Механизм рынка совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Оглавление

Введение: 3стр.
Глава 1. Понятие, сущность и роль конкуренции. 7стр.
1.1. Что такое конкуренция? 7стр.
1.2. Конкурентность рынка. 8стр.
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке. 9стр.
Глава 2. Формы и виды конкуренции. 11стр.
2.1. Совершенная и несовершенная конкуренция 11стр. 2.2. Ценовая и неценовая конкуренция. 24стр. 2.3. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. 27стр.
Глава 3. Антимонопольная политика и ее значение. 30стр.
3.1. Конкуренция и ее место в экономике КР 30стр.
3.2. Особенности антимонопольного законодательства в
трансформационной экономике. 32стр.
Заключение. 38стр.
Литература. 42стр.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

Монополии образуются путем  слияния нескольких компаний и имеют  следующие организационные ФОРМЫ:

Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой  продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат – объединение  с целью организации совместного  сбыта продукции.

Трест – монополия, в  которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции  входящих в нее фирм.

Концерн – монополия  с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией.

Конгломерат – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Возникновение монополий  делает конкуренцию несовершенной (рынок несовершенной конкуренции).

ПОД НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ ПОНИМАЕТСЯ РЫНОК, НА КОТОРОМ НЕ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Несовершенную конкуренцию  подразделяют на три типа: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.

1. При монополистической  конкуренции на рынке продолжает оставаться большое количество продавцов и покупателей. Но возникает новое явление – дифференциация продукта, т.е. наличие у продукта таких свойств, которые отличают его от аналогичных товаров конкурентов. Такими свойствами являются: высокое качество продукта, красивая упаковка, хорошие условия продажи, выгодное месторасположение магазина, высокий уровень сервиса и т.п.

Имея такие преимущества, владелец дифференцированного продукта в определенной степени становится монополистом и приобретает возможность влиять на цену. Но т. к. объем продаж каждого продавца относительно невелик, то фирм-монополистов достаточно много и каждая из них имеет ограниченный контроль над рыночной ценой – в этом отличительная черта монополистической конкуренции.

2. Олигополистическая  конкуренция представлена таким  рынком, на котором доминирует  несколько фирм (греч. oligos – немногий, poleo – продать). Для нее характерно наличие либо однородной, либо дифференцированной продукции, а главная черта – установление цен по принципу лидерства.

Этот принцип предполагает, что большинство фирм стремится  установить примерно такую же цену, как наиболее сильная на этом рынке  фирма.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей.

3. Чистая монополия  существует на рынке в том  случае, если на нем действует  только один продавец, у которого  нет конкурентов. Ее особенность  в том, что продавец может изменить цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только платежеспособным спросом.

Случается, что на рынке  существует только один покупатель. Такое  явление называется монопсонией (один покупаю).

Отрицательный эффект состоит  в том, что монополия, господствуя на рынке и имея большие прибыли благодаря монопольно высокой цене, ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.

Учитывая это, государство  старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т.е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.

    В целом,  конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Экономическая теория. Учебное пособие для экономических специальностей /Отв. ред. акад. МАН ВШ и МЭАЭ, проф. Н.Х. Кумскова; Кыргызско-Российский Славянский университет. – Бишкек, 1999 г.
  2. Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров., 1996.
  3. П.Г. Ермишин Основы экономической теории. (Курс лекций). М., 1998.
  4. Р. Строуп, Дж. Гвартни «Азбука экономики». М., 1997.
  5. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. Под ред. проф. С.Г.Светунькова. М. 2000.
  6. Самуэльсон П.А. Экономика. Т.2. М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 1992 Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986
  7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., «Экономика».- М.: издательство «Дело», 1993.
  8. Кирцнер И.:  Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001
  9. Фатхудинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М.-2000.
  10. Юданов А.В. Конкуренция: теория и практика. М., 1996
  11. Маконнелл. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. –
  12. Портер М. Международная конкуренция. – М.:1994
  13. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М. 1986.
  14. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ. 1996.
  15. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  16. Войтов А.Г. Экономика: Общий курс. – М.: Маркетинг, 2002.
  17. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. – М.: Логос, 1999..
  18. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, - 2003.
  19. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело, 2000.
  20. Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 2001.
  21. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и  науч. ред. А.А. Горячев. – М.: Экономика, 1990.
  22. Экономическая теория: Учебник для вузов / К. Ховард, Г. Журавлева, Н. Эриашвили. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  23. Практический журнал для бухгалтеров, менеджеров,  финансовых работников «Главный бухгалтер», №8, август 2008 года

 

1 Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.

1 Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.

2 Портер М. Международная конкуренция. М.:1994.

1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986; Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М., 1959.

1 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986.

1 Толкачев. С.  Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 1993. N.5. 




Информация о работе Механизм рынка совершенной и несовершенной конкуренции