Лизинг в России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Понятие лизинга и его особенности, виды
2.Законодательная база по лизинговым операциям
3. Российский рынок лизинговых операций в России и его особенности
4. Проблемы и перспективы развития лизинговых операций в России.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА
Основные понятия
Сущность лизинговых операций..................................4
Субъекты лизинга...........................................................6
Основные элементы лизинговой операции .................7
Виды лизинговых операций .........................................9

Анализ нормативной базы..........................................................14

Глава 2. ЛИЗИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Российский рынок лизинга в 90-е годы...................................17
Российский рынок лизинга в 2007 году ..................................19
Лизинг в 2008 году: тенденции и прогнозы............................24
Факторы динамики лизинга......................................................26
Банки и лизинговые компании: проблемы и перспективы сотрудничества...........................................................................27

Заключение ...................................................................................................30
Список используемой литературы.....................................

Файлы: 1 файл

курсовая лизинг.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

    Помимо  этого следует выделить несколько сегментов рынка, имеющих особенно большой потенциал роста. Это сегмент лизинга зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов. Возможность развития этих сегментов в настоящий момент существенно ограничена необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и более лет), обусловленной высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами становятся также отсутствие необходимого законодательства и неопределенность государственной стратегии в отношении некоторых из этих отраслей.

    В итоге, пока конкуренция в других, более привлекательных сегментах  еще не слишком высока, лизинг недвижимости остается на периферии интересов  лизинговых компаний. 

    Российские лизинговые компании, не имеющие конкурентного преимущества в стоимости финансирования, будут вынуждены реализовать другое свое преимущество — хорошее понимание местной специфики, видение перспективных направлений, способность к организации нестандартных сделок, умение вести бизнес в сложных условиях неразвитой инфраструктуры. Они будут вынуждены идти в те сегменты, которые до сих пор считались менее привлекательными. Те же проблемы сдерживают и развитие лизинга промышленных комплексов. Надо отметить, что в развитых странах, например в США, «лизинг инфраструктуры» и лизинг промышленных комплексов занимает существенную долю рынка. Размер таких сделок в США может составлять до миллиарда долларов. В российской практике лизинг промышленных комплексов распространен достаточно мало. Систематически такие сделки осуществляет лишь «Росагролизинг», передающий в лизинг животноводческие комплексы в рамках приоритетного нацпроекта «Развитие АПК», и компания «Авангард Лизинг», построившая несколько заводов. Некоторые компании осуществляют такие сделки эпизодически, например, компанией «Росдорлизинг» в 2006 году был построен асфальтобетонный завод.

    Можно выделить еще два сегмента с хорошим  потенциалом, практически не развитые сейчас, — это лизинг медицинского оборудования и лизинг оборудования для ЖКХ. Отметим, что согласно результатам исследования DISCOVERY Research Group, рынок платных медицинских услуг растет в среднем на 25–30% в год. Согласно имеющимся прогнозам темпы роста сохранятся в течение ближайших трех–пяти лет. Ежегодно в стране открывается множество платных медицинских клиник и центров. Таким образом, спрос на медицинское оборудование со стороны коммерческих организаций сохранится на высоком уровне. В значительной мере его можно удовлетворять с помощью лизингового финансирования. Развития лизинга для ЖКХ следует ожидать также с развитием использования услуг частных компаний в сфере ЖКХ.  

2.3. Лизинг в 2008 году: тенденции и прогнозы

    Финансовый  кризис не мог не сказаться на деятельности лизинговых компаний. В итоге условия совершения сделок стали жестче – вырос размер аванса и ставок, а темпы роста рынка замедлились. По словам экспертов, в этом году большинство трендов сохранилось: среди направлений лизинга лидирующие позиции по-прежнему останются за автолизингом и лизингом железнодорожного подвижного состава; основным клиентом компаний стали сектор СМБ. В то же время есть вероятность, что еще один многолетний тренд – преимущественное развитие только финансового лизинга – получит иное развитие. Это случилось, т.к. были приняты поправки в закон «О лизинге», которые приготовила Ассоциация лизинговых компаний. 
       Отмечается также наличие значительного потенциала роста в объемном выражении у лизинга недвижимости. Однако его развитие сдерживает ряд неурегулированных вопросов в законодательстве. Первая проблема возникает в связи с земельным участком, на котором расположено здание. Дело в том, что при выкупе здания к новому владельцу переходят права прежнего собственника здания на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования (ст. 552 ГК РФ). При этом в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 164-ФЗ и ст. 666 Гражданского кодекса запрещено использовать земельные участки в качестве предмета договора финансовой аренды.

    Вторая  проблема связана с необходимостью государственной регистрации аренды и продажи недвижимости. Договор финансовой аренды, заключенный на срок более 1 года, подлежит госрегистрации на общих основаниях, а в отсутствие такой регистрации считается незаключенным (ст. 625, п. 2 ст. 609, п. 2 ст. 651 ГК РФ). Однако обязательным условием лизинговой сделки является договор купли-продажи предмета лизинга лизингодателем по заказу лизингополучателя (п. 2 и 4 ст. 15 Закона № 164-ФЗ). Этот вторичный договор лизингодатель заключает лишь при условии вступления в силу договора лизинга, т. е. после его государственной регистрации. Но зарегистрировать сделку аренды, в том числе финансовой, сможет лишь собственник здания (ст. 608 ГК РФ). В свою очередь, покупка здания также сопряжена с госрегистрацией прав (п. 1 ст. 551 ГК РФ). Пункт 14 Постановления ВАС РФ от 25.02.98г. № 8 разъясняет, что до государственной регистрации перехода права собственности покупатель по договору продажи недвижимости не вправе распоряжаться данным имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.

    Выходом из данной ситуации является одновременная  регистрация права собственности  на объект недвижимости, лизинга как  обременения и собственно договора лизинга, что не всегда возможно осуществить на практике в силу неоднозначной позиции регистрирующих органов на местах.

    Включение земельных участков в круг объектов, которые могут быть предметом  лизинга, а также внесение соответствующих  изменений в ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. относительно регистрации лизинговых сделок позволило бы снять вышеизложенные проблемы.

    Преимущественный  рост автолизинга по сравнению с  лизингом другой техники и оборудования специалисты объясняют, прежде всего, привлекательностью автолизинга для самих компаний-лизингодателей. Вторая причина – растущие потребности предприятий различных отраслей в обновлении автопарков.

    Привлекательность данного сегмента для лизинговых компаний обусловлена: с одной стороны, высокой ликвидностью автотранспортных средств как объекта лизинга; а с другой – относительно низкими барьерами для новых игроков при вхождении в данный сегмент рынка.

    Риски при заключении сделки снижены, порядок  оформления договора проще и не требует большой объем документов.

    Рынок автолизинга является одним из самых  емких. Каждое второе предприятие нуждается  в постоянном обновлении автопарка. А здесь, безусловно, самой выгодной схемой является приобретение автомобилей с помощью лизинга. Рынок автотранспорта – самый массовый и наименее рискованный, имущество высоколиквидное, соответственно и объемы в этом сегменте говорят сами за себя».

    Экономический кризис сократил объемы рынка лизинга  в России. По прогнозам экспертов, хорошо себя будут чувствовать только лизинговые компании с участием госкапитала и те, которые обслуживают отрасли с господдержкой. Например, сельское хозяйство. Независимые малые и средние фирмы тоже могут оказаться в выигрыше. Это произойдет потому, что в крупных холдингах с несколькими направлениями деятельности лизинговые услуги не входят в число приоритетных и поэтому попадают под сокращение.

    Кроме того, с 1 января 2009 года вступило в силу новое законодательство, согласно которому отменяется возможность применения ускоряющих коэффициентов при амортизации имущества 1-3 групп. По мнению аналитиков, на обновление правовой базы рынок способен отреагировать почти 20% падением.

    Эксперты  сошлись во мнении, что делать какие-либо прогнозы на следующий год сейчас практически невозможно, но есть надежда, что лизинговый рынок наберет прежние темпы роста, как только восстановится деловая активность, и будут разморожены инвестиционные проекты.

2.4. Факторы динамики  лизинга

    Среди факторов, которые в наибольшей степени способствовали увеличению объемов отечественного лизинга, я отмечаю:

  • общее улучшение экономической ситуации в стране;
  • рост числа лизинговых проектов и количества лизинговых договоров;
  • обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей;
  • общее улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);
  • увеличение объемов и, что крайне важно, источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных, с прогнозируемыми, но управляемыми рисками;
  • рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;
  • разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;
  • развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.

    Факторы, которые  сдерживают рост объемов лизинга в стране:

  • недостатки в администрировании налогообложения; уменьшившиеся, но все еще возникающие проблемы с принятием НДС к зачету или возмещению. Планируемое в ближайшие месяцы сокращение ставки НДС до 12-13% позволит еще более повысить эффективность лизинга по сравнению с кредитом и в большей степени элиминировать негативные последствия неадекватных действий налоговых органов;
  • начавшийся в четвертом квартале 2007 г. рост ставок кредитования лизингодателей ввиду снижения ликвидности банковских активов, как следствия кризиса на мировых финансовых и фондовых рынках. Вместе с тем здесь надо учитывать, что снижение процентных ставок в США и европейских странах способствует оттоку капитала на рынки с более высокой доходностью, в том числе в Россию.

    Есть  менее значимые, но тоже важные факторы, в частности, тормозящие развитие лизинга: ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских  целей; неурегулированность отдельных  законодательных норм по налоговому и бухгалтерскому учету, международному лизингу; отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов; недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах; проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране.

Динамика  развития лизингового  рынка России 
 
 
 

2.5. Банки и лизинговые компании: проблемы и перспективы сотрудничества

    Традиционным  источником финансирования лизинговых операций остается кредит российских банков, его доля составляет 62% от всех источников финансирования.

    В то же время постепенно все большую  роль начинают играть альтернативные источники финансирования. Прежде всего это кредиты зарубежных банков, облигации, выпускаемые на внутреннем рынке, векселя, а также в последнее время секьюритизация активов на зарубежном рынке.

    Постепенно  это может привести к снижению роли российских банков как посредников  по предоставлению финансирования лизинговым компаниям и выравниванию условий финансирования по кредиту и лизингу.

    В отношении сотрудничества лизинговых компаний и банков следует выделить еще одну важную тенденцию. В настоящее  время 46% финансирования привлекается от российских банков, не являющихся материнскими для лизинговых компаний, и лишь 16% — от акционеров. Еще лет пять назад ситуация была прямо противоположной.

    Для произошедшего изменения в структуре  источников финансирования есть ряд  причин.

    В контексте динамичного развития рынка лизинга в течение последних пяти лет многие банки рассматривают лизинговый бизнес как одно из приоритетных направлений развития. В последние годы на примере ряда крупных лизинговых компаний, созданных при банках, стало очевидно, что банк иногда оказывается не в состоянии удовлетворить потребности лизинговой компании в финансировании.

    Отчасти это связано с банковским лимитом  риска на одного заемщика, хотя это  не основное ограничение (лизинговые компании в связи с этим обычно дробятся на несколько юрлиц). Проблема также связана иногда с ограниченными возможностями финансирования самого банка.

    Стремление  диверсифицировать источники финансирования дочерней лизинговой компании часто  обусловлено также стремлением  диверсифицировать ее риски в случае кризиса ликвидности. В течение последних месяцев лизинговые компании, не диверсифицировавшие источники финансирования, на практике столкнулись с этой проблемой.

    Еще один мотив выделения лизинговой компании в отдельное юридическое  лицо и диверсификация источников финансирования состоит в повышении стоимости этой лизинговой компании на случай продажи.

Информация о работе Лизинг в России: проблемы и перспективы