Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:26, курс лекций
Макроэкономическая статистика, наряду с теорией статистики стоит во главе статистической науки. Как следует из названия, экономическая статистика занимается количественной характе¬ристикой массовых явлений и процессов, происходящих в эконо¬мике.
Выводы:
Финансовая статистика дает количественную характеристику сферы финансовых отношений.
При изучении предмета финансовой статистики используются как традиционные статистические методы анализа, так и специфические методы финансовой статистики, в частности финансово-экономические расчеты.
Основной категорией
финансово-экономических
Проценты могут быть обычными и авансовыми, простыми и сложными.
Задание 3.1.1
Исчислите процентные деньги, уплаченные за пользование кредитом размером 2 млн. руб. в течение 1 года. Ставка по кредиту — 40% годовых. Ответ: сумма процентных денег ____ тыс. руб.
Задание 3.1.2
Дисконтные облигации номиналом 1000 руб. со сроком обращения 6 месяцев продаются в день выпуска по 700 руб., а через 60 дней — по цене 820 руб. Определите доходность облигации к погашению и текущую доходность. В расчетах 1 год — 360 дней. Ответ:
Доходность облигации к погашению — ______% годовых; Текущая доходность облигации — _______% годовых.
Задание 3.1.3
Определите наращенную стоимость вклада, размером 5000 руб., если проценты начисляются ежемесячно из расчета 14% годовых и присоединяются к основной сумме. Срок хранения вклада 10 месяцев. Ответ: Наращенная сумма вклада _____ руб.
Библиографический список
Основной
1. Статистика финансов: Учебник / Под ред. проф. В.Н.Салина.— М.: Финансы и статистика, 2000.—С. 13—107.
2. Статистика: Курс лекций / Под ред. к.э.н. В.Г.Ионина.— Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1996.— С. 177—178.
Дополнительный
ТЕМА 3.2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ФИНАНСОВ
3.2.1. Статистика государственных финансов.
3.2.2. Статистика
финансов предприятий и
3.2.3. Банковская статистика.
3.2.4. Биржевая статистика.
3.2.5. Статистика страхования.
3.2.6. Статистика денежного обращения.
3.2.1.
Статистика государственных
Поскольку статистика финансов описывает количественную сторону массовых явлений, происходящих в экономике и имеющих стоимостное выражение, она характеризует своими показателями и финансовую систему страны. Важнейшей составной частью финансовой системы являются государственные финансы. Одним из разделов финансовой статистики является статистика государственных финансов.
Предметом изучения статистики государственных финансов
являются государственные финансы в целом и их отдельные составные части, выполняющие специфические функции: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.
Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет. В более узком смысле статистику государственных финансов можно назвать статистикой государственного бюджета. В некоторых учебниках этот раздел финансовой статистики так и называется.
В этом случае объектом изучения являются все уровни бюджетной системы: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные бюджеты.
Статистическое изучение предмета статистики финансов происходит по обычной схеме. Первоначально определяется объем государственных финансов, изучается структура, затем явление рассматривается в динамике и выявляется влияние факторов, формирующих статистическую динамику.
Можно выделить две основные функции, которые осуществляют финансы: информационная и контрольная. Данные, собираемые статистикой государственных финансов, являются информационной базой, используя которую, органы государственной власти разрабатывают финансовую политику государства на перспективу. Помимо сбора информации статистика государственных финансов позволяет осуществлять контроль за поступлением доходов и расходованием денежных средств государственного бюджета.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год и имеет силу закона.
Государственный бюджет не только аккумулирует денежные средства, но также выполняет функцию перераспределения национального дохода. Помимо этого при помощи госбюджета осуществляется государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Для статистической оценки доходов и расходов государственного бюджета рассматривается сектор государственного управления, который позволяет установить круг институциональных единиц, которые осуществляют сбор и распределение бюджета.
В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.
Усиливающаяся интеграция России в мировое экономическое сообщество и, как следствие, переход отечественной статистики на международную систему учета оказали свое влияние и на статистику государственных финансов. Необходимо решить задачу приведения в соответствие с действующими международными стандартами бюджетной классификации — основного методологического документа, на основании которого составляются и исполняются бюджеты.
Помимо совершенствования методологических документов, методологии расчета показателей основные задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
— общую величину доходов и расходов государственного бюджета, а также дефицит (профицит) бюджета и проанализировать динамику этих показателей;
— структуру доходов и расходов государственного бюджета;
— источники финансирования бюджетного дефицита;
— размеры государственного внутреннего долга;
— влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина РФ.
При помощи отчетности собирается первичная информация, которую необходимо классифицировать (сгруппировать). Группировка осуществляется на основании действующей бюджетной классификации, введенной в 1995 г. (рис. 1).
рис. 1. Структура бюджетной классификации Российской Федерации Источник: Статистика финансов / Под ред. проф. В.Н.Салина.
Для характеристики каждого блока бюджетной классификации разрабатывается система показателей.
Согласно действующей
классификации обобщающими
Налоговые доходы — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Показатель налоговых поступлений определяется как сумма прямых и косвенных налогов.
Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных безвозмездных и возмездных поступлений. Исчисляется как сумма доходов предприятий организаций, внебюджетных фондов, функционирующих в рамках сектора государственного управления, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из других секторов экономики.
Обобщающий показатель объема расходов включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитования за минусом погашения.
Расходы государственного бюджета включают: военные расходы, вмешательство в экономику, содержание органов государственного аппарата управления, решение социальных задач. К расходам, осуществляемым с целью вмешательства государства в экономику, относятся: субсидирование некоторых отраслей экономики, затраты на экономическую и социальную инфраструктуру, научно-исследовательские разработки, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства, стимулирование экспорта.
Затраты на социальные цели включают в себя расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение.
Расходы на государственный аппарат управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств.
Рассмотренные показатели доходов и расходов являются абсолютными и исчисляются в стоимостном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.
Блок «Финансирование бюджета» отражает привлечение правительством заемных средств для финансирования расходов бюджета. Общий объем финансирования равен величине дефицита или профицита с противоположным знаком.
Дефицит бюджета определяется как сумма доходов, включая полученные официально трансферты за минусом суммы расходов и кредитования минус погашение.
Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%.
Различают внешние и внутренние источники финансирования государственного бюджета. Внутреннее финансирование отражает все операции по финансированию государственного бюджета со стороны учреждений государственного управления и резидентов данной страны (выпуск и размещение ГКО, займы у банков, изменение золотовалютных резервов и т.д.). Внешнее финансирование включает все операции, осуществляемые нерезидентами данной экономики, в том числе торговля государственными ценными бумагами, а также изменение государственных валютных резервов, депозитов и ценных бумаг.
Блок «Государственный долг» отражает сумму официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и «остальным миром», возникающих в результате их операций в предыдущие периоды. Государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.
Одной из составных частей статистики государственных финансов является статистика внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Статистика внебюджетных фондов отражает процесс формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением.
Основными показателями статистики внебюджетных фондов являются следующие, рассчитываемые по каждому фонду:
—общий объем доходов, в том числе по источникам;
—прочие доходы;
—общий объем расходов, в том числе по направлениям;
—прочие расходы;
—остаток средств на начало периода;
—остаток средств на конец периода.
По каждому показателю изучается объем, динамика, структура доходов и расходов, проводится анализ эффективности функционирования фонда.
3.2.2.
Статистика финансов
Задачами статистики финансов предприятий являются:
— определение результатов деятельности предприятия;
— анализ динамики показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия (прибыль, рентабельность, оборачиваемость, фондоотдача);
— оценка финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.
Источниками информации о деятельности предприятия являются данные бухгалтерского учета.
На основании внутрихозяйственного учета рассчитываются следующие показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности коммерческой структуры:
—выручка от реализации (объем продаж);
—прибыль;
—рентабельность;
—наличие и
оборачиваемость оборотных
—ликвидность;
—левераж.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг при проведении экономико-статистического анализа уменьшается на величину косвенных налогов (НДС, акцизов и других косвенных налогов). Только в этом случае она рассматривается как финансовые ресурсы организации.
Прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятий. Является показателем эффективности. Различают валовую (балансовую) прибыль, прибыль от реализации, чистую прибыль, облагаемую налогом прибыль.
Валовая (балансовая прибыль) представляет собой сумму прибыли от реализации продукции, работ, услуг, основных фондов и иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.