Место и роль странакционных издержек в теории неоинституционализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление экономических и социальных основ формирования издержек в условиях рыночной экономики, а также анализ вопросов, связанных с формированием и регулированием издержек , характерных для российской действительности.
Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих основных задач:
На основании изучения теоретических материалов ознакомиться с понятием и видами трансакций, генерирующих трансакционные издержки;
выяснить определение и специфику понятия трансакционных издержек, ознакомиться с видами трансакционных издержек, применяемых в исследованиях теории неоинституционализма;
Рассмотреть классификацию издержек производства современного периода;
Проанализировать основные пути снижения издержек и связанные с ними

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Новая институциональная экономическая теория (НИЭТ)
1.1.Неоинституционализм ……….……………………………………………...4
1.2.Основные идеи неоинституционализма Р.Коуза……………………….….9
1.3. Понятие трансакции и типология трансакционных издержек ………….14
Глава 2. Трансакционные издержки и Российская экономика
2.1. Отличительные черты российской экономики……………………….….…20
2.2. Особенности трансакционных издержек в России……………………..…22
Заключение……………………………………………………………………......30
Литература………………………...……………………………………………...31

Файлы: 1 файл

место и роль трансакционных издержек в теории неоинституционализма.docx

— 79.04 Кб (Скачать)

      Формирование  новой экономики неизбежно ведет  к становлению капиталистических  отношений в различных формах. Однако капиталистическая тенденция  является сейчас во всех развитых странах  лишь одной из составных частей смешанной  экономики. Действие капиталистических  тенденций серьезно ограничено другими  компонентами смешанной экономики  и, прежде всего, регулированием экономики  и ее социальной ориентацией. Принятие модели капиталистического хозяйства  в качестве основы для будущего неизбежно  отбрасывает экономику России от перспективных путей развития XXI века.  

2.2.Особенности  трансакционных издержек в России.

      Трансакционные издержки могут иметь место только при определенных условиях. Речь идет об отношениях контрагентов по поводу специфических активов, ограниченной рациональности и оппортунизме.

      Специфические активы обладают особой ценностью для  реализации конкретного проекта  и в то же время завязывают контрагентов таким образом, что отказ одного из них выполнять условия контракта  может принести большие убытки другому. Ограниченная рациональность не позволяет  заранее предсказать необходимость  адаптации условий контракта  к новым обстоятельствам, а опасность  оппортунизма заставляет искать «соответствующие контрактные гарантии». Таким образом, в контракте всегда есть слабые места  с точки зрения его потенциальной  гибкости. Когда изменившиеся обстоятельства дают повод одному из контрагентов отказаться от намеченного в соглашении хода проведения сделок, для второго  это означает убытки, связанные с  несоответствием намеченного в  контракте хода сделки ее конкретной реализации. Данный тип издержек и  относится к трансакционным и выявляет самую суть того, почему существуют институты в экономике. Их функция заключается в том, чтобы обеспечивать управление сделками таким образом, чтобы свести к минимуму возможности возникновения затрат описанного выше типа.

      Следует заметить, что в современной российской экономике условия существования  трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение по сравнению с развитыми странами. Специфичность активов в России проявляется в тесной зависимости поставщиков и потребителей, а также в узкой предметной специализации предприятий, что было унаследовано от плановой системы Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991-1996[5, с.32]. Ограниченная рациональность имеет особенно яркое выражение благодаря характерной для российской переходной экономики нестабильности. Очевидно, что в таких условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках «минимизация трансакционных издержек достигается путем дифференцированного закрепления трансакций… за структурами управления ими» Уильямсон О. Экономические институты капитализма[8, с.60 ]

      К подобным структурам управления относятся  вертикальная интеграция и достоверные  обязательства. Однако в современной  России, где отсутствует разработанная  правовая база, институты, описываемые  западными экономистами, не могли  бы эффективно функционировать. Поэтому  в российской переходной экономике  в качестве своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а именно бартер и неплатежи.

      Экономия  трансакционных издержек в развитых странах осуществляется в рамках институтов, требующих разработанного законодательства, регулирующего экономическую деятельность. Поскольку в России нет условий для возникновения цивилизованных институтов, способствующих минимизации трансакционных издержек, в ней стихийно возникают специфические для переходного периода институты. К ним можно отнести денежные суррогаты.

      Снижение  трансакционных издержек, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, осуществляется развитием информационной инфраструктуры инвестиционного рынка, регулированием тарифов на услуги монополий, обеспечением защиты собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

      Интересы  инвесторов предполагается учитывать  при подготовке законодательных  и нормативных актов, а также  ведомственных инструкций по ценообразованию  в электроэнергетике, связи, железнодорожном  транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение  платы за аренду производственных помещений.

      В отношении защиты собственности  инвесторов необходимо разработать  единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого растратами и  хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

      Необходимо  совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского  суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

      Для обеспечения личной и имущественной  безопасности инвесторов необходимо разработать  специальные государственные программы  предупреждения преступности в криминогенных  сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

      Под эти цели необходимо предусмотреть  материально-техническое, информационное укрепление соответствующих оперативных  служб, следственных органов и судов.

      В части информационного обеспечения  инвестиционной деятельности необходимо содействие государства действующим  и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес- планов, проектным институтам. Конкретными  задачами информационного обеспечения  инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и  отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении  инвестиций, о ходе приватизации, продаже  акций, конверсии производства.

         По инициативе Правительства России создана качественно новая структура - Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах.

           Его основная задача - обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательности образа России как страны, принимающей инвестиции.

      Для развития экономики России и продвижения  частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми  организациями, прежде всего с Международным  валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским  банком реконструкции и развития и др.

      Третья  глава изучает вопрос о трансакционных издержках в российской экономике. В ней анализируются основные факторы, определяющие величину, структуру и распределение трансакционных издержек в российской экономике. Трансакционные издержки рассматриваются как экономические потери общества, в соответствии с этим положением определяются основные способы совершенствования образования трансакционных издержек.

      Возьмем российскую приватизацию. По основному  тексту теоремы Коуза получается, что совершенно не важно, кто у вас стал собственником основных активов в стране. Одни будут справляться хуже, другие — лучше, тот, кто хуже — будет терять активы, и в итоге они окажутся в руках эффективных собственников. Правильно? Правильно, если не учитывать мелкий шрифт. Все, конечно, перетечет, как должно, при одном условии: если не будет никаких сил трения. А они есть — это трансакционные издержки, действие которых приведет к тому, что на неэкономическом языке очень точно формулирует наша великая современница Людмила Михайловна Алексеева, любимая фраза которой: «Все рано или поздно устроится более или менее плохо».

        Основной вывод из теоремы Коуза: равновесие будет достигнуто, но это будет плохое равновесие, потому что силы трения не позволяют активам распределиться оптимальным образом. Это будет совершенно не то счастливое и эффективное равновесие, которое было в мечтах экономистов-идеалистов, политиков-реформаторов и жаждущего благополучия населения.

            Чем определялся первоначальный доступ тех или иных людей к активам в ходе приватизации? Тем, что у них были дополнительные возможности, которых не было у остальных: закрытые данные, связи, знакомства. Если переводить это на язык трансакционных издержек, можно говорить, например, об асимметрии информации — у большинства были запретительно высокие издержки доступа к информации определенного рода.

      А кто-то обладал низкими издержками ведения переговоров, потому что  имел доступ к регулятору, для остальных  же эти издержки, опять же, были запретительными.

      Почему  многие собственники, возникшие в  ходе приватизации, оказались неэффективны? Вовсе не обязательно потому, что  они были неумны или неопытны. Просто эффективность в их понимании  и эффективность в нашем понимании  — это разные вещи. Реальные общественные издержки по созданию захваченных в 1990-е активов были несопоставимо  выше, чем те трансакционные издержки, которые понесли новые собственники, чтобы добраться до этих фактически бесплатных активов. И как плохо ни управляй они активами, для них это эффективное использование.

      Вопросы стоимости и качества жилищно-коммунальных услуг постоянно вызывают остроту  социального конфликта населения  и общества вокруг повышения платежей за эти услуги и требуют создания в России уникальной системы социальной защиты населения по оплате услуг  в данной сфере. В статье изложен  авторский подход к решению проблемы снижения и эффективного управления затратами на жилищно-коммунальные услуги.

         Снижение расходов на производство услуг ЖКХ – многофакторная задача, которая наряду с указанными элементами предусматривает осуществление последовательных действий органов ценового регулирования по формированию экономически обоснованных тарифов (ЭОТ) на услуги ЖКХ. Финансово-экономический и технологический аудит затрат, включаемых в структуру тарифа, призван контролировать увеличение ЭОТ в системе ЖКХ в соответствии с индексом-дефлятором потребительских цен.

           
 
 
 
 
 

        Анализ бюджетных расходов на ЖКХ и охрану окружающей среды в 2011-2013 гг.

Таблица 1.Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» приведены в следующей таблице.
  2010 год (сводная  бюджетная роспись) 2011 год (проект) 2012 год (проект) 2013 год (проект)
Объем, млрд. рублей 223,2 216,5 94,3 78,7
изменения к предыдущему году:        
млрд. рублей   -6,7 -122,2 -15,6
в%   -3 -56,4 -16,5
доля  в общем объеме расходов, % 2,18 2,03 0,84 0,65
доля  в ВВП, % 0,49 0,43 0,17 0,13
Без учета  межбюджетных трансфертов, млрд. рублей 201,2 189,3 71,4 64,2
изменения к предыдущему году:        
млрд. рублей   -11,9 -117,9 -7,2
в%   -6 -62,3 -10,1
Межбюджетные  трансферты, млрд. рублей 22,0 27,2 22,9 14,5
доля  в разделе, % 9,9 12,6 24,3 18,4

 
                                                                                                                               [14]

          Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов снижаются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. В 2013 году по сравнению с 2010 годом расходы снижаются в 2,8 раза, без учета межбюджетных трансфертов - в 3,1 раза. 

           В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации о федеральных целевых программах.

          Расходы федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году будут осуществлять 25 главных распорядителей бюджетных средств, в 2012 году - 24, в 2013 году - 20. Наиболее крупные из них - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, на которые в 2011 году будет приходиться 89 % расходов по данному разделу, в 2012 году - 80 %, в 2013 году -75 %.

          В структуре раздела наибольший объем расходов в 2011 - 2013 годах приходится на жилищное хозяйство - более 70 % общего объема расходов по данному разделу.


        Таблица 2. Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Охрана окружающей среды» приведены в следующей таблице.

  2010 год (сводная  бюджетная роспись) 2011 год (проект) 2012 год (проект) 2013 год (проект)
Объем, млрд. рублей 13,3 16,8 17,4 16,7
изменения к предыдущему году:        
млрд. рублей   3,6 0,6 -0,7
в%   26,7 3,5 -4,2
доля  в общем объеме расходов, % 0,13 0,16 0,15 0,14
доля  в ВВП, % 0,03 0,03 0,03 0,03
Без учета  межбюджетных трансфертов, млрд. рублей 12,7 16,2 16,8 16,1
изменения к предыдущему году:        
млрд. рублей   3,5 0,6 -0,7
в%   27,4 3,6 -4,2
Межбюджетные  трансферты, млрд. рублей 0,6 0,6 0,6 0,6
доля  в разделе, % 4,3 3,9 3,7 3,6
         
         

    

Информация о работе Место и роль странакционных издержек в теории неоинституционализма