Лизинг в России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Понятие лизинга и его особенности, виды
2.Законодательная база по лизинговым операциям
3. Российский рынок лизинговых операций в России и его особенности
4. Проблемы и перспективы развития лизинговых операций в России.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА
Основные понятия
Сущность лизинговых операций..................................4
Субъекты лизинга...........................................................6
Основные элементы лизинговой операции .................7
Виды лизинговых операций .........................................9

Анализ нормативной базы..........................................................14

Глава 2. ЛИЗИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Российский рынок лизинга в 90-е годы...................................17
Российский рынок лизинга в 2007 году ..................................19
Лизинг в 2008 году: тенденции и прогнозы............................24
Факторы динамики лизинга......................................................26
Банки и лизинговые компании: проблемы и перспективы сотрудничества...........................................................................27

Заключение ...................................................................................................30
Список используемой литературы.....................................

Файлы: 1 файл

курсовая лизинг.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

     По  объему оказываемых услуг лизинг подразделяется на:

     1. Чистый лизинг - все обслуживание  арендуемого имущества берет  на себя лизингополучатель.

     2. Лизинг с полным набором услуг  - полное обслуживание лежит на  лизингодателе.

     3. Лизинг с частичным набором  услуг - в данном случае на лизингодателя возлагается только часть функций по обслуживанию имущества.

     В зависимости от сектора рынка  лизинг бывает внутренним (когда все  участники сделки находятся в  одной стране) и международным (хотя бы один из участников - представитель другой страны).

     По  характеру лизинговых платежей лизинг подразделяется на:

     1. Лизинг с денежным платежом (платежи  осуществляются в денежной форме).

     2. Компенсационный лизинг - арендные  платежи осуществляются поставками  продукции, изготовленной на оборудовании, являющемся объектом лизинговой сделки.

     3. Лизинг со смешанным платежом (комбинация предыдущих двух видов).

     На  практике существует множество форм лизинговых сделок, однако их нельзя рассматривать  как самостоятельные типы лизинговых операций.

     Под формами лизинговых сделок понимаются устоявшиеся модели лизинговых контрактов. Наибольшее распространение в международной практике получили следующие формы лизинговых операций13.

     1) Лизинг “стандарт” - при этой  форме лизинга поставщик продает  объект сделки финансирующему обществу, которое через свои лизинговые компании сдает его в аренду потребителям.

     2) Лизинг “поставщику” - в этом  случае продавец оборудования  также становится лизингополучателем, как и при возвратном лизинге,  но арендованное имущество используется не им, а другими арендаторами, которых он обязан найти и сдать им объект сделки в аренду. Субаренда является обязательным условием в контрактах подобного рода.

     3) Возобновляемый лизинг - в лизинговом  соглашении при данной форме  предусматривается периодическая замена оборудования по требованию арендатора на более совершенные образцы.

     4) Групповой (акционерный) лизинг - сдача в аренду крупномасштабных  объектов (самолеты, суда, буровые платформы,  вышки). При таких сделках в  роли лизингодателя выступает несколько компаний.

     5) Генеральный лизинг - право лизингополучателя  дополнять список арендуемого  оборудования без заключения  новых контрактов.

     6) Контрактный наем - это специальная  форма лизинга, при которой  лизингополучателю предоставляются  в аренду комплектные парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, тракторов, автотранспортных средств.

     7) Лизинг с привлечением средств  - лизингодатель получает долгосрочный  заем у одного или нескольких  кредиторов на сумму до 80% сдаваемых  в аренду активов. Кредиторы - крупные коммерческие и инвестиционные банки, располагающие значительными ресурсами, привлеченными на долговременной основе. Финансирование лизинговых сделок банками осуществляется обычно двумя способами:

     а) заем - банк кредитует лизингодателя, предоставляя ему кредит на одну или на целый пакет лизинговых соглашений. Сумма кредита зависит от репутации и кредитоспособности лизингодателя;

     б) приобретение обязательств - банк покупает у лизингодателя обязательства  его клиентов без права на регресс, учитывая при этом репутацию лизингополучателей и эффективность проекта. Данный способ применяется при крупных разовых сделках с участием надежных заемщиков. Банки при организации финансирования проекта с участием лизинговой компании выступают также в качестве гарантов. Обеспечением банковской ссуды при получении ее лизингодателем (без права обратного требования к лизингополучателю) являются объекты лизинговой сделки и лизинговые платежи.

     В США 85% сделок по финансовому лизингу  относится к этой форме лизинга.14

     Это лишь наиболее распространенные формы  лизинговых контрактов. На практике имеет  место сочетание различных форм контрактов, что увеличивает их число.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  нормативной базы
 

    Раскроем основные направления развития лизинга в России, а также последние нововведения в новой редакции закона «О лизинге», стимулирующие его дальнейшее развитие. Предложены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы лизинговых отношений, которые позволят подготовить качественную основу для дальнейшего решения задачи активизации лизинговой деятельности на федеральном и региональном уровнях.

    На  современном этапе в России можно  выделить четыре характерных периода  становления лизинга и формирования его правовой среды.

    Первый  период – до начала 90-х годов. Этот период характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге, неразвитостью этой формы предпринимательства, отсутствием четких представлений о правовом положении сторон сделки. В этот период лизинговой деятельностью, в основном, занимались крупные внешнеторговые объединения, поскольку имел место только государственный сектор экономики.

    Второй  период с начала 90-х годов. С началом перехода к рыночной экономике в деятельности компаний начали появляться договоры, которые носили в себе элементы лизинговых сделок. Однако специальное законодательство еще отсутствовало. Данный период можно охарактеризовать следующими признаками: отсутствием специальных нормативных актов в сфере лизинга, хотя лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде; большой степенью риска для участников лизинговой деятельности, что сдерживало развитие лизинга.

    Третий  период с сентября 1994 года, характеризуется активным формированием специальной нормативной базы лизинговых сделок. К январю 1996 года были приняты следующие нормативные акты:

       - Указ Президента Российской Федерации  от 17 сентября 1994 года № 1929 «О  развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»;

       - Постановление Правительства Российской  Федерации от 29 июня 1995 года №  633 « О развитии лизинга в инвестиционной деятельности», включая Временные правила о лизинге, которые укрепили общие принципы осуществления лизинговых операций, права и обязанности участников лизингового договора, состав и порядок уплаты лизинговых платеже;

       - Приказ Министерства финансов  Российской Федерации от 25 сентября 1995 года № 105 « Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций»;

       - Постановление Правительства Российской  Федерации от 20 ноября 1995 года №  1133 «О внесение дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли»;

       - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая и ряд других нормативно-правовых документов.

    В этот же период были сформированы наиболее крупные, действующие в настоящее  время лизинговые компании, такие, как «ММБ-лизинг», «РусЛизингСвязь», «Госагроснаб», ассоциация «Рослизинг», включавшая в себя большинство российских лизинговых компаний.

      Этот период также характеризуется выдачей лицензий на лизинговую деятельность иностранным компаниям. К началу 1998 года были выданы лицензии уже 408 российским и 43 зарубежным компаниям из Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, США, Швеции и др.

    Четвертый период наступил с 29 октября 1998 года, когда  вступил в действие специальный  закон РФ «О лизинге». Кроме того, предполагалось на этом этапе привести в соответствие «разрозненную» во времени и понятиях уже существующую правовую базу, регулирующую лизинговые отношения, прежде всего касающиеся вопросов отражения в учете этих специфичных, относительно новых операций для хозяйствующих субъектов.

    Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства России и другие нормативные акты, регулирующие лизинговые отношения, были приведены в соответствие с Законом «О лизинге».

    Этот  период также характеризуется формированием принципов осуществления международных лизинговых сделок. При

международном лизинге они устанавливаются  в соответствии с Законом «О присоединении  Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» и нормами национального законодательства, не противоречащим международному праву. Это способствовало использованию в качестве лизинга современного оборудования, которое производилось не только в России, но и за рубежом.

    В результате прохождения основных этапов формирования правовой базы были определены основные формы государственного регулирования и гарантии лизинговой деятельности в России: налоговые льготы, льготное кредитование, создание на федеральном и региональном уровнях лизинговых фондов. Параллельно путем введения в действие Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации были сформированы некие правила доступа на рынок лизинговых услуг, определяющие уровень общей квалификации лизинговых компаний. Государственные органы лицензирования выступили в качестве элемента

для отбора наиболее здоровых и сильных с  финансовой и рыночных точек зрения и устранения  недееспособных и пассивных субъектов, предлагающих лизинговые услуги.

    29 января 2002 года вступила в действие  новая редакция федерального  закона «О лизинге» под новым названием – «Закон о финансовой аренде (лизинге)». Нормы данного закона были приведены в соответствие с Гражданским и Налоговым кодексом. В результате принятия нового закона большинство препятствий для развития внутреннего лизинга ликвидировано. Лизинг становится более привлекательным для лизингополучателей как один из инструментов финансирования, так и с налоговой точки зрения. Анализ положений нового закона показал, что из закона исчезло понятие лизинговой сделки, его в законе заменило другое, используемое в ГК РФ – договор лизинга. Значительно упрощены требования к обязательным положениям договора лизинга. Единственное существенное условие договора, без которого он считается незаключенным – это предмет договора, т. е. имущество, подлежащее передаче в качестве предмета лизинга.

    Как Налоговой кодекс, так и новый закон о лизинге предоставляет предприятию, на балансе которого находится объект лизинга, право применять механизм ускоренной амортизации, вместе с этим исключено право лизингодателя списывать в течение первого года эксплуатации до 35% стоимости предмета лизинга со сроком службы более трех лет. Новый закон существенно расширил спектр дополнительных услуг, включаемых в договор лизинга. С введением последних изменений были упразднены ограничения на совмещение участникам лизингового соглашения своих функций и обязательств, например, кредитора и лизингополучателя, что теоретически запрещало лизингополучателям осуществлять авансовые платежи, хотя на практике это положение игнорировалось участниками лизингового соглашения. К стимулирующим развитие лизинга нововведениям, на мой взгляд, можно отнести следующие: отмена лицензирования лизинговой деятельности; продолжительность отсрочки лизинговых платежей теперь неограниченна, а ранее отсрочка по ним не могла превышать шести месяцев; лизинговые платежи могут производиться в адрес третьих лиц, например, лизинговых компаний, финансирующих лизинговую сделку; в общую сумму платежей может включаться выкупная цена предмета лизинга.

    Можно сказать что, государство уделяет большое внимание развитию лизинга. Но необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в части разработки и введения в действие ряда законопроектов более «низкого» порядка (в форме писем, методических рекомендаций), которые осуществляли бы разъяснение по ряду «проблематичных» статей и положений уже существующих документов. Необходимо также устранение

существующих  законодательных налоговых противоречий по применению предлагаемых норм, правил и различных льгот, поскольку речь идет о специфической процедуре инвестирования, содержащей в себе различные

элементы  хозяйственных отношений. Именно разъясняющий механизм позволит в дальнейшем максимально возможно использовать все предлагаемые способы амортизации в зависимости от особенностей производственного процесса. Подобные действия позволят уйти от увеличения расчетной нагрузки при формировании реальных и подлежащих налогообложению финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов.  
 

Глава 2. ЛИЗИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

         2.1. Российский рынок лизинга в 90-е годы

    Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях «ленд-лиза». Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) – занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений («Совфрахт», «Совтрансавто»).

Информация о работе Лизинг в России: проблемы и перспективы