коэффициенты "корзинных" товаров и услуг еще меняют каждый год. А потому точно сказать, с каким по реальным масштабам злом мы усиленно боремся, не так-то просто. После того, как стали разбираться с ростом цен, дело почти тут же пошло на лад. В октябре отчитались за 0,6 процента, что даже меньше октябрьских показателей прошлого года, а всего за 10 месяцев российская экономика вышла на 9,2 процента. Звучит вдохновляющие. И октябрьские успехи объяснимы: заморожены цены на бензин, дешевеют в соответствии с сезоном овощи-фрукты, сдержан рост цен на услуги, сделало свое дело и небольшое ускорение промышленного роста в сентябре. Но все-таки нередко наш личный опыт расходится с официальными данными.

Росстат рассчитывает инфляцию на основе усредненного показателя продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг населению, заложенных в потребительскую корзину. Сама методика, которую используют государственные статистики, публична, каждый желающий может ознакомиться с этим 43-страничным документом на сайте Росстата. Она была утверждена в 2002 году и соответствует международным стандартам. "При расчете инфляции используется модифицированная формула Ласпейреса, учитывая информацию о потребительских расходах домашних хозяйств. И их пересмотр осуществляется ежегодно", - сообщила начальник управления статистики цен и финансов Росстата. Открыт и список регионов, в которых проводятся исследования, а также перечень товаров и услуг, за ценами на которые наблюдают специалисты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Методы антиинфляционного регулирования экономики.

 

3.1. Государственная система антиинфляционных мер.

      

Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельницами». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов.

        Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции.

         В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно.

        Политика доходов  - одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее под вариантов. В 60 - 70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп - вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения.

       Другая политика - контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия 1967 - 1971 гг., США – 1951 - 1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается.

Следующий вариант  -  государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример-правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго.

Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант - минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к «невидимой руке» А. Смита.

              К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу.

              Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют.

             В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.

             В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы.

             Естественный уровень безработицы - тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к, различного рода, экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам. 

             Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет, этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения.

Информация о работе Методы антиинфляционного регулирования экономики