Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 17:25, реферат
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
1. Вертикальные и горизонтальные потоки информации в организации, их эффективность………………………………………4
2. Вербальное общение как тип социально-психологической коммуникации…………………………………………………………7
3. Дисфункции вербальной коммуникации, конфликтогены и конфликтное поведение…………………………………………………..10
4. Вербальные приемы управления организационным поведением..................................................................................................17
5. Вербальные формы наказания………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..24
Прием: Синоним со знаком «плюс»
Когда вы слышишь в свой адрес обидные слова, вспомните домовенка Кузю и его ставшую знаменитой фразу: «Я не жадный, я домовитый!» Лучше примера того, что такое синоним со знаком «плюс», не найти. Просто «переводите» «минусы» в «плюсы». Вас несправедливо упрекают: «Какая же ты лентяйка!», а вы отвечайте: «Я силы для подвигов экономлю!» На «свинарник в комнате» парируйте - «творческий беспорядок», на эпитет «тугодумка» - «креативно мыслящая»: пусть поломают голову, что за «креатив» такой! Даже не пытайтесь высказать оппоненту, что его замечания неуместны и невежливы. Процесс воспитания закончился годам к пяти, так что не теряйте зря время и нервы.
4. Вербальные приемы управления организационным поведением.
Во время общения с партнером на наши органы чувств поступает огромное количество сигналов. Но не все они осознаются. Например, вы беседуете с человеком, но не можете, закрыв глаза, назвать цвет его галстука. Сигнал, который воздействовал на наши органы чувств, но не зафиксирован, может и исчезнуть для вас бесследно, а может и не исчезнуть. Все зависит от того, насколько этот сигнал значим для данной личности, несет ли он в себе достаточный эмоциональный заряд для нее. Минуя сознание, эмоционально значимый сигнал остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционального отношения.
Что же произойдет, если в процессе общения послать партнеру сигналы таким образом, чтобы, во-первых, сигнал имел для партнера достаточное эмоциональное значение, во-вторых, чтобы это значение было для него позитивным, а в-третьих, чтобы партнер не осознавал этот сигнал? Возникает такой эффект: партнер по общению будет утверждать, что "чем-то это общение было приятным", "что-то в нем есть располагающее". Если же делать это с данным партнером не один раз, то у него будет вырабатываться достаточно стойкое эмоционально-позитивное отношение. Расположив таким образом к себе человека, т.е. сформировав аттракцию, вы теперь с большей вероятностью добьетесь принятия им вашей позиции, его внутреннего согласия с ней.
С помощью этих приемов нельзя никого и ни в чем убедить и ничего никому доказать, а можно лишь расположить к себе собеседника. Много это или мало для повышения эффективности вашего делового общения - пусть каждый из вас решит сам.
Какие же это приемы?
Прием "имя собственное".
Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Д.Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека - самая приятная мелодия. Каков же психологический прием возникновения приятного ощущения, когда человек слышит обращенное к нему его собственное имя?
Вот его составляющие.
1. Имя, присвоенное
данной личности, сопровождает его
от первых дней жизни и до
последних. Имя и личность
2. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, - это "обезличенное" обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных служебных функций. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят его имя (а имя - символ личности), таким образом, вольно или невольно, показывают внимание к его личности.
3. Каждый человек
претендует на то, что он личность.
Когда же эти претензии не
удовлетворены, когда кто-то
4. Если человек
получает подтверждение, что
5. Чувство удовлетворения
всегда сопровождается
6. Человек всегда
стремится к тому, кто (что)
вызывает у него положительные
7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.
Попробуйте, например, встречаясь утром со своими коллегами или подчиненными и приветствуя их, прибавить к фразе "доброе утро" (психологически более приятной, чем слово "здравствуйте") имя-отчество каждого из них, и вы вызовете к себе пусть не ярко выраженные, не осознаваемые, но положительные эмоции. Беседуя с человеком, время от времени обращайтесь к нему по имени-отчеству. Необходимо использовать этот прием не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе собеседника заранее, а не тогда, когда вам от него что-то нужно.
Старайтесь сразу запомнить имя-отчество человека, с которым вы беседуете впервые. Это вызовет у вашего собеседника положительные эмоции, которые вернутся к вам же. Некоторым трудно запоминать имена других людей. Для того чтобы лучше запомнить имя, найдите повод, чтобы тотчас произнести его вслух. Быстро переберите в памяти имена знакомых (и великих людей) для установления ассоциативных связей. Конечно, бывают ситуации, когда нужно запомнить большое количество имен. Тогда нужно специально выделить некоторое время и постараться сделать это. Затраченное время окупится сторицей.
Прием "личная жизнь".
У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком повести разговор в русле его выраженного личного интереса это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.
Время от времени беседуйте со своими подчиненными по вопросам, значимым для них в их личной жизни, проявляйте интерес к их чувствам и переживаниям. К примеру, одна из сотрудниц увлечена выращиванием кактусов и часто говорит о них. Всем это уже порядком наскучило. Наберитесь терпения, поговорите с ней о них хотя бы в течение нескольких минут.
Кто в этой ситуации проиграл? Несколько минут потерянного времени на выслушивание ненужной информации - это на одной чаше весов, а на другой - ваш единомышленник-подчиненный.
Заканчивая
описание приемов, с помощью которых
можно расположить к себе человека,
следует сделать несколько
1. Использование
этих приемов на практике
2. Знакомясь с этими приемами, вы не раз ловили себя на мысли, что раньше вы их иногда применяли. Но заметим следующее:
- вы применяли эти правила в отношениях личного плана;
- вы делали это интуитивно, не всегда осознавая, что используете психологический прием формирования аттракции;
- применяя эти приемы интуитивно, вы не подозревали, что воздействуете на сферу бессознательного, а не на сознание человека, на его рациональную мыслительную деятельность;
- многие делали это от случая к случаю, без определенной системы. Надеемся, что сейчас вы будете использовать эти приемы преднамеренно, осознанно и целенаправленно.
3. Последняя
рекомендация связана с таким
психологическим приемом, как
"иллюзия запоминания". Можно
ли пользоваться таблицей
Прием “золотое слово”
"Золотое слово" - это комплимент. Комплименты - это слова, содержащие небольшое преувеличение в оценке положительных качеств человека (по мнению Панасюка). С научной точки зрения, комплимент - это динамическая система логически упорядоченных вербальных знаков, несущих позитивную, подчеркивающую значимость личности, информацию.
В этом смысле использование комплимента в общении будет приемом формирования аттракции.
В основе психотехники комплиментарного воздействия на личность лежит феномен психологического внушения. Под внушением в психотехнологии понимается создание у партнера определенного состояния или побуждения к определенным действиям.
Комплимент создает очаг раздражения в коре головного мозга и формирует как бы заочное удовлетворение потребности в самосовершенствовании. Эмоционально окрашенный словесный текст комплимента формирует в сознании партнера по общению новое представление собственного "Я" и дает стимул к действиям. Однако фактически потребность в самосовершенствовании при этом не будет удовлетворяться, но реальными будут ощущения ее удовлетворения и возникшее на этой почве положительные эмоции.
5. Вербальные формы наказания.
Наказание — весьма деликатный вопрос и использовать его надо с особой осторожностью. Работник, личное достоинство которого задето грубым замечанием руководителя, больше думает не о том, чтобы впредь не допускать ошибок, а о том, как отомстить руководителю, унизившему его в присутствии товарищей.
Если поощрение всегда должны быть гласными, то наказывать гласно нужно, лишь в тех случаях, когда проступок подчиненного известен всему коллективу.
Наиболее распространенное наказание — устный выговор. Объявить выговор подчиненному руководитель должен, как правило, наедине. Вначале необходимо подчеркнуть его достоинства и заслуги, выразить общее к нему положительное отношение и лишь, затем высказать соглашение по поводу его упущений или проступков. Такой выговор действует, как правило, неизмеримо сильнее, чем публичная «экзекуция», которая включает разнообразные психологические механизмы защиты личности и нивелирует воспитательное воздействие такого наказания
К жесткой критике в присутствии коллег прибегают лишь как к крайней мере, если не помогают никакие другие средства принуждения.
Известно, что управление основано на эффективном обмене информацией между управляющей и управляемой подсистемами. Не следует полагать, что от руководителя должны исходить одни только команды — чрезвычайно важной его функцией является хорошее информирование подчиненных (о событиях в мире, новостях науки и техники, новых задачах организации, событиях в городе и др.). Особенно важно информировать подчиненных о значении их работы и о том, что в наибольшей степени затрагивает их интересы — заработной плате, премиях, перспективах продвижения, оценке их деятельности и др.
Недостаточная информированность работников приводит к конфликтам, недоразумениям, недовольству, забастовкам.
Информация, поступающая к руководителю от подчиненных тоже далеко не всегда должна носить производственный характер. Руководитель должен многое знать о своих подчиненных, интересоваться их жизнью — это очень важный психологический момент в работе руководителя, особенно в больших коллективах, где всегда велика опасность, что человек может «потеряться» Человек, считающий, что руководитель не интересуется им, теряет интерес к работе. Умение замечать человека, назвать его просто по имени, поздороваться с ним, поздравить с днем рождения, проявить интерес к его семейным делам это эффективный способ повысить настроение людей, установить дружескую атмосферу в коллективе.
Не правы те руководители, которые считают, что для работника должны быть установлены жестко ограниченные рамки. В этом случае человек может выполнять свою работу очень хорошо, но общее дело из-за отсутствия инициатив терпит крах, особенно в современных, быстроменяющихся условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно, понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена Д. Лондона, который, решив стать писателем, ежедневно стал учить определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас надо как тем, у кого он невелик, так и тем, чья профессия этого требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.
Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей.
Информация о работе Личность в структуре вербальных коммуникаций организации