Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:21, курсовая работа
Цель работы: изучить механизмы корреляции безработицы и инфляции и различные модели их взаимосвязи; используя теоретический материал, подвергнуть анализу экономику Республики Беларусь в целях выявления существенных закономерностей между этими показателями макроэкономической нестабильности.
Введение ………………………………………………………………………… 4
1 Оригинальная модель взаимосвязи инфляции и безработицы:
исследование краткосрочного периода ……………………………………….. 6
1.1 Инфляция и безработица как основные проявления макро-
экономической нестабильности ……………………………………………….. 6
1.2 Традиционная кривая Филипса: сущность, история появления и
логическое обоснование ……………………………………………………….. 8
1.3 Связь между инфляцией и безработицей в краткосрочном периоде в экономико-математическом представлении ………………………………….. 10
2 Современный анализ связи между инфляцией и безработицей в долгосрочном периоде …………………………………………………………. 13
2.1 Стагфляция: первый удар по концепции Филипса ……………...………... 13
2.2 Теория адаптивных ожиданий: объяснение фиаско классической
кривой Филипса в долгосрочном периоде …………..…………………. ……. 15
2.3 Теория рациональных ожиданий и эффективность макро-
экономической политики ………………………………………………………. 17
3 Взаимосвязь инфляции и безработицы в Республике Беларусь …………... 20
3.1 Методологическая составляющая анализа взаимосвязи инфляции и безработицы в РБ ……………………………………………………………….. 20
3.2 Моделирование связей между инфляцией и безработицей в РБ на основе эмпирических данных ………………………………………………………….. 24
Заключение ……………………………………………………………………... 32
Список использованных источников …………………………………………. 33
Означает ли это, что государство ничего не может изменить, используя обычные макроэкономические методы? Согласно теории рациональных ожиданий, единственно возможная ситуация, когда действия властей действительно могут на время изменить уровни выпуска и безработицы, возможна, если изменения в экономической политике будут внезапными и непредсказуемыми. В таком случае в краткосрочном периоде будут происходить те же изменения, что описаны и в концепции адаптивных ожиданий, но в перспективе итог останется таким же: увеличение инфляции без изменения уровня безработицы. Тем не менее, возможности по совершению таких неожиданных ходов у политиков весьма ограничены. Это подводит нас к сравнению выводов из теории рациональных ожиданий с основными положениями классической теории: любое вмешательство государства в рыночную экономику заранее обречено на неудачу, поскольку полученные выгоды всегда будут меньше понесенных издержек.
Однако
не все экономисты соглашаются со столько
резкой формулировкой. Помимо сторонников
эффективности государственной политики
и приверженцев концепций адаптивных
и рациональных ожиданий, есть еще и так
называемые «центристы», которые признают
ограниченную эффективность воздействия
властей на экономику. Это связано с ожиданиями
субъектов экономики относительно темпов
роста цен. Присутствие множества разнообразных
факторов может замедлить рост цен в экономике
даже при серьезных изменениях в экономической
политике [4, c. 11].
К
ним можно отнести:
Задержка, вызванная перечисленными факторами, может различаться по времени и иногда (особенно в условиях проведения неожиданной экономической политики) может охватывать значительный период времени. Поэтому речи о полной неэффективности макроэкономической политики, скорее всего, не идет.
Тем
не менее, рассмотренные нами концепции
ясно отображают тот факт, что в
долгосрочном периоде кривая Филипса
принимает вертикальный вид. Это означает,
что возможности регулирования инфляции
и безработицы исключительно макроэкономическими
инструментами сильно ограничены. Или,
если подойти с той стороны, с которой
мы начинали анализ кривой Филипса, существенной
обратной связи между безработицей и инфляцией
в долгосрочном периоде не наблюдается.
3.1 Методологическая составляющая анализа взаимосвязи
инфляции и безработицы
в РБ
В настоящей главе, используя имеющийся теоретический материал, проведем анализ корреляции между тепами роста цен и уровнем безработицы в Республике Беларусь (далее – РБ).
Прежде чем приступать к моделированию, необходимо обратить внимание на некоторые особенности предстоящего анализа. Во-первых, необходимо учитывать, что РБ – страна с экономикой переходного типа, то есть находящаяся в процессе перехода к отношениям рыночного типа. Это обстоятельство существенно затрудняет применение любой традиционной рыночной модели при макроэкономическом анализе, поскольку нестабильная экономическая обстановка порой делает невозможным исполнение казалось бы самых незыблемых законов [11, XIII]. Так же как и другие нестабильные и плохо поддающиеся прогнозированию процессы (например, стагфляция), процесс перехода к рыночной экономике снижает релевантность эмпирических данных, которые могут быть получены неверным способом, обладать высокой дисперсией или испытывать влияние множества экзогенных факторов.
Во-вторых, следует отметить, что если данные по инфляции в РБ можно считать относительно достоверными, то официальная статистика по такому показателю как безработица, по мнению некоторых независимых экспертов, не отражает реального положения в экономике [12]. Такие же предположения высказываются и в ряде учебной литературы [5, c. 225]. Действительно, существование скрытой безработицы и неполной занятости существенным образом занижает показатели безработицы.
Примечательно, что государство не предпринимает активных действий по вычислению и публикации реального уровня безработицы. Здесь и далее под реальным будем понимать уровень, включающий не только официально зарегистрированных, но и незарегистрированных безработных, удовлетворяющих всем остальным (кроме, собственно, наличия регистрации) условиям, а также людей, занятых частично. Представление о реальном количестве безработных можно получить из выборочных обследований домашних хозяйств, которые ныне проводятся в нашей стране ежеквартально, а до 2007 года проводились ежегодно. Опросная форма таких обследований содержит все необходимые для этого инструменты (в частности, сведения о занятости / незанятости, ведении / не ведении поиска рабочего места, о достижении определенного срока, в течение которого индивид является безработным, и др.) [13]. Однако в официальных источниках статистики эти данные не публикуются [14]. Объяснением проведения подобной политики в отношении информации, на наш взгляд, может являться лишь внешняя привлекательность официальных итогов. Трудно представить, что аналитики, нуждающиеся в квалифицированной оценке состояния рынка труда, смогут адекватно использовать официальную статистику в своих изысканиях. Наиболее вероятно, что данные о реальном уровне безработицы имеются, но являются закрытыми для широкой общественности.
Указанная
проблема актуальна и для нашего
исследования. В связи с тем, что
никаких масштабных (во времени) исследований
рынка труда на предмет уровня
безработицы не проводилось, оценим
релевантность официальных
Например, обратимся к публикациям Независимого института социально-экономических и политических исследований (далее – НИСЭПИ). Согласно данным этой организации, в конце сентября 1998 г. в Минске на одного зарегистрированного безработного приходилось еще как минимум 6 незарегистрированных. Следующая оценка была сделана в 2002 г.: исследования показали, что безработица в РБ составила 9.1% [15].
Для того чтобы иметь возможность оценить реальную безработицу в каждом конкретном году, могут применяться несколько методик. Ни одна из них, к сожалению, не может быть источником достоверных данных, но может использоваться для оценки общих тенденций на рынке труда и корреляции официальных статистических итогов с реальным состоянием рынка труда.
Например, для оценки можем использовать данные Национального статистического комитета о числе граждан, обратившихся за получением статуса безработного, а также калькуляции потерь рабочего времени от неполной занятости. Граждане, обратившиеся в службу занятости, часто отказываются от постановки на учет, мотивируя это недовольством относительно предлагаемых вакансий (например, слишком малооплачиваемые), отсутствием вакансий по специальности, нежеланием участвовать в общественных работах и/или проходить через все необходимые бюрократические процедуры [16, с. 251]. Однако определенной части просителей организации отказывают все же по причине несоответствия их действительного положения статусу безработного, определенного законодательством. Допустим, что количество отклоненных заявлений по этой причине нивелируется количеством граждан, оставшихся без работы, которые соответствуют официальным критериям, но вообще не обращались за помощью в организации занятости. Потери рабочего времени рассчитаем в эквиваленте ежедневного невыхода на работу в среднем за год с корректировкой на среднюю продолжительность безработицы.
Рассчитанная
таким образом альтернативная оценка
уровней безработицы, скажем, за 1996-2004
годы (для них имеются результаты нескольких
сторонних исследований, которые сможем
использовать для сравнения) отображена
в таблице 1.
Таблица 1 – Альтернативная оценка безработицы на основе официальных данных за 1996-2004 гг.
|
Примечание – Источник: [17, с. 69].
Обратим внимание на тот факт, что рассчитанная подобным методом оценка мало отличается от результатов отмеченного нами выше исследования НИСЭПИ. Напомним, что за 1998 год цифра составила 7% (по нашим расчетам – 7.8%), за 2002 год – 9.1% (8.8%). Это может косвенно свидетельствовать о том, что при анализе рынка труда на полученные нами результаты с некоторой степенью достоверности опираться можно.
Однако при исследовании взаимосвязи инфляции и безработицы использование оценочных данных с неясной степенью релевантности может существенно ухудшить качество моделей. Для того чтобы оценить возможности использования официальной статистики, сравним полученные альтернативные итоги с итогами Национального статистического комитета.
Рисунок 7 – Сравнение официального и рассчитанного уровней безработицы, 1996-2004 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка.
Даже
посредством визуального
Еще раз подчеркнем тот факт, что любая альтернативная оценка, рассчитанная при использовании косвенных показателей (например, количества граждан, обратившихся в центры занятости), вряд ли может использоваться для построения моделей. Однако можно с уверенностью сказать, что связь между официально публикуемым и реальным уровнем безработицы весьма тесная. Учитывая все вышеизложенное, при построении корреляции уровня безработицы и темпов инфляции будем использовать официальную статистику, но, в то же время, для решения проблем, которые могут возникнуть в ходе анализа, будем обращаться и к приблизительным оценкам реального уровня безработицы.
Поскольку никаких официальных данных о возможных механизмах взаимосвязи инфляции и безработицы в РБ не имеется, проведем собственное исследование макроэкономических показателей и их корреляции. Заранее сформируем несколько гипотез, чтобы в последующем оценить их возможную достоверность или бесперспективность.
Итак, взаимосвязь инфляции и безработицы в РБ может быть описана следующим образом: