Лекции по "Региональная экономика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Лекция №1 Регион как объект хозяйствования и управления
Концепция-идея развития региона. Структура концепции. Процесс целеполагания в регионе. Реализация стратегических целей региона. Региональная инвестиционная политика. Необходимость поддержки депрессивных регионов.
Стратегия регионального развития экономики рассматривается как истема мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Файлы: 1 файл

Лекция по регионал. экономике .doc

— 1.11 Мб (Скачать)

Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением  математических методов, т.е. региональным моделированием, называется регионометрикой.

По мнению академика Н. Некрасова, основой региональных экономико-математических моделей являются следующие положения:

• социально-экономические аспекты  каждого конкретного региона  рассматриваются как основная часть  общей системы регионов страны; отсюда вывод: оценка различных вариантов эффективного формирования региона исходит из оптимальных территориальных экономических пропорций национального хозяйства на определенный период;

региональные территориальные  модели корректируют отраслевые модели размещения экономики на основе территориальной социально-экономической информации перспективного баланса природно-ресурсного и трудового потенциала, сети городских и сельских поселений, транспортных связей и т.д.;

• региональные модели неразрывно связаны с моделями территориальных  пропорций, с отраслевыми экономико-математическими расчетами и представляют органичную часть общего научно-методического подхода к вариантной оценке перспективного размещения производительных сил и оптимального формирования экономики всей системы регионов.

6. Программно-целевой  метод 

Этот метод чаще всего  используется при разработке схем размещения производства на территории региона  на первых этапах планирования и прогнозирования, с выработкой соответствующих целевых  программ. Он предусматривает рассмотрение:

• вариантов различных  уровней развития хозяйства тех  или иных регионов;  
• вариантов территориальных экономических пропорций по регионам;  
• вариантов структуры экономического развития отдельных регионов.

Лекция №3 Основные задачи региональной экономики и управления

Региональная наука  и место в ней региональной экономики. Объекты пространственного  анализа. Понятие и общая характеристика регионоведения. Предмет и методы регионоведения. Характеристика основ  регионального развития. Формирование и функционирование социально-экономического комплекса региона. Региональное управление в условиях федерализма.

Методы, используемые для  анализа территориальной организации  хозяйства. Основные задачи региональной экономики и управления.

Современный этап развития теории и практики микрохозяйствования характеризуется масштабными и качественными преобразованиями, происходящими в различных областях жизнедеятельности общества и государства. Эти преобразования оказывают активное влияние на содержание функций органов государственного и хозяйственного управления региональной экономикой. Поэтому специалисты должны правильно оценивать суть социально-экономических перемен, происходящих в экономике страны, оперативно принимать хозяйственные решения, которые соответствуют не только целям и задачам настоящего, но и перспективам будущего прогресса общества и государства.

Региональная экономика - сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-техническая  система. Она обладает совокупным экономическим  потенциалом: природно-ресурсным, производственным, трудовым, научно-техническим.

В национальной хозяйственной  системе выделяет несколько уровней, взаимодействующих в едином экономическом  поле или экономическом пространстве страны.

1. Межстрановый уровень,  т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики РФ со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.

2. Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т.е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.

3. Региональный уровень,  т.е. уровень взаимосвязей экономики  каждого из 89 субъектов РФ.

4. Внутрирегиональный  уровень, представляющий собой  систему взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.

5. Комплексы отраслей  национальной экономики: АПК,  ВПК,ТЭК и др.

6. Уровень отдельных  отраслей национальной хозяйственной  системы — промышленность, строительство,  сельское хозяйство.

7. Внутриотраслевой уровень.  Например, уровень взаимосвязей  животноводство и растениеводства  в сельское хозяйство, гражданского, промышленного и жилищного строительство  в строительство и др.

8. Уровень взаимосвязей  объединений предприятий, организаций всех видов в промышленно-финансовые группы.

9. Уровень отдельных  организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством  страны, ее Гражданским кодексом.

10. Внутрипроизводственный  уровень: цеха и службы предприятий,  компаний, фирм, организаций, объединений и д.р.

Все уровни функционирования экономики страны объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи опосредованы:

- формами собственности, 

- движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов,

- потоками денежной  массы (наличных и безналичных  денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя),

Все взаимоотношения  регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и  хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.

Деятельность отдельных  составляющих региона приводит к  конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей  этой деятельности.

Все социально-экономические  процессы, протекающие в региональной хозяйственной системе охватывают материальные, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:

1. производство,

2. распределение, 

3. обмен, 

4. потребление. 

Все процессы воспроизводства  развиваются по объективным экономическим  законам, не терпят волевого вмешательства  в их содержание и развитие,

находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения, поддаются научному познанию, изучению, а, следовательно, и управлению в интересах определенных целей,

требуют комплексного профессионального  подхода в своем познании и  управлении.

Весь производственный процесс можно свести к трем параметрам:

- объем процесса как  в натуральном, так и в стоимостном  выражении, 

- темп развития (спад  или подъем),

- пропорция (соотношение  в развитии данного социально-экономического, технологического или другого процесса с другими процессами).

В эффективном управлении развития хозяйства с учетом интересов  государства и общества большую  роль играет экономическая наука (ЭН), которую можно рассматривать  как отрасль региональной экономики. При этом ЭН решает ряд следующих важнейших задач:

1) на основе изучения  объективных экономических законов  она исследует специфические  формы их проявления в виде  закономерностей, объемов, темпов, пропорций развития социально-экономических  процессов расширенного 

воспроизводства;

2) это область человеческой  деятельности, которая на основе  глубокого и обоснованного анализа  мировой и отечественной практики  исследует типы хозяйственных  систем, формы организации и управления  ими, разрабатывает хозяйственные  решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуют решения на макроэкономическом уровне с учетом протекающих социально-экономических процессов и явлений воспроизводства,

3) ЭН отражает макроэкономических  подход к воспроизводственному процессу,

4) наука — это область  хозяйственной практики, которая  имеет дело с социально-экономическими  процессами прошлого, настоящего  и будущего, причем знания прошлого  позволяют избежать ошибок в  настоящем и будущем, 

5) наука призвана изучать факторы, определяющие состояние, закономерности и тенденции развития хозяйственной системы региона, чтобы вносить коррективы в хозяйственные решения (пропущено слова) социальной, демографической, экономической, структурной, технико-технологической, инвестиционно - инновационной, денежно-кредитной, валютной, таможенной и других политик,

6) анализируются интегральные  показатели воспроизводственного  процесса, причем наука оценивает  тенденции развития хозяйственной  системы, ее (пропущено слова)  состояние и перспективы

РЭ как наука и  область хозяйственной" практики людей включает в себя следующие  составляющие части:

Объект науки, Предмет  науки,

Методологический инструментарий науки,

Субъект науки.

Объект науки- хозяйственная  система региона.

Предметом РЭ являются социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Инструментарий РЭ - теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций  параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны и ее населения.

Субъект PЭ — органы управления хозяйственной системы  региона, реализующие функции, цели и задачи, стоящие перед экономической наукой и областью хозяйственной практики.

Лекция №4 Территориальная организация  общества

Размещение промышленного  производства. Территориально-производственные комплексы. Размещение сферы услуг. Понятие и сущность регионального воспроизводственного процесса. Экономические категории и показатели регионального воспроизводственного процесса: совокупный общественный продукт региона; чистая продукция региона; использованный национальный доход; конечная продукция региона; необходимый и прибавочный продукт. Показатели эффективности регионального воспроизводственного процесса. Пропорции регионального воспроизводственного процесса. Характеристика шести групп пропорций: общеэкономические, структурные, социально-экономические, экономико-демографические, экономико-экологические, финансово-экономические. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Экономическая эффективность производства.

Россия особая страна не только по географическому протяжению, но и по тому, что российское общество вбирает в себя множество территориальных общностей, народов, этносов, обладающих своей культурой, традициями и верованиями. Россия - это вовсе не некий искусственный конгломерат территорий, наций, народностей, этносов, а единый нерасчленимый организм с общим для всех людей жизненным - природным и социальным — пространством. Народы и территории, вошедшие в состав российского государства на разных этапах его формирования, независимо от того, когда и как это произошло -добровольно или насильственным путем, на основе договорных или иных актов, уже в течение длительного времени составляют неразрывные части единого культурно-исторического и политико-экономического пространства. В этом единстве органически скреплены единые государственность, политическая и социокультурная система, единый образ жизни, с одной стороны, и этнонациональный, конфессиональный, национально-культурный плюрализм - с другой.

Российское общество, как и любая другая социальная система - это совокупность индивидов, групп, институтов. Система - это модель устойчивого, повторяющегося воспроизведения. Функции социальной системы - сохранение общества как системы. В России, как и в любом обществе, существуют общности: классовые, территориальные, корпоративные. Признаки социальной общности является: единство политических и экономических интересов; сплоченность и единство самих групп; уровень политической организованности; лидеры; место группы среди других групп; "вес" группы, ее влияние; политическая характеристика. Выразителями интересов групп являются партии, являющиеся важным элементом политической системы общества. Политическая - более общая форма власти, включающая в себя государственную. Государственная власть - форма политической власти располагающая монополией издавать и применять законы на всей территории государства.

Основным механизмом осуществления политической власти является влияние, а власть государственная  располагает всеми средствами оказания влияния, в том числе и принуждением. Основными функциями государственной власти являются: поддержание целостности общества, сохранение связей между людьми даже насильственными средствами; регулирование, упорядочивание общественных процессов; обеспечение общественного порядка. Целью власти является приобщение людей к официальным нормам и ценностям, а так же обеспечение преемственности власти.

Территориальная организация  общества, пространственная организация (территориальная структура) жизни  людей, сложившаяся на определенном этапе социально-экономического развития; включает размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование, территориальное разделение труда, экономическое или национально-этническое районирование, территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства. Также называют и совокупность процессов или действий, влияющих на территориальную организацию общества. В современной России проблемы регионального развития приобрели чрезвычайное значение. Эти проблемы тормозят реформы и искажают их содержание, влияют на экономику на всех уровнях - от федерального до муниципального, осложняют национально- и межнационально- этнические, конфессиональные, социальные отношения в стране, обостряют межрегиональные противоречия и территориальные диспропорции. Таким образом, нерешенность региональных проблем не просто отрицательно влияет на жизнь страны, тормозит ее выход из кризиса, но и угрожает территориальной целостности Российского государства.

К настоящему времени  в обществе уже сложилось представление об актуальности региональных проблем, их остроте, сложности, необходимости решать их, не откладывая в "долгий ящик". Однако выяснилось, что совсем не очевидно, как их решать: прежний опыт региональной политики оказался практически неосмысленным. Роль государства в развитии регионов на основе федерализма и рыночных отношений до сих пор остается неясной. В Российской Федерации отсутствует государственная стратегия регионального развития, призванная определять его предпосылки и механизмы на основе учета объективных законов развития территориальной организации общества (ТОО) и стратегических приоритетов.

Информация о работе Лекции по "Региональная экономика"