Методика проведения внутреннего аудита на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:04, реферат

Краткое описание

В Республике Казахстан созданы правовые основы аудиторской деятельности, принят закон «Об аудиторской деятельности» 20 ноября 1998 года.
В законе определены основные принципы аудиторской деятельности, которыми являются независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность. Также в законе представлены права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций и аудируемого субъекта.

Файлы: 1 файл

Методики проведения внутреннего аудита бизнесс-процессов.doc

— 286.50 Кб (Скачать)

     Глава 2. Методика проведения внутреннего аудита на предприятии 

     2.1 Правовая база  проведения внутреннего  аудита на предприятии 

     В Республике Казахстан созданы правовые основы аудиторской деятельности, принят закон «Об аудиторской деятельности» 20 ноября 1998 года.

     В законе определены основные принципы аудиторской деятельности, которыми являются независимость, объективность, профессиональная компетентность, конфиденциальность. Также в законе представлены права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций и аудируемого субъекта.

     Немаловажную  роль играет аттестация кандидатов в аудиторы. В Законе Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности»: «Под аттестацией понимается определение Квалификационной комиссией квалификационного уровня кандидатов в аудиторы посредством проведения экзаменов на основе квалификационных требований, утверждаемых уполномоченным органом. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее образование и опыт работы в экономической, финансовой, учетно-аналитической, контрольно- ревизионной или правовой сферах в течение пяти лет из последних семи, а также лица, занимающиеся научно-преподавательской деятельностью по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях и имеющие стаж практической работы в указанных сферах не менее двух лет из последних пяти. Лица, прошедшие аттестацию, получают свидетельство о присвоении квалификации "аудитор" и личную печать аудитора с указанием номера квалификационного свидетельства.

     Решение Квалификационной комиссии о присвоении квалификации "аудитор" публикуется в печати. Лица, не прошедшие аттестацию, допускаются к прохождению повторной аттестации не раньше чем через шесть месяцев.»

     «Отношения  между аудиторами, аудиторскими организациями  и аудируемыми субъектами строятся на основе договора в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В договоре на проведение аудита и (или) предоставление услуг по профилю аудиторской деятельности предусматриваются: предмет договора, сроки, объем соответствующих услуг, размер и условия оплаты, права, обязанности и ответственность сторон. По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также иные условия. Договор на проведение аудита субъекта естественной монополии должен соответствовать дополнительным требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях».

     Международные стандарты аудита определяют лишь общий  подход к его проведению, масштаб  проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы  методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако стандарты не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые, в процессе проверки.

     Они могут быть различными и их рациональность определяется самим аудитором. Этой цели служат внутрифирменные стандарты  аудита. Для обеспечения высокого качества оказываемых услуг аудиторы и аудиторские фирмы должны разрабатывать на основе международных стандартов аудита свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы и раскрывающие содержание конкретных процедур проверки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля, внутренней отчетности фирмы и т.д. При проведении проверок это облегчает сбор необходимых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск ошибок при составлении заключения.

     Внутренние  стандарты аудита обеспечивают единый (фирменный) подход к аудиторской  проверке в данной аудиторской фирме. Появляется возможность увеличить  объем и повысить качество выполняемых  работ, больше привлекать для проведения проверок аудиторов – ассистентов, усовершенствовать технологию аудита. Но стандарты не должны быть излишне детализированными, сдерживать инициативу аудитора, так как это может превратить аудит в механический сбор сведений, не подкрепленный профессиональным суждением. Учитывая высокую значимость внутренних стандартов для экономического и общественного статуса фирмы, их содержание является коммерческой тайной.

     Обычно  подписываются разработчиками и  обязательно утверждаются руководителем  аудиторской фирмы.

     Внутрифирменные аудиторские стандарты могут  быть объединены в следующие блоки:

  • Структура аудиторской фирмы и технология организации ее деятельности;
  • Документы по реализации требований законодательства и стандартов;
  • Методики проведения проверок.

     Документы первого блока раскрывают специфику  работы аудиторской фирмы, ее организационное  устройство, принципы взаимоотношений  с клиентами, структуру внутреннего  контроля и внутренней отчетности полномочия и должностные обязанности сотрудников, требования к уровню их образования, вопросы профессиональной этики и др.

     Основу  документации второго блока составляют:

  • перечень нормативных документов, регулирующих вопросы бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • состав первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета;
  • классификатор возможных нарушений по определенным участкам учета;
  • последовательность выполнения аудиторских процедур;
  • вопросник или тесты для проведения опросов на этапе планирования аудита.

     Методики, относящиеся к третьему блоку, разрабатываются по следующим направлениям:

  • бухгалтерские – методики по отдельным разделам бухгалтерского учета клиента;
  • юридические – методики проверки правового обеспечения деятельности клиента (аудит учредительных документов и уставного капитала, экспертиза хозяйственных договоров, анализ соблюдения налогового законодательства и др.);
  • специальные – методики проверки групп предприятий, обладающих общими специальными признаками (аудит субъектов малого предпринимательства, представительств, объектов с иностранными инвестициями и др.)

     Каждый  из этих стандартов может содержать:

  • анализ и задачи проверки;
  • программу аудита с указанием разделов проверки;
  • бухгалтерские и другие документы клиента (финансовая отчетность, регистры, первичные документы);
  • классификатор возможных нарушений по данному участку учета (вопросник или тесты для проведения опросов на этапе планирования аудита; перечень аудиторских процедур при проверке данного участка);
  • нормативно-правовую документацию;
  • последовательность выполнения аудиторских процедур;
  • разработанные формы рабочих документов аудитора.

     Наличие внутренних аудиторских стандартов позволяет также осуществлять эффективный  внутренний контроль деятельности аудиторской  фирмы и ее сотрудников.

     Для эффективной деятельности предприятия, сохранения и преумножения его активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого является внутренний аудит предприятия.

       В практической работе служба  внутреннего аудита руководствуется  законодательными и нормативными  актами Республики Казахстан, министерств и ведомств, органов самоуправления, правилами (стандартами) аудита, а также учредительными документами, приказами и распоряжениями руководителя предприятия, инструкциями, положениями и т.п. внутренние аудиторы должны выполнять функции, возложенные на них должностными инструкциями. Они обязаны также соблюдать этические принципы аудиторской деятельности (профессионализм, компетентность, честность, объективность, ответственность, конфиденциальность информации), проводить проверки в соответствии с требованиями стандартов аудита.

     Таким образом, работа службы внутреннего  аудита должна опираться на систему  внутренних регламентов предприятия, а также разветвленную систему  планов. Содержание перечисленных документов в значительной степени зависит от направления деятельности предприятия, его структуры, стратегических целей и не может быть напрямую скопировано у других предприятий.

     Работа  службы внутреннего аудита начинается с организации планирования. Планирование состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объемы работы, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о проверяемом объекте.

     Очевидно, что для выполнения своих функций  служба внутреннего аудита должна быть укомплектована квалифицированными и  заслуживающими доверия специалистами, которые хорошо знают специфику  деятельности предприятия, ее структуру, объекты контроля, круг вопросов, подлежащих проверке, законодательные и нормативные акты, владеют техникой и методикой проведения проверок.

     В этой связи на должность руководителя и ведущих специалистов службы внутреннего  аудита целесообразно назначать высококвалифицированных специалистов с опытом бухгалтерской и экономической работы, имеющих аттестат аудитора или профессионального бухгалтера-эксперта.

     Служба  внутреннего аудита действует на основании положения о службе внутреннего аудита, которое является важнейшим правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, права, обязанности, организацию работы структурного подразделения. Этот документ позволяет обеспечить особый организационный статус, независимость и обособленность службы, что в свою очередь, гарантирует справедливость и беспристрастность суждений его сотрудников. В зависимости от того, кто является инициатором создания службы внутреннего аудита, положение утверждается приказом исполнительного органа общества (генеральным директором) или решением исполнительного органа (правлением, дирекцией), либо общего собрания акционеров.

     Эффективность внутреннего аудита предприятия  в значительной мере зависит от его  организации. Принимая решение о  создании службы внутреннего аудита, необходимо четко определить цели, задачи, а также регламентировать деятельность внутренних аудиторов.

     В Положении о службе внутреннего  аудита должно быть четко сказано, что  данная служба является неотделимой  частью предприятия и внутренние аудиторы, осуществляя независимый контроль всех процессов с целью их анализа и оценки, должны действовать в соответствии с правилами и распорядком предприятия.

     Положение о службе внутреннего аудита.

     В общих положениях фиксируется полное наименование службы и предприятия, чьим структурным подразделением данная служба является; определяется общая цель службы, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя службы; определяется нормативная база, которой руководствуются работники службы. В этом разделе описывается структура подразделения. В крупных предприятиях в составе службы внутреннего аудита могут быть образованы бюро, группы, звенья и другие. В этом случае называются все структурные единицы подразделения, взаимосвязи между ними.

     Во  втором разделе перечисляются основные направления деятельности службы. В  перечне задач на первое место  ставится главная – контроль финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, ее структурных  подразделений, филиалов, дочерних предприятий  и другие. Затем выделяются задачи, сопутствующие и конкретизирующие основную, например:

  • контроль за соблюдением нормативных актов и внутрифирменных положений о финансовом и товарном обороте, правил отчетности, договорных обязательств;
  • контроль движения денежных средств, товарно-материальных ценностей; операций, связанных с их движением;
  • контроль исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг); проверка проведения кассовых операций структурными подразделениями, проверка наличия договоров с материально-ответственными лицами;
  • контроль соблюдения порядка оформления первичных и товарно-транспортных документов, проведением инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных фондов;
  • контроль за списанием товарно-материальных ценностей с установлением причин и выявлением виновных лиц в их порче;
  • проведение (в случае необходимости) работ по восстановлению бухгалтерского учета и отчетности филиалов и дочерних предприятий.

Информация о работе Методика проведения внутреннего аудита на предприятии