Медицинская услуга как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 14:30, контрольная работа

Краткое описание

Современное понимание здоровья давно вышло за рамки рассуждений на морально-этические темы и рассматривается, в том числе и как экономическая категория. Подробно рассмотрены характерные особенности медицинских услуг. Особая значимость придается выделению различий между частными и общественными благами в составе медицинских услуг. Это позволяет выявить особенности функционирования здравоохранения в условиях современной рыночной экономики. В результате этого возможно выявить теоретические предпосылки существования рыночных и нерыночных отношений в системе здравоохранения, так и их соотношение. Двойственная сущность медицинской услуги накладывает отпечаток не развитие всей системы здравоохранения.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Медицинская услуга как экономическая категория……………………3-5
2.1 Особенности медицинских услуг………………………………………5-8
2.2 Частные и общественные медицинские услуги……………………….8-11
3. Заключение………………………………………………………………..11
4. Список использованной литературы……………………………………11
5. Практическая часть……………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

КР экономика здравоохранения.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

   Федеральное агентство по здравоохранению

   и социальному развитию РФ

   ГОУ ВПО Алтайский государственный

   медицинский университет Росздрава

   Кафедра экономики и менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Контрольная работа 

   по  дисциплине “Экономика здравоохранения” 

                                     на тему: Медицинская услуга как экономическая категория. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Вариант № 5

   Выполнила студентка 4 курса 792 группы

   ФИО Болотских Т.Е.

   Проверила: Воробьева В.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Барнаул – 2010 г. 
 

   Содержание 

    1. Введение…………………………………………………………………..3

    2. Медицинская  услуга как экономическая категория……………………3-5

    2.1 Особенности  медицинских услуг………………………………………5-8

    2.2 Частные и общественные медицинские услуги……………………….8-11

    3. Заключение………………………………………………………………..11

    4. Список использованной  литературы……………………………………11

    5. Практическая  часть……………………………………………………….12 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Введение.
 

   Современное понимание здоровья давно вышло  за рамки рассуждений на морально-этические  темы и рассматривается, в том  числе и как экономическая категория.  Подробно рассмотрены характерные особенности медицинских услуг. Особая значимость придается выделению различий между частными и общественными благами в составе медицинских услуг. Это позволяет выявить особенности функционирования здравоохранения в условиях современной рыночной экономики. В результате этого возможно выявить  теоретические предпосылки существования рыночных и нерыночных отношений в системе здравоохранения, так и их соотношение. Двойственная сущность медицинской услуги накладывает отпечаток не развитие всей системы здравоохранения.  

  1. Медицинская услуга как экономическая категория.
 

   В процессе функционирования рынка общественного  здоровья создаются особые экономические  блага: лечебно-диагностические услуги, фармацевтические средства, медицинская техника и инструментарий и т.п.

   Благо – это все то, посредством чего реализуются человеческие потребности. Медицинские услуги как блага  удовлетворяют человеческую потребность  в медицинской помощи, в охране и укреплении здоровья.

   С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах. Они являются результатом хозяйственной деятельности людей. Медицинская услуга как благо называется экономической, если обладание им представляет собой для субъекта результат отказа от обладания другим благом. В настоящее время, учитывая непрерывное возрастание потребности людей в высокотехнологичных способах диагностики и лечения, в высокоэффективных лекарственных средствах и изделиях медицинской техники, значительная часть медицинских услуг относится к экономическим благам. Но есть и такие блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве. Такие блага называют свободными, или неэкономическими. Это природные богатства в виде, например, грязевого или бальнеологического лечения. Свежий воздух, чистая вода, солнечный свет, растительные лекарственные средства также представляют собой свободные блага.

   Целесообразно осуществление разделения благ на товары и услуги, исходя из признака вещественности.

   Товар – это продукт, который находится  в вещественной форме. В здравоохранении  товарами называются блага, являющиеся условием оказания медицинской услуги. К ним относятся лекарственные  препараты, изделия медицинской  техники. Они могут накапливаться, храниться длительное время, предоставляться потребителям независимо от места и времени их создания. Обычно такой товар бывает лишь приложением к медицинской деятельности.

   Услуга  – это действие. В отличие от товаров, услуги не обладают свойством накапливаемости, сохранности в течение длительного отрезка времени. Процесс их производства и потребления, как правило, совпадает во времени и пространстве. 

   Следует подчеркнуть, что в экономической  литературе не имеется существенных разногласий по поводу определения услуги. Обычно под услугой понимается специфическая производственная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие либо потребности человека.

   Характеризуя  услугу, К.Маркс писал: «Это выражение  означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую добавляет этот труд подобно всякому труду; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности…»[6]; имея в виду услуги потребительского назначения. К.Маркс далее отмечал, что «в каждый данный момент в числе предметов потребления, наряду с предметами потребления, существующими в виде товаров, имеется известное количество предметов потребления в виде услуг»[7].

   Ф. Котлер приводит следующее определение: «Услуга  – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем  – либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде». «Под услугами понимают огромное разнообразие видов деятельности и  коммерческих занятий» [3].

   В работе «Экономикс» К. Макконелл и С.Брю  полагают, что услуга – «то, что  неосязаемо (не видно) и в обмен на что потребитель, фирма или правительство готовы предоставить что-либо ценное» [5].

   Российские  ученые также под услугой понимают целесообразную деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие –  либо потребности человека [8].

   Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно полагать, что содержательная определенность услуги как блага  заключает в себе особенное. Это  благо – отношение между людьми, невещественный полезный эффект непосредственных взаимодействий экономических субъектов, т.е. результат материальной деятельности независимо от приобретения этим результатом материально-вещественной формы.

   Принято различать услуги материального  характера, когда полезный эффект деятельности воплощается в материальном объекте, и так называемые нематериальные, чистые услуги, когда полезный эффект направлен непосредственно на самого человека. В основе выделения благ материальных и нематериальных в классической экономической теории  предполагалась форма бытия, с точки зрения его вещественности или отсутствия таковой. Поэтому к материальным благам относились блага-вещи, а к нематериальным – услуги. В семантическом плане употребление понятия «нематериальное благо» неверно, поскольку все блага материальны, а вещественность и материальность – понятия не идентичные. Исходя из этого критерия, советская экономическая наука, как представляется справедливо, относила услуги первого рода к сфере материального производства, а труд по их оказанию к производительному труду, увеличивающему стоимость создаваемых в обществе благ. Так называемая нематериальная сфера считалась непроизводственной, а труд по оказанию чистых услуг (в том числе деятельность работников здравоохранения) – непроизводительным, не создающим и не увеличивающим стоимости, хотя и общественно полезным. Процесс трансформации экономики, признание человеческого капитала национальным богатством, заставили многих переосмыслить подобную оценку. Анализ публикаций по данной проблеме (Бояринцев В.И, Корчагин В.П., Кучеренко В.З., Лисицын Ю.П., Поляков И.В., Селезнев В.Д.) позволяет сделать вывод о постепенном преодолении подхода к здравоохранению как к непроизводственной сфере. Здоровье нации, а, следовательно, и мероприятия по сохранению и укреплению его, начинают рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих  национальную безопасность страны,  ее национальное богатство.

   Услуги  здравоохранения представляют собой  деятельность медицинских работников, имеющую своим результатом полезный эффект восстановления, поддержания и укрепления здоровья. Продукт медицинской деятельности формируется в процессе оказания медицинской услуги. Медицинская деятельность не завершается созданием материальных благ, не завершается актом их присвоения. Медицинская деятельность направлена на изменение состояния объекта, которым является человек. Задача медицинской деятельности – не создавать какое-либо благо, которое может быть присвоено, а изменить неблагоприятное состояние человека до такого состояния, которое можно считать благом.

    Справедливо высказывание академика Ю.П. Лисицына  о производительном значении труда работников всей отрасли здравоохранения. В этой связи ученый отмечает, что «главная экономическая и медицинская категория – медицинская услуга, как известно, не духовное понятие, а материализованное, проявляющееся в конкретной деятельности медика и парамедицинского персонала по осуществлению конкретных мер профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, административно-хозяйственных, управленческих и других действий, направленных на сохранение, укрепление, улучшение, воспроизводство индивидуального и общественного здоровья» [4]. 

   2.1 Особенности медицинских услуг. 

   Хотя  услуги являются лишь разновидностью конкретной профессиональной деятельности и не имеют с точки зрения экономической интерпретации принципиальных отличий, тем не менее, в здравоохранении, как и в любой другой отрасли, оказывающей услуги, имеются свои  особенности.

   Можно выделить следующие характерные  черты медицинской услуги:

   Неосязаемость медицинских услуг. Особенности услуг здравоохранения проявляются, как правило, через их воплощение в самом человеке и имеют в большинстве своем вид нематериальных услуг (неосязаемость). Неосязаемость услуг проявляется прежде всего в невозможности продемонстрировать их эффект конкретному пациенту вплоть до непосредственного предоставления. Ни одному пациенту никогда не удается заранее узнать все о полезном эффекте и побочном действии оказываемых ему услуг. Оценка полезности данной услуги пациенту и возможном побочном эффекте проводится обычно по аналогии оказания подобных услуг другим пациентам. Хочется отметить, что современные информационные технологии и позволяют в ряде случаев провести компьютерное прогнозирование полезности услуги до ее предоставления (например, в реконструктивно-пластической хирургии), не следует забывать, что это только приблизительная оценка, до конца не учитывающая множество параметров.

   В то же время часть медицинских услуг  может иметь помимо нематериального  проявления и вещественное воплощение (товарная составляющая). Например, установка внутрисосудистых стентов, кардиостимуляторов, ортопедических протезов, использование пломбировочного материала, зубных коронок и протезов, пересадка органов и т.п. Таким образом, часть медицинских услуг содержит как нематериальные, так и вещественные (товарные) компоненты. Достаточно трудно, а иногда и невозможно провести четкую грань между материальными и нематериальными услугами, т.к. можно увидеть взаимопроникновение, образование смежных форм. Степень осязаемости каждой конкретной медицинской услуги определяется их количественным соотношением. Разделение медицинских услуг по степени их осязаемости используется при построении научно обоснованных методов ценообразования. Хочется отметить, что увеличение степени осязаемости медицинских услуг оказывает значительное влияние на повышение их стоимости (характерно для России в связи с низкой оплатой труда медперсонала).

   Индивидуальный  характер. Услуги здравоохранения почти  всегда имеют выраженный индивидуальный характер, так как предназначены в большинстве случаев конкретному индивидууму. При этом качество медицинской услуги во многом определяется исходным состоянием потребителя (пациента). Даже при массовости предоставления услуг не стоит забывать, что в конечном итоге услуга оказывается конкретному пациенту. Это приводит к высокой степени индивидуализации процесса производства медицинской услуги и как следствие к сложности прогнозирования ожидаемого эффекта. Данная особенность предъявляет высокие требования к социальной ответственности работников здравоохранения, а также выдвигает необходимость страхования их профессиональной деятельности.

   Неразрывность процессов предоставления и потребления. Потребление значительной части  услуг здравоохранения совпадает  с их производством во времени  и пространстве, что естественно вытекает из их индивидуального характера. Эта особенность связана с тем, что указанные процессы осуществляются при непосредственном взаимодействии субъекта и объекта медицинской деятельности. В большинстве случаев оказание медицинской помощи требует непосредственного участия в этом процессе не только медработников, но и пациентов-потребителей медицинских услуг. Не являются исключением из этого правила и услуги, связанные с созданием вещественных объектов – кардиостимуляторов, зубных протезов, ортопедических изделий. На различных этапах оказания этих услуг все же неизбежно возникает потребность в непосредственном контакте между производителем услуг и их потребителем.

Информация о работе Медицинская услуга как экономическая категория