Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Файлы: 1 файл

Лекция по регионал. экономике .doc

— 1.11 Мб (Скачать)

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СЕГОДНЯ.

Формируя современную территориальную стратегию необходимо учитывать определенное диалектическое противоречие. С одной стороны, децентрализация власти и управления создает условия для действенной региональной политики, посредством которой возможно многих территориальных проблем. Но с другой - любая мера децентрализации сужает возможности централизованного воздействия на территорию страны в целом и, значит, решение вопросов, выходящих за пределы регионов, затрагивающих интересы государства. Это означает, что необходимо разведение целей стратегии территориального развития по их значимости и по уровням того механизма, который их в состоянии реализовать.

Такого рода регулирование территориального развития в масштабах страны не может  обойтись без специального документа. Он должен носить стратегический характер и охватывать все важнейшие стороны территориального развития страны. Такого рода общенациональные программы уже много лет существуют практически во всех развитых странах.

Во Франции это "Региональный план социально-экономического развития и устройства территорий", в Германии - "Федеральная программа организации пространства", в Японии - "План всестороннего развития территории страны". Различными являются сроки действия таких программ, есть определенная специфика и в их содержании. Однако, три обстоятельства являются общими для программ всех стран: во-первых, все они исходят от государства, им разрабатываются и реализуются (хотя и не только им). Естественно и ответственность за осуществление программ лежит на государстве, в том числе и финансовая. Во-вторых, такого рода программы, являются документами именно территориального регулирования, направленными на организацию, устройства территории страны в целом, что не исключает, а предполагает дифференцированное отношение к тем или иным регионам. В-третьих, программы реализуются как с помощью административных рычагов, так и экономических.

В функциональном отношении подобные программы решают две главные  задачи.

1. Это документ централизованного  регулирования территориального  устройства страны в целом.

2. Программа является регламентирующим  документом, т.к. содержит в себе  механизм ориентированный на  недопущение таких действий субъектов  территориальной политики, которые  могут иметь негативные последствия. 

Опыт разработки программ обустройства территорий развитыми странами свидетельствует о необходимости некоторых обязательных составных элементов. Среди них:

1) социальные установки  программы. Здесь могут ставиться  вопросы качества среды обитания, снижения уровня безработицы  и т.д.;

2) общие установки  по регулированию размещения  производства. Начиная с 60-х годов  программы такого рода (Великобритания, Япония, Франция)главным направлением  в этой сфере считают предотвращение  избыточной концентрации производства, разгрузку регионов и агломераций;

3) политика в сфере  расселения;

4) общенациональные инфраструктурные  проекты - транспорт, связь, информация.

5) региональный разрез  общенациональных программ: выделение  регионов, нуждающихся в первоочередном  гос. субсидировании, либо поддержке иными средствами.

Важной составной частью регулирования территориального развития общества является специфическая городская  политика. Далеко не случайно движение Запада в сторону осознания необходимости  государственного программирования территориального развития начиналось именно с городского уровня.

Современная территориальная  стратегия нуждается в существенной корректировке. Суть дела в том, что  городская политика должна исходить не только из собственно городских  проблем. Регулирование развития городов позволяет значительно изменять территориальную структуру производства и его организацию на обширных территориях. Важно и то, что объектом регулирования воздействия западных программ выступают не только сами города, но и регионы. Важно подчеркнуть, что городская политика в развитых странах по существу смыкается с региональной политикой.

Весьма характерна в  этом смысле действовавшая в Японии городская политика. В ее рамках были определены так называемые "зоны стимулирования передислокации" промышленного производства. Деконцентрация здесь выступила только как средство, а что касается целевых установок, то они и социальные, и экологические. Городская политика опирается на разветвленный экономический механизм - субсидии местным властям для финансирования производственной инфраструктуры, создания промышленных парков, прямые займы и льготы частным фирмам, от которых также зависит реализация программ. Однако и административное регулирование не сбрасывалось со счетов: в Японии был принят специальный "Закон о стимулировании перемещения промышленности". Широко практиковались административные меры в Великобритании в отношении перегруженного юго-востока страны, во Франции - при регулировании так называемого Парижского городского района.

В современных условиях городская политика направлена на решение двух важнейших задач.

Во-первых, необходимо глубокое осовременивание хозяйственной  структуры промышленных городов. В  частности, освобождение их от рутинного  производства, материало- , водо- и трудоемких производств, и наращивание высокотехнологичных и наукоемких производств.

Изменение структуры  хозяйства городов базируется, прежде всего, на изменении форм собственности  предприятий, а, следовательно, и на смене системы управления городским  хозяйством.

Во-вторых, важной задачей городского регулирования становится формирование качественно новой системы территориальной организации производства и среды обитания, на основе глубоко интегрированных систем; информационной, производственной и социальной инфраструктуры, транспортной сети и т.д.

Heт сомнений в том,  что городская политика сопряженная  фактически с регулированием  развития целых регионов позволила  развитым странам решить проблемы  построения постиндустриального  общества. Поэтому сегодня перед  нами стоит задача не только  хозяйственной перепрофилизации городов, но и организации в них принципиально иной социальной среды и среды обитания.

Таким образом, именно города со специфической внутренней структурой, становятся точками роста национальной экономики. Реформы в сфере городской политики должны проводиться в рамках программы регионального развития. Одним из перспективных вариантов нам представляется разработка и реализация концепции "открытого" города.

Понятие "открытости", как формы либерализации экономики, уже довольно давно и активно используется политиками и экономистами. Однако, форм либерализации достаточно много. Сюда относятся образования различные по территориальному, режимному и функциональному типу. С этой точки зрения нам представляется необходимым более четко определить понятие "открытого" города.

"Открытый" город  - не является экстерриториальным  образованием и, с точки зрения  таможенного законодательства, находится  в пределах таможенной территории  государства. Однако, в отличие  от других субъектов региональной  политики, имеет значительно большие полномочия, по ведению предпринимательской и внешнеэкономической деятельности. Полномочия "открытого" города определяет специальный экономико-правовой режим (СЭПР), предусматривающий определенные налоговые, таможенные и финансовые преференции.

Необходимо подчеркнуть, что концепция "открытого" города не имеет специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. В городе создаются льготные условия  для инвестирования капитала (независимо от страны его происхождения) и осуществлении каких-либо видов деятельности.

Главная цель установления режима открытости в пределах города - это решение местных экономических, социальных и экологических проблем  с учетом общегосударственных хозяйственных  задач на основе совместного предпринимательства. Наиболее актуальны следующие из них:

• привлечение и эффективное  использование современной технологии, управленческого опыта, дополнительных финансовых и материальных ресурсов;

• развитие социальной и  производственной инфраструктуры;

• наращивание экспортного потенциала региона;

• реконструкция промышленных предприятий и коммунального  хозяйства;

• привлечение иностранных  инвестиций с целью создания предприятий  с высокой оборачиваемостью капитала;

• подготовка квалифицированных  кадров для предпринимательской деятельности.

Открытому городу предоставляются  следующие права:

• организация и регистрация  субъектов предпринимательской  деятельности;

• установление размеров налоговых и иных платежей, транспортных тарифов,

• сроков амортизации и др. льгот инвесторам;

• установление режима выдачи лицензий на ввоз/вывоз товаров и  услуг;

• создание внешнеторговых компаний и ассоциаций делового сотрудничества;

• исходя из принципа самоокупаемости  и самофинансирования, непосредственное осуществление предпринимательской деятельности.

Режим "открытого" города обладает еще одной важной особенностью. Открытость является многослойной или  многоуровневой. Под этим подразумевается  различный статус субъектов "открытого" города. Одни из них пользуются общими преференциями, предоставляемыми СЭПР, другие - могут сформировать специализированные субзоны. Однако, если открытость базируется на режимном подходе (т.н. беспроволочная зона), то в основе субзон лежит территориальный подход. Специализированные субзоны создаются в административных границах города на базе существующих производственных, научных, торговых и др. комплексов и рассматриваются как территории, расположенные за пределами таможенной границы. Таким образом, речь идет о возможности создания локальных СЭЗ в пределах города. Необходимо подчеркнуть, что режим СЭЗ автоматически не распространяется на субъектов "открытого" города.

В целях привлечения  инвестиций, современной технологии и управленческого опыта предлагается следующая последовательность формирования и развития открытой экономики города:

• введение в административных границах города "открытого" режима;

• формирование локальных  СЭЗ в пределах города;

• разработка комплексной  программы развития СЭЗ на основе совместного использования инфраструктуры города.

Быстрый оборот торгового, промышленного и финансового  капитала; отработка хозяйственного механизма функционирования локальных  СЭЗ позволят привлечь крупные иностранные  инвестиции, создать конкурентноспособное наукоемкое производство.

Результаты хозяйственной деятельности должны быть направлены, в первую очередь, на обеспечение приоритетного развития социальной сферы, обеспечение трудоспособного населения рациональной занятостью.

Обсуждение "Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу" представленных правительством РФ в Госдуму страны и альтернативного документа "Концепция стратегического развития России до 2010 года", разработанного рабочей группой под руководством члена президиума Государственного Совета РФ В.И.Ишаева в апреле 2001 года, не продвинуло ситуацию ни на шаг вперед.

Современная политико-территориальная  структура российского общества сложилась в результате исторического  развития и преобразований, произошедших в последнее десятилетие реформ. Россия находится на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому). Но преждевременно говорить, что такая тенденция сегодня устойчива и необратима. Россия не имела, характерных для Запада демократических традиций и политической культуры. Российское общество глубоко отличалось от западных почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией, преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. Государственное управление обществом, характерное для советского периода, во многом было отторгнуто изменившимися условиями жизни. Что потребовало изменения, как в системе власти, так и в характере управления органами власти, перераспределение полномочий федерального Центра и субъектов Федерации.

Современное российское общество находится в переходном состоянии. Изменение коснулось  как государственных органов власти, так и структуры самого общества. Постепенно происходит социальное структурирование общества, складываются пока не четко очерченные группы интересов, появляется социальная база для "классовых" партий. Современная политическая культура в России имеет недолгую историю. Партийная система находится в процессе становления. Общество не совсем структурировано, и интересы многих групп населения остаются не представленными в политическом процессе.

Современное российское общество еще нельзя назвать зрелым гражданским обществом, судебная система слаба и не полностью независима, парламент в основном подконтролен президенту. В обеспечении эволюции гражданского общества должны сыграть свою роль государственные институты, судебная система, политические партии, профсоюзы, общественные организации и движения. В целом, однако, их функционирование в решающей степени определяется уровнем политической культуры. Предстоит длительный период овладения политической культурой и активизации общественно-политических организаций и движений.

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"