Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций
Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
В то же время особый налоговый режим для новых инвестиционных проектов в современных российских условиях позволяет достичь весьма значимых результатов. Так, администрация Новгородской области установила налоговые льготы для инвестиций на территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области в будущем.
К регулирующим воздействиям
администрации относится
Выделение соответствующих зон использования земли для жилищного строительства, для торговли и бизнес-центров, для промышленного использования оказывает влияние на частных инвесторов, планирующих развитие своей деловой активности. При планировании и осуществлении того или иного строительства можно изменять обычные правила застройки, тем самым предоставляя конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы.
Регулирование порядка застройки может дать весьма ощутимый эффект в длительной перспективе. Однако получение соответствующего эффекта возможно только при условии проработки стратегических планов развития города, при четком выделении долгосрочных и краткосрочных целей его развития.
Прямая кооперация администрации и бизнеса. В случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Примерами такого рода могут служить проекты "Сити" и "Манежная площадь" в Москве. Будучи масштабными долгосрочными проектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаев для координации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в смешанных компаниях всегда наблюдается конфликт интересов частного и общественного секторов, всегда сложно до конца согласовать интересы развития города конкретными интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем, находиться под авторитетным и влиятельным руководством со стороны местной администрации.
Общемировой тенденцией
последних лет стал рост числа
организаций
Обеспечивая процесс экономического развития региона, руководители местной администрации подчас действуют как посредники, как "создатели коалиций", помощники реальных действующих лиц, используя разнообразные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководителей крупнейших предприятий и работодателей региона. В такой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обучения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.
Инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне, как показано на рис. 3, являются создание общих условий бизнеса (дорога, связь, офисы, рыночная инфраструктура), регулирование деловой
активности (местные налога, зонирование, особые условия), прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).
Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона, при этом весьма важным аспектом составления таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.
Независимо от того, какие
конкретные методы управления развитием
региона применяет
Рис. 3. Виды воздействия на экономическое развитие региона
В современных условиях возрастает значение межрегионального обмена. Однако доля межрегионального оборота в стране по отношению к ВВП, составлявшая, по экспертным оценкам, в 1990 г. 22%, в настоящее время снизилась до 12-14%. Наряду с сокращением производства и общей емкости товарного рынка падение межрегионального обмена обусловлено значительными негативными изменениями ценностных соотношений обмениваемой продукции и потерей конкурентоспособности многих производств на внутреннем рынке.
Наиболее сильное
При анализе современного уровня развития межрегиональных экономических связей (МЭС) и оценке их на перспективу критерием результативности может служить максимальное удовлетворение потребностей отраслей региона в необходимых ресурсах, а его населения — в товарах и услугах, как за счет собственного производства, так и за счет ввоза из других стран и областей. Перспективы участия регионов, субъектов РФ в международном разделении труда в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности определены Указом Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» (от 3 июня 1996 г.).
Государственное регулирование
внешнеэкономической
Система государственного регулирования ВЭД включает: программные методы: межправительственные договоры, госзаказ, госконтракт, федеральные, региональные программы; экономические методы: прямое регулирование, лицензирование, квотирование, дотации и субвенции, прямое финансирование, централизованные вложения; косвенные методы: регулирование цен, таможенное регулирование, страхование валютных рисков, страхование экспортных кредитов. Программно-целевой метод управления развитием внешнеэкономической деятельности региона предполагает разработку долгосрочных договоров, соглашений о сотрудничестве с территориально-экономическими структурами стран дальнего и ближнего зарубежья; решение важных народно-хозяйственных задач на основе последовательного включения отраслей специализации в систему мирохозяйственных связей.
Россия, сосредоточивая в настоящее время примерно две трети экономического потенциала бывшего СССР, занимает лидирующие позиции среди стран — членов СНГ в развитии международного экономического сотрудничества, реализации интеграционного потенциала, формировании единого рыночного, экономического и информационного пространства.
Субъектами РФ подписано
с административно-
Продукция нефтехимического комплекса в значительных объемах направляется в Москву, Красноярский край, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую области. Поставки из СНГ продовольственных товаров и сырья для их производства занимают значительный удельный вес в потреблении Москвы, Санкт-Петербурга, Брянской, Нижегородской, Саратовской и Челябинской областей. По продукции машиностроения в 38 субъектах РФ (или 48%) импорт превышает экспорт.
В то же время сохраняются традиционные производственные связи. Страны — участницы СНГ остаются основными потребителями продукции российских регионов: Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Алтайского края, Республики Мордовии, Калужской, Липецкой, Курской, Омской, Тверской, Томской, Ярославской областей. Это свидетельствует о высоком уровне интеграционных связей. В целях сохранения и повышения эффективности интеграционного потенциала администрации субъектов РФ разрабатывают согласованные программы (прогнозы) торгово-экономического и кооперационного сотрудничества со странами СНГ на перспективный период.
Постоянно возрастает роль
действующих межрегиональных
Региональный рынок
труда. Миграция рабочей силы. Факторы,
определяющие миграционные процессы.
Экономические и социально-
В условиях становления и развития рыночных отношений проявляются определенные закономерности в размещении производительных сил. Они формируются в результате взаимодействия законов общественного развития на определенном историческом этапе.
Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение и принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения производства в определенный период экономического развития страны.
Также в теоретическом обосновании размещения производства важную роль грают многообразные факторы, определяющие локализацию производства, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, на формирование территориальных комплексов различного ранга - экономических районов, республик, областей, внутрирайонных ТПК.
1.Закономерности размещения производительных сил.
Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территорией.
Для современного состояния
экономического развития особое значение
приобретает рациональное размещение
производительных сил, позволяющее
обеспечивать большую эффективность производства, получать
максимальную прибыль при бережном, рациональном
использовании природно-ресурсного потенциала,
сохранении улучшении экологических условий
жизни населения. Особенно большое значение
имеют комплексное использование природных
ресурсов, внедрение безотходных технологий
при переработке сырья и топлива. При современном
размещении производства в условиях нарождающегося
рынка особое значение имеют структурная
перестройка всей хозяйственной системы,
социологизация экономики, выравнивание
уровней экономического развития отдельных
регионов РФ. Совершенствование территориальной
структуры хозяйства, обеспечение рационального
сочетания экономического и социального
развития каждого субъекта федерации,
региона, национальных образований должны
быть направлены на улучшение их взаимодействия
в хозяйственном комплексе России, комплексность
их развития, формирование территориально-
Важнейшие закономерности размещения производства в условиях развития рынка состоит в следующем:
- рациональное, наиболее
эффективное размещение
- комплексное развитие
хозяйства экономических
- рациональное территориальное размещение труда между регионами в пределах их территорий;
- выравнивание уровней
экономического социального