Мафия и правительство: законодательство и экономический процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:07, реферат

Краткое описание

Мафия (итал. mafia) — криминальное сообщество, сформировавшееся на Сицилии в середине 19-го века, впоследствии распространившее свою активность на крупные, экономически развитые города в США и некоторых других странах. Представляет собой объединение («семья») криминальных групп, имеющих общую организацию, структуру и кодекс поведения («омерта»). Каждая группа «работает», осуществляя рэкет, на определенной территории — в районе большого города, в небольшом городе или в целом регионе страны.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Законодательные аспекты регулирования мафии и ее деятельности…….4
2. Борьба с мафией в Российской Федерации……………………………….14
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

2.7 Мафия и правительство законодательство и экономический процесс.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

    Во-первых, вызывает интерес объем международных  обязательств, принятых на себя РФ как  независимым государством, так и в качестве правопреемника Советского Союза. В настоящее время РФ подписано более ста международных договоров в сфере борьбы с преступностью, в том числе ряд соглашений о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (практически со всеми республиками бывшего СССР, а также со многими странами Европы, Азии, Африки и Америки), соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков (например, с Австрией и Италией). Кроме того, имеются соглашения правоохранительных органов РФ и стран СНГ, касающиеся вопросов расследования уголовных дел.

    Во-вторых, региональные контакты РФ в сфере  борьбы с организованной преступностью  в полном объеме охватываются соглашениями с республиками – членами СНГ. Среди них на первом месте стоит Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 года). В соответствии со ст.4 Конвенции, Учреждения юстиции Договаривающихся Сторон оказывают правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам в соответствии с ее положениями. Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, в том числе: составления и пересылки документов, проведения осмотров, обысков, изъятия, передачи вещественных доказательств, проведения экспертизы, допроса сторон, третьих лиц, подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, экспертов, розыска лиц, осуществления уголовного преследования, выдачи лиц для привлечения их к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение, признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов. Ст. 19 устанавливает, что в просьбе об оказании правовой помощи может быть отказано полностью или частично, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Правовые отношения по уголовным делам предусматривают выдачу лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора, в том числе сопряженную с их розыском и взятием под стражу; осуществление уголовного преследования по поручению одной из Договаривающихся Сторон; передачу предметов, признаваемых в установленном порядке вещественными доказательствами. Общие положения Конвенции были раскрыты в аналогичных двусторонних соглашениях между РФ и государствами – членами СНГ. Следует отметить, что в указанных документах предусмотрен унифицированный порядок оказания правовой помощи по уголовным делам без учета их специфики. Однако в интересах борьбы с организованной преступностью, на наш взгляд, было бы уместно вводить в подобные соглашения специальные нормы, затрагивающие эту сферу. Например, предусмотреть безусловную выдачу лиц, подозреваемых в причастности к организованной преступной деятельности и установить срок исполнения ходатайств об оказании правовой помощи.[5]

    В-третьих, как уже говорилось выше, соглашения между Генеральной прокуратурой, МВД и ФСБ России и соответствующими ведомствами стран СНГ предусматривают оказание содействия в сфере борьбы с организованной преступностью. В данных документах определяются следующие формы сотрудничества: 

    а) исполнение запросов и просьб по уголовным  делам, делам оперативного учета  и материалам об административных правонарушениях;

    б) обмен оперативно-розыскной, оперативно-справочной и криминалистической информацией  о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах, оперативной информацией о чрезвычайных происшествиях и тяжких преступлениях, а также архивной информацией;

    в) согласованное, а в случае необходимости  и совместное проведение оперативно-розыскных  мероприятий и следственных действий;

    г) перемещение осужденных граждан  для отбывания наказания в  государство, гражданами которого они  являются, в соответствии с межгосударственными  соглашениями;

    д) обмен опытом работы, законодательными и нормативными актами, учебной литературой по вопросам деятельности органов внутренних дел;

    е) осуществление взаимовыгодных поставок автомобильной, криминалистической, пожарной и специальной техники, средств  связи, вещевого имущества и продукции  производственно-технического назначения, запасных частей, расходных материалов и другого имущества;

    ж) обмен научно-технической информацией  по вопросам деятельности органов внутренних дел, совместное проведение криминологических  исследований по представляющим взаимный интерес актуальным проблемам, обмен в этих целях специалистами, проведение совместных семинаров и рабочих встреч;

    з) осуществление транзитных перевозок  специальных и других грузов, конвоирования  и этапирования.

    Положительным моментом, на наш взгляд, является тот  факт, что в сфере международного сотрудничества в данном случае оказалась правовая помощь не только по уголовным делам, но и по делам оперативного учета, так как следствию по делам, связанным с организованной преступной деятельностью, предшествует длительная оперативная разработка лиц, причастных к совершенным преступлениям.[6]

    В-четвертых, двусторонние соглашения о правовой помощи по уголовным делам, заключенные  РФ в последние годы (в частности, договор между РФ и США от 17 июня 1999 года), предусматривают следующий  объем оказываемой помощи:

    1) получение показаний и заявлений;

    2) предоставление документов, материалов  и других предметов;

    3) вручение документов;

    4) установление местонахождения и  идентификацию лиц и предметов;

    5) исполнение запросов о проведении  обысков и выемок;

    6) передачу лиц, содержащихся под  стражей, для дачи показаний  или для других целей, предусмотренных  Договором; 

    7) установление местонахождения и  арест имущества с целью его  конфискации, возмещения ущерба  и взимания штрафов;

    8) любую иную правовую помощь, не запрещенную законами запрашиваемой Стороны.

    Отметим, что данный перечень является фактически исчерпывающим для следственных нужд, поэтому можно предположить, что при условии установления каких-то определенных сроков для исполнения этих действий можно оптимизировать предварительное расследование уголовных дел.

    В-пятых, наличие соглашений о противодействии  какому-то из направлений организованной преступной деятельности (например, незаконному  обороту наркотиков) подчеркивает признание  международной опасности транснациональной преступности и заставляет задуматься о конкретных мерах этого противодействия. Так, один из последних подобных документов, подписанных нашей страной – Соглашение между правительствами РФ и Нигерии о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления ими и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (Москва, 13 мая 1999 г.). Оно, как и аналогичные соглашения с Австрией, Италией и другими государствами, предполагает следующие виды предоставляемой информации:

    - о формах и методах выявления  источников поступления наркотиков  в незаконный оборот и мерах  по пресечению их распространения,  способах выявления незаконных  потребителей наркотиков и организации  их учета, а также организации оперативной деятельности по выявлению лиц, сбывающих наркотики;

    - о выявленных фактах или попытках  незаконного перемещения наркотиков  на территорию или с территории  своего государства;

    - о применяемых способах сокрытия  наркотиков при пересечении границы и методах их выявления;

    - о лицах-перевозчиках и выявленных  маршрутах перевозки наркотиков;

    - о выявленных случаях и способах  легализации (отмывания) доходов,  полученных от незаконного оборота  наркотиков;

    - о методах профилактики, лечения, реабилитации и социальной адаптации лиц, злоупотребляющих наркотиками;

    - о ввозе и (или) вывозе, производстве, распределении, реализации наркотиков, находящихся под контролем, и  их прекурсоров;

    - о политике, стратегии, законодательстве  и юридической практике своих государств в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

    Однако  законодательство разных стран устанавливает  различные санкции и по-разному  криминализирует определенные виды деятельности, поэтому добиться идентифицированной системы уголовного преследования, на наш взгляд, невозможно, и подобные соглашения так и будут оставаться своего рода декларациями, смысл которых – еще раз на межгосударственном уровне признать существование организованной преступности и необходимость борьбы с ней.

    Таким образом, в сфере борьбы с организованной преступностью Россия имеет международно-правовые связи со странами "ближнего зарубежья" и с государствами "дальнего зарубежья". Отметим, что при всей обеспокоенности мирового сообщества экспансией российской организованной преступности, о чем неоднократно писали зарубежные ученые, конкретные меры борьбы с ее проявлении предусмотрены именно на региональном уровне, то есть, благодаря сохранившимся с советского времени контактам и связям государства – участники СНГ смогли разработать предметную стратегию этого противодействия.

    17 мая 1996 года было принято Решение  о Межгосударственной программе  совместных мер борьбы с организованной  преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств-участников СНГ. В дальнейшем Постановлением правительства РФ от 7 декабря 1996 года № 1427 был утвержден Национальный план РФ по ее реализации. В Межгосударственной программе прямо признается значительный рост тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер, совершаемых организованными преступными формированиями, а также широкое распространение различных проявлений терроризма, легализации преступных доходов, наркобизнеса, контрабанды оружия и военной техники, радиоактивных веществ, культурных ценностей, редкоземельных и стратегических материалов, фальшивомонетничества, краж автомобилей, преступлений в финансовой и внешнеэкономической сферах, в том числе с использованием информационно-вычислительной техники и новейших платежных средств, заказных убийств и других опасных видов преступлений. Необходимость принятия этой программы обоснована тем, что принимаемые в государствах-участниках СНГ меры не всегда адекватны преступным проявлениям, недостаточно скоординированы и согласованы. В результате увеличиваются масштабы транснациональной организованной преступности, возможности ее проникновения в экономическую, политическую, социальную и финансовую сферы, оказывающие дестабилизирующее влияние на весь ход социально-экономических преобразований в отдельных государствах и на межгосударственные отношения.[4]

    Комплекс  мер, предусмотренных Программой, основывается на анализе криминогенной ситуации и прогнозе развития преступности в государствах-участниках СНГ, результатах научных исследований, практике борьбы с организованными формами преступности.

    Программой  предусмотрен следующий комплекс мероприятий:

    1. Организационно-правовые вопросы: 

    - подготовка ряда нормативных  документов, в том числе соглашения  о сотрудничестве в борьбе  с актами терроризма, затрагивающими  общие интересы и безопасность  государств - участников СНГ; соглашения  о борьбе с легализацией доходов от преступной деятельности; соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблением ими; договора о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы; договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств-участников СНГ; соглашения правоохранительных органов и специальных служб государств-участников СНГ о формах и методах борьбы с преступностью; соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с хищениями интеллектуальной собственности; договора о выдаче; соглашения о защите свидетелей и других участников уголовного процесса; модельных УК, УПК и УИК, законов о борьбе с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. 

    2. Организационно-практические мероприятия:

    - создание единого межгосударственного  банка данных о лицах, причастных  к террористической деятельности, незаконным вооруженным формированиям; продолжение формирования специализированного банка данных, в первую очередь о лидерах преступной среды, организаторах и активных участниках международных и межрегиональных организованных преступных сообществ, о предприятиях, учреждениях, банках и собственности, используемых для легализации доходов от преступной деятельности на территории государств -участников СНГ и других стран; проведение согласованных межведомственных оперативно-профилактических целевых мероприятий и специальных операций по пресечению контрабанды и хищений сырьевых ресурсов, по пресечению незаконного изготовления и оборота оружия и взрывчатых веществ, по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, по выявлению и пресечению деятельности международных "гастролирующих" преступных групп, по выявлению и пресечению деятельности международных бандитских группировок, действующих на водном, воздушном, железнодорожном транспорте и автомобильных дорогах, по пресечению организованной преступности формирований из числа иностранных граждан, находящихся на территории государств-участников СНГ. 

Информация о работе Мафия и правительство: законодательство и экономический процесс