Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования издержек в условиях рыночной экономики, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием издержек , характерных для российской действительности.
Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
На основании изучения теоретических материалов ознакомиться с понятием и видами трансакций, генерирующих трансакционные издержки;
выяснить определение и специфику понятия трансакционных издержек, ознакомиться с видами трансакционных издержек, применяемых в исследованиях теории неоинституционализма;
Рассмотреть классификацию издержек производства современного периода;
Проанализировать основные пути снижения издержек и связанные с ними
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Новая институциональная экономическая теория (НИЭТ)
1.1.Неоинституционализм ……….……………………………………………...4
1.2.Основные идеи неоинституционализма Р.Коуза……………………….….9
1.3. Понятие трансакции и типология трансакционных издержек ………….14
Глава 2. Трансакционные издержки и Российская экономика
2.1. Отличительные черты российской экономики……………………….….…20
2.2. Особенности трансакционных издержек в России……………………..…22
Заключение……………………………………………………………………......30
Литература………………………...……………………………………………...31
Формирование
новой экономики неизбежно
2.2.Особенности трансакционных издержек в России.
Трансакционные издержки могут иметь место только при определенных условиях. Речь идет об отношениях контрагентов по поводу специфических активов, ограниченной рациональности и оппортунизме.
Специфические
активы обладают особой ценностью для
реализации конкретного проекта
и в то же время завязывают контрагентов
таким образом, что отказ одного
из них выполнять условия
Следует
заметить, что в современной российской
экономике условия
К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными экономистами, не могли бы эффективно функционировать. Поэтому в российской переходной экономике в качестве своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а именно бартер и неплатежи.
Экономия трансакционных издержек в развитых странах осуществляется в рамках институтов, требующих разработанного законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Поскольку в России нет условий для возникновения цивилизованных институтов, способствующих минимизации трансакционных издержек, в ней стихийно возникают специфические для переходного периода институты. К ним можно отнести денежные суррогаты.
Снижение трансакционных издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, осуществляется развитием информационной инфраструктуры инвестиционного рынка, регулированием тарифов на услуги монополий, обеспечением защиты собственности и личности инвестора от криминальной сферы.
Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.
В отношении защиты собственности инвесторов необходимо разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.
Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Для
обеспечения личной и имущественной
безопасности инвесторов необходимо разработать
специальные государственные
Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.
В
части информационного
По инициативе Правительства России создана качественно новая структура - Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах.
Его основная задача - обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательности образа России как страны, принимающей инвестиции.
Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и др.
Третья глава изучает вопрос о трансакционных издержках в российской экономике. В ней анализируются основные факторы, определяющие величину, структуру и распределение трансакционных издержек в российской экономике. Трансакционные издержки рассматриваются как экономические потери общества, в соответствии с этим положением определяются основные способы совершенствования образования трансакционных издержек.
Возьмем российскую приватизацию. По основному тексту теоремы Коуза получается, что совершенно не важно, кто у вас стал собственником основных активов в стране. Одни будут справляться хуже, другие — лучше, тот, кто хуже — будет терять активы, и в итоге они окажутся в руках эффективных собственников. Правильно? Правильно, если не учитывать мелкий шрифт. Все, конечно, перетечет, как должно, при одном условии: если не будет никаких сил трения. А они есть — это трансакционные издержки, действие которых приведет к тому, что на неэкономическом языке очень точно формулирует наша великая современница Людмила Михайловна Алексеева, любимая фраза которой: «Все рано или поздно устроится более или менее плохо».
Основной вывод из теоремы Коуза: равновесие будет достигнуто, но это будет плохое равновесие, потому что силы трения не позволяют активам распределиться оптимальным образом. Это будет совершенно не то счастливое и эффективное равновесие, которое было в мечтах экономистов-идеалистов, политиков-реформаторов и жаждущего благополучия населения.
Чем определялся первоначальный доступ тех или иных людей к активам в ходе приватизации? Тем, что у них были дополнительные возможности, которых не было у остальных: закрытые данные, связи, знакомства. Если переводить это на язык трансакционных издержек, можно говорить, например, об асимметрии информации — у большинства были запретительно высокие издержки доступа к информации определенного рода.
А кто-то обладал низкими издержками ведения переговоров, потому что имел доступ к регулятору, для остальных же эти издержки, опять же, были запретительными.
Почему
многие собственники, возникшие в
ходе приватизации, оказались неэффективны?
Вовсе не обязательно потому, что
они были неумны или неопытны. Просто
эффективность в их понимании
и эффективность в нашем
Вопросы
стоимости и качества жилищно-коммунальных
услуг постоянно вызывают остроту
социального конфликта
Снижение расходов на производство услуг ЖКХ – многофакторная задача, которая наряду с указанными элементами предусматривает осуществление последовательных действий органов ценового регулирования по формированию экономически обоснованных тарифов (ЭОТ) на услуги ЖКХ. Финансово-экономический и технологический аудит затрат, включаемых в структуру тарифа, призван контролировать увеличение ЭОТ в системе ЖКХ в соответствии с индексом-дефлятором потребительских цен.
Анализ бюджетных расходов на ЖКХ и охрану окружающей среды в 2011-2013 гг. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица
1.Бюджетные ассигнования федерального
бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное
хозяйство» приведены в следующей таблице.
Анализ динамики расходов федерального
бюджета по законопроекту по данному разделу
показывает, что расходы как в целом по
разделу, так и без учета межбюджетных
трансфертов снижаются по сравнению с
соответствующим предыдущим годом. В 2013
году по сравнению с 2010 годом расходы снижаются
в 2,8 раза, без учета межбюджетных трансфертов
- в 3,1 раза. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации о федеральных целевых программах. Расходы федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году будут осуществлять 25 главных распорядителей бюджетных средств, в 2012 году - 24, в 2013 году - 20. Наиболее крупные из них - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, на которые в 2011 году будет приходиться 89 % расходов по данному разделу, в 2012 году - 80 %, в 2013 году -75 %. В структуре раздела наибольший объем расходов в 2011 - 2013 годах приходится на жилищное хозяйство - более 70 % общего объема расходов по данному разделу. |
Таблица 2. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» приведены в следующей таблице.
|
Информация о работе Место и роль странакционных издержек в теории неоинституционализма