Лизинг в России: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:
1. Понятие лизинга и его особенности, виды
2.Законодательная база по лизинговым операциям
3. Российский рынок лизинговых операций в России и его особенности
4. Проблемы и перспективы развития лизинговых операций в России.

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА
Основные понятия
Сущность лизинговых операций..................................4
Субъекты лизинга...........................................................6
Основные элементы лизинговой операции .................7
Виды лизинговых операций .........................................9

Анализ нормативной базы..........................................................14

Глава 2. ЛИЗИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Российский рынок лизинга в 90-е годы...................................17
Российский рынок лизинга в 2007 году ..................................19
Лизинг в 2008 году: тенденции и прогнозы............................24
Факторы динамики лизинга......................................................26
Банки и лизинговые компании: проблемы и перспективы сотрудничества...........................................................................27

Заключение ...................................................................................................30
Список используемой литературы.....................................

Файлы: 1 файл

курсовая лизинг.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

    В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство  из которых были учреждены коммерческими  банками.

    К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

    В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг»). Сегодня членами  «Рослизинга» являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация «Рослизинг» является членом европейской ассоциации лизинговых компаний «LeasEurope» и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал «Технологии лизинга и инвестиций».

    Впоследствии  при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга  в России, также занимающаяся исследовательской  и информационной деятельностью  и оказавшая значительное влияние  на внесение поправок в федеральный закон «О лизинге» и оптимизацию других законодательных актов.

    С момента появления лизинга в  России отраслевые показатели выросли  не только в отношении числа появившихся  лизинговых компаний, но также и  в отношении объема заключенных  лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами «Рослизинга», составил 170 млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. – до 2,8 трлн рублей (500 млн долларов США). В 2000 г., по информации «Рослизинга», его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн долларов США.

    Упадок  российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние  на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд долларов США до чуть более 400 млн долларов США.

    В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.

    В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг – это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.

    В посткризисный период продолжали создаваться  новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться  как рост отрасли на 51%. 80% компаний – крупнейших участников рынка в настоящее время – были зарегистрированы после кризиса.

    Рост  российской экономики, безусловно, повлиял  на сектор лизинговых услуг. Успешно  развивались лизинговые компании с  опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.

    Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому  лизинговые компании были вынуждены  прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования.

Значительная  часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми  компаниями, предназначена для малых  и средних предприятий – части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста. 

    В начале 2002 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг. Этому способствовали несколько  причин макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2002 г. вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону «О лизинге», которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок.

    В начале 2002 г. наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи с чем для лизинговых компаний несколько увеличилась доступность финансирования. Кроме того, за прошедшие после кризиса годы лизинговые компании расширяли возможности финансирования сделок и установили стабильные отношения с поставщиками, что также способствует повышению качества и эффективности лизингового бизнеса.

    Лизинг, как механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегических задач: и в переоснащении основных фондов промышленных предприятий, и в развитии малого бизнеса.

2.2 Российский рынок лизинга в 2007 году 

    2007 год оказался чрезвычайно продуктивным  для российского лизингового  бизнеса. Невзирая на затруднения  с финансированием, у ряда компаний  во второй половине года абсолютный размер прироста лизинговых сделок стал максимальным за всю историю лизинга в России.

    Объем всех новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2007 года, по оценке Российской ассоциации лизинговых компаний, составил 14 млрд долларов. Это почти такой же объем, как за весь 2006 год. Прирост к первому полугодию прошлого года составил 86% — более высокий прирост наблюдался лишь в 2000 году (200%), но тогда он объяснялся восстановлением объема рынка после провала, вызванного финансовым кризисом 1998 года.

    Во  втором полугодии действовали две  разнонаправленные тенденции. С  одной стороны, на рынке лизинга  традиционно во втором полугодии  заключается больше сделок, чем в  первом. С другой стороны, кризис ликвидности  затронул ряд лизинговых компаний, вынудив отложить заключение сделок. В то же время эти проблемы коснулись в основном малых лизинговых компаний, преимущественно региональных. Следовательно, в 2007 году кризис ликвидности не слишком сильно снизил темпы прироста рынка.  

    Итак, абсолютный размер прироста рынка по итогам 2007 года составит 10 млрд долларов. Это больше, чем размер самого российского рынка лизинга в любой предыдущий год, кроме 2006-го. Также это больше, чем рынки лизинга ряда средних европейских стран, таких как Швеция, Австрия, Нидерланды, Швейцария, а также таких стран, как Австралия, ЮАР, Турция, Мексика.

    Данные 112 опрошенных лизинговых компаний показывают, что этот рост, по всей видимости, не является случайным или разовым скачком, а носит фундаментальный характер. Об этом говорят несколько статистических показателей.

    Во-первых, прирост выручки лизинговых компаний оказался примерно равен приросту нового бизнеса. По итогам первого полугодия 2007 года лизинговые компании получили 95% выручки всего 2006 года. 

    Во-вторых, вырос суммарный размер собственного капитала лизинговых компаний. Для 104 негосударственных  лизинговых компаний этот показатель составил 29,5 млрд рублей по состоянию на июль 2007 года. По сравнению с 2005 годом этот показатель вырос более чем в два раза. Отставание прироста капитала от прироста выручки и нового бизнеса объективно, так как изменения в капитале — это ответственный шаг для компании, который обычно планируется и осуществляется за срок, больший, чем полгода.

    Рост  рынка лизинга не был вызван какими-то особыми событиями. В первом полугодии 2007 года трудно даже отметить какие-то существенные новые факторы, способные повлиять на рост рынка. Можно выделить лишь то, что в конце 2006 года громко заявили о себе две крупнейшие лизинговые компании, до того фактически бывшие в тени, — «ВТБ Лизинг» и «Бизнес Альянс». Портфель «Бизнес Альянса» превысил миллиард долларов, а портфель нового бизнеса «ВТБ Лизинга» по итогам года может составить 3–4 млрд долларов. Существенное значение имеет и инвестиционная программа ОАО «РЖД», по которой ежегодно осуществляется лизинговое финансирование подвижного и тягового состава на сумму более миллиарда долларов.   
 

Объемы  и темпы роста российского  рынка лизинга в 1998–2007 годах15

  1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 1п/г  2007 2007. прогноз
Объемы  рынка, млрд $* 1,4 0,4 1,2 1,7 2,5 3,9 6,4 9 15,1 14 24
Прирост к предыдущему году , % Нет данных Спад в 3,5 200 42 47 56 64 41 68 86** 59

            * новые лизинговые  средства, включая НДС

            ** прирост к первому  полугодию 2006 года. Объем новых  сделок за полугодие оценен  как половина сделок за год.  Такой подход к оценке использован для того, чтобы оценить ожидаемый прирост за весь 2007 год по отношению к 2006 году. В действительности,  в первом  полугодии 2006 года было заключено меньше сделок, чем во втором.  По данным ряда компаний, в 2007 году распределение сделок по полугодиям будет более равномерным. Примечание:  приведенные темпы роста – это реальные темпы роста, без переоценки за счет изменения валютного курса. В то же время темп роста не очищен от рублевой инфляции. 

    В основе роста рынка лежат фундаментальные  факторы, значение которых если и может иссякнуть, то еще не скоро. Во-первых, это крайне высокий износ основных фондов во всех отраслях экономики. Во-вторых, стабильная макроэкономическая ситуация и рост большинства отраслей на протяжении ряда лет. В-третьих, пока еще незначительная доля лизинга (как и кредитов) в ВВП и в инвестициях по сравнению с развитыми странами.

    Доля  лизинга в ВВП в 2007 году, по нашей  оценке, составит 2,1%, в инвестициях  в основные средства — 11%. Таким образом, доля лизинга в инвестициях в  основные фонды по итогам 2007 года может превысить аналогичный показатель для банковских кредитов.

    В настоящее время структура рынка  по видам предметов лизинга —  это фактически наглядный рейтинг  сегментов, наиболее привлекательных  для лизинговых инвесторов (за исключением сельхозтехники, где особенно велико влияние государственного лизинга). Первые места стабильно занимают автотранспорт и железнодорожный подвижной состав — наиболее ликвидные активы. В сумме на них приходится половина всех лизинговых сделок.

    Практически все новые лизинговые компании с иностранным капиталом, выходящие на российский рынок, начинают работать в секторах лизинга автотранспорта и подвижного состава. Благодаря более низким ставкам привлечения финансирования и совершенным технологиям бизнеса они успешно конкурируют с российскими компаниями в этих сегментах, а вскоре начнут и вытеснять их.

    Сегменты, имеющие наибольший рыночный потенциал  в этом контексте, — это лизинг строительной и дорожно-строительной техники, лизинг сельскохозяйственной техники, пищевого оборудования, машиностроительного и технологического оборудования, полиграфического, деревообрабатывающего и целлюлозобумажного, лесозаготовительного, компьютеров и т.д. Потенциал этих сегментов обусловлен также довольно высокой ликвидностью лизинговых активов в большинстве из них, относительно небольшим объемом сделок, высоким дефицитом финансирования в большинстве из названных сегментов. Можно ожидать усиления конкуренции и в сегменте телекоммуникационного оборудования.

Информация о работе Лизинг в России: проблемы и перспективы