Механизм рынка совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Оглавление

Введение: 3стр.
Глава 1. Понятие, сущность и роль конкуренции. 7стр.
1.1. Что такое конкуренция? 7стр.
1.2. Конкурентность рынка. 8стр.
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке. 9стр.
Глава 2. Формы и виды конкуренции. 11стр.
2.1. Совершенная и несовершенная конкуренция 11стр. 2.2. Ценовая и неценовая конкуренция. 24стр. 2.3. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. 27стр.
Глава 3. Антимонопольная политика и ее значение. 30стр.
3.1. Конкуренция и ее место в экономике КР 30стр.
3.2. Особенности антимонопольного законодательства в
трансформационной экономике. 32стр.
Заключение. 38стр.
Литература. 42стр.

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 210.50 Кб (Скачать)

   Недостатки своей  продукции тщательно изучаются.  Затем ищутся пути их устранения, если это оказывается выгодно. Но никогда информация о слабых  сторонах своей продукции не выходит за пределы таких лабораторий и конечно никогда не доходит до обычных потребителей. 

 

 

 

Глава 3. Антимонопольная политика и ее значение.

 

3.1. Конкуренция и ее место в экономике КР

 

В основном, экономика Кыргызстана развивается экстенсивно, но для наших предприятий характерен высокий уровень ресурсозатрат и низкий уровень производительности труда. Если мы не сможем переломить данную ситуацию, уже через 15-20 лет страна может навсегда оказаться на периферии мировой экономики. Поэтому сегодня перед нами стоит задача развития новых, конкурентоспособных производств, продукция которых будет востребована на внешних рынках. 
 А этого невозможно достичь без новой экономики, где доминируют информация и знание, образование, что называют ныне «экономикой знаний» или инновационной экономикой. Поразительно, но факт: в современном западном мире лишь 15% активного населения непосредственное отношение имеют к производству товаров, остальные 85% добавляют стоимость в процессе творчества, менеджмента и передачи информации. То есть для них, нефть, металл и другие материальные ресурсы перестают быть сырьем экономики. Сейчас сырьем являются информация и знание. 
 И вполне понятно, что такие страны, как Казахстан, Россия и другие с богатейшими нефтегазовыми ресурсами всячески отходят от нефтяной «иглы» и круто разворачиваются в сторону инновационной экономики. Так, сердцевиной казахстанской стратегии по вхождению в число 50 конкурентоспособных стран мира к 2013 году является именно внедрение «умной» экономики. Налицо и результаты — за последние 7 лет прирост объемов производства в машиностроении составил 600%! Бюджет страны сегодня целиком формируется за счет несырьевого сектора экономики, без участия поступлений от нефтегазовых ресурсов. 
 Другой пример — Финляндия, по размерам территории и численности населения примерно равна Кыргызстану, занимает 1-е место в мире по индексу конкурентоспособности! За счет чего достигнут этот феноменальный прорыв? 
 Во-первых, в условиях жесткой международной конкуренции финнам удалось провести инновационную политику через максимальную децентрализацию, то есть диверсификацию экономического развития. Это значит, что ключевую роль в развитии финской экономики играют не крупные корпорации, а небольшие предприятия, которые жестко конкурируют друг с другом в привлечении ресурсов и инвестиций. Именно конкуренция способствует ускорению инновационной экономики, она заставляет предприятия внедрять новые технологии. В результате чего уровень инноваций в финском малом и среднем бизнесе гораздо больше, чем в крупных компаниях. Более 40% роста производительности труда возникает благодаря выходу на рынок новых фирм и ухода с них старых. Финский опыт опровергает утверждение, что монополии способствуют инновационному росту. 
 Во-вторых, коммуникационные технологии и Интернет охватили Финляндию раньше, чем даже США и Западную Европу. Здесь созданы наилучшие в мире условия для развития электронной торговли. Так, одна финская обувная фирма, состоящая всего лишь из 5 человек, не производя никакой обуви, через электронную торговлю сколотила годовой оборот в 4 миллиарда долларов. Дигитальный (цифровой) сектор финской экономики дал стране более 40% всего экономического прироста! 
 В-третьих, в Финляндии приоритетное внимание государства обращается к вопросу образования. В последние годы расходы на ноу-хау достигли 3,5% от ВВП и составили 5 млрд. евро, а расходы на образование еще больше – 4,9% от ВВП, или 7,4 млрд. евро. Здесь практикуется конкурсный принцип распределения средств на науку, что способствует укреплению сотрудничества бизнеса и университетов. В результате неуклонно растут частные затраты для трансформации идей и технологий в конкретные продукты и услуги, созданы системы государственных конкурсов на присуждение грантов школам с высоким показателем работы, оценка и вознаграждение работы лучших преподавателей. аккредитация и аттестация учебных заведений на уровне мировых стандартов. 
 Так что же нам делать с экономикой Кыргызстана и, в первую очередь, с её обрабатывающим сектором, который остается пока еще советским, чуждым конкуренции и лишенным конкурентоспособности. Производственные мощности этих предприятий годами не обновляются. В результате чего они выпускают товары низкого качества с высокой себестоимостью, которые легко вытесняет импорт. А импорт, как известно, обрекает экономику страны на “проедание” валютных резервов. Ясно, что отсюда и внешние долги, и инфляция, и т.д. Хуже того, в 90-е годы были разрушены не только прежние технологические и кооперационные цепочки, но и произошло замыкание локальных рынков. Другими словами, большинство средних и крупных предприятий свою продукцию сбывает в том регионе, где они расположены. А проистекает это оттого, что на этих рынках они относительно защищены от конкуренции. Например, хлебозавод в маленьком городке будет работать, даже если он выпекает плохой хлеб, потому что ввозить продукцию из соседнего региона нерентабельно. Словом, у нас ситуация такая, что конкуренция не стала доминирующим фактором экономического развития. Значительная часть предприятий вообще не испытывают никакого конкурентного давления, особенно со стороны иностранных производителей. В то же время известно, что предприятия, которые находятся под сильным конкурентным прессом, с более чем 50-процентной вероятностью будут осваивать новые технологии. 

3.2. Особенности антимонопольного  законодательства в трансформационной  экономике.

 

     Кыргызстан, с распадом  Советского  Союза и переходом от плановой экономики к рыночной,  как и другие суверенные государства бывшего  Советского  Союза,  взял курс на построение социально-ориентированной рыночной экономики.  Основной задачей начального этапа экономических  реформ,  направленных на построение рыночной экономики, было создание законодательной базы и институтов рыночной экономики, которые должны были осуществлять разработку эффективной политики государственного участия в регулировании экономики.  Построение нового политического и экономического  строя  в  республике привело к созданию совершенно новых рыночных институтов.

     Одним  из таких институтов стал государственный антимонопольный орган,  созданный Указом Президента Кыргызской Республики  от  10.02.1991 года  N 79 в статусе Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

     Этот  новый орган государственной  власти,  совершенно не свойственный  плановой экономики, стал одним  из рычагов в построении рыночных  отношений  путем определения  основных направлений государственной антимонопольной политики,  построения цивилизованного рынка, поддержки зарождающегося предпринимательства,  создания условий для развития конкуренции на рынках Кыргызстана,  а также пресечение  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции.  Государственному антимонопольному органу удалось наладить и сохранить связи с антимонопольными органами стран СНГ, стать членом и тесно сотрудничать с:

     - Международной конкурентной сетью  (International Competition Network - ICN), форумы которого  проводятся регулярно несколько раз в год;

     - Межгосударственным Советом по антимонопольной  политике  (МСАП), заседания которого проводятся два раза в год;

     - Конференцией ООН по торговле  и развитию (UNCTAD), в рамках которой  раз в год проводится конференция по конкурентной политике;

     - проектом  "Поддержка  реализации  Соглашения о партнерстве и  сотрудничеству между Кыргызской  Республикой и Европейским Союзом (СПС)"  в рамках  подпроектов  "Регулирование конкуренции"  и "Защита прав потребителей".

     В целях  проведения более эффективной антимонопольной политики государственным антимонопольным органом был разработан  ряд нормативных правовых актов,  которые стали основой антимонопольного законодательства. К ним относятся следующие законы:

     1. Закон  Кыргызской  Республики "Об ограничении монополистической

деятельности, развитии и защите конкуренции".

     2. Закон Кыргызской Республики "О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике".

     3. Закон Кыргызской Республики "О защите прав потребителей".

     4. Закон Кыргызской Республики "О рекламе".

     В  соответствии  с  указанными  выше документами основными задачами  государственного антимонопольного органа являются:

     - осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, законодательства о рекламе и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики по вопросам, отнесенным к его компетенции;

     - разработка  и совершенствование нормативной правовой базы по антимонопольной политике, защите прав потребителей, в сфере рекламной деятельности, по порядку формирования и применения цен (тарифов);

     - предупреждение,  ограничение и  пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

     - содействие формированию рыночных  отношений на  основе  защиты  и развития  конкуренции,  создание  благоприятных  условий  для   развития предпринимательства и  становления новых экономических  структур во  всех сферах экономики, координация деятельности органов исполнительной власти по этим вопросам;

     - защита внутреннего рынка Кыргызской  Республики от недобросовестной  конкуренции со стороны поставщиков,  непосредственно конкурирующих  с отечественными производителями;

     - осуществление взаимодействия с  уполномоченными  государственными

органами, регулирующими  сферу деятельности субъектов естественных и государственных монополий,  а также осуществляющими антимонопольное регулирование в других сферах;

     - контроль за правильностью формирования и применения  цен (тарифов)  на услуги (работы),  оказываемые органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, учреждениями;

     - взаимодействие  с  общественными  организациями по вопросу защиты прав потребителей;

     - защита  законных  интересов хозяйствующих  субъектов и граждан от проявления  монополистической деятельности, недобросовестной  конкуренции и  действий  органов   исполнительной  власти и местного  самоуправления, направленных на  ограничение конкуренции.

     Одним  из механизмов государственного  регулирования, осуществляемого антимонопольным органом, являются ежегодно формируемые Государственные реестры субъектов естественных и разрешенных монополий (республиканский и территориальный), публикуемые в средствах массовой информации и на веб-сайте (www.competition.kg),  в которых приведены наименования хозяйствующих субъектов естественных и разрешенных монополий,  виды монопольной продукции (услуги),  установленные методы регулирования для монополий и уполномоченные государственные органы, осуществляющие регулирование.

     Включенные  в Государственный реестр естественных  и разрешенных монополий  хозяйствующие  субъекты подлежат как регулированию,  так и ежегодной проверке, с  целью контроля за соблюдением установленного для монополиста параметра регулирования.

     Однако  следует отметить, что в процессе  построения рыночной экономики   будет постепенно снижаться роль  государства в регулировании  цен и тарифов, и усиливаться  роль рыночных механизмов саморегуляции, в первую очередь, роль конкуренции. Прямое и жесткое антимонопольное регулирование хозяйствующими субъектами,  направленное, в конечном счете, на цену продукции (услуги) должно постепенно уступать место подходу, направленному на создание равных,  конкурентных условий  для  участия  на  рынке большего количества операторов,  на поощрение и защиту конкуренции. Необходимо, чтобы цена, качество продукции (услуги) и условия их доставки (предоставления) формировались исходя из соотношения спроса и предложения на рынке, а не регулировались напрямую государством.

     Регулирование  должно  осуществляться опосредованно  через регулирование конкурентной  среды путем уменьшения барьеров  входа на рынок,  недопущения   злоупотреблений  доминирующим  положением и недобросовестной конкуренции, формирования недискриминационных "правил игры на рынке".

     Поэтому антимонопольный  орган в ближайшем будущем будет выполнять роль регулятора и главного защитника конкуренции на рынках, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства по конкуренции и принимающего меры к нарушителям в соответствии с законодательством  Кыргызской  Республики.  В соответствии с его направленностью антимонопольный орган преобразуется в  орган  по  конкуренции  по  образцу  европейских стран.

     На  сегодняшний день,  несмотря на  большой объем проделанной работы  и  создания  законодательной   базы,  антимонопольному органу Кыргызской Республики необходимо дополнительно к проводимой работе:

     - учитывать  исходное состояние экономики Кыргызстана,  которое не содержало предпосылок к переходу к свободному рынку,  и применять такую систему государственных мер,  которая бы способствовала разумному (эффективному) сочетанию рынка и государственного  регулирования,  включая последовательное проведение государственной антимонопольной политики;

     - усилить работу по мониторингу  рынков с высокой концентрацией  капитала, в целях выявления возможного  сговора (картельных соглашений);

     - осуществлять мониторинг финансовых  рынков в целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства Кыргызской Республики;

     - проводить мониторинг импорта  товаров и  оказывать  своевременное  содействие  по государственной  поддержке отечественных товаропроизводителей, путем предложения Правительству  Кыргызской Республики о введении  мер по защите внутреннего  рынка от импортных поставок товаров с демпинговой ценой.

 

Заключение

 

В заключение необходимо сделать некоторые общие выводы из проведенного исследования конкуренции, как многообразной экономической  категории.

Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений. Она  выступает в различных формах и осуществляется разными способами.

Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

Она может быть ценовой  и неценовой. Ценовая предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.

В зависимости от того, каким образом конкурируют между  собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и соответствующие рынки: рынок свободной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции,

Чем меньше воздействие  отдельных фирм на цену продукции, тем  более конкурентным считается рынок.

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правами.

Главная черта  совершенной конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, т.к. доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Совершенная конкуренция  в полном объеме недостижима. К ней  можно только приближаться. С известной  долей условности свободной можно  считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины XIX в.

Со второй половины XIX в. под влиянием НТП идет бурный процесс концентрации производства, что приводит к образованию крупных и сверхкрупных предприятий, т.е. монополий.

Монополия (греч.: monos – один, poleo – продаю) возникает  тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

ЦЕЛЬ МОНОПОЛИИ –  ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО ДОХОДА ПОСРЕДСТВОМ КОНТРОЛЯ НАД  ЦЕНОЙ ИЛИ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА НА РЫНКЕ. СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, КОТОРАЯ  ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРИБЫЛЬ СВЕРХ НОРМАЛЬНОЙ.

Информация о работе Механизм рынка совершенной и несовершенной конкуренции