2.2. Развитие банковского
кредита на различных этапах
в нашей стране
В своем историческом развитии
кредит миновал несколько последовательных
этапов, каждый из которых характеризовался
радикальными преобразованиями
как по степени его распространения
и выполняемым функциям, так и
непосредственным участникам.
- Первичное становление.
Основным признаком этого этапа
было полное отсутствие на
рынке ссудных капиталов специализированных
посредников. Кредитные отношения
устанавливались напрямую между
владельцем свободных денежных
средств и заемщиком. Кредит
выступал в форме исключительно
ростовщического капитала, характерными
чертами которого были:
полная децентрализация
отношений займа, определяемых лишь
прямой договоренностью между кредитором
и заемщиком;
ограниченность распространения
(кредит использовался в основном
в сфере обращения и частично
на цели непроизводственного потребления,
т. е. без последующей капитализации);
сверхвысокая норма процента
как платы за использование заемных
средств.[5]
Завершение
этого этапа было связано со
становлением капиталистического
способа производства, определившего
резкое увеличение потребностей
в заемных финансовых ресурсах
на цели их производственного
потребления (т.е. с обязательной
последующей капитализацией). Индивидуальные
капиталы ростовщиков были объективно
не в состоянии удовлетворить
указанный спрос, что и побудило
некоторых из них использовать
в своей деятельности денежные
средства, на заемных началах
привлекаемые у других собственников
(аналогичные функции начали выполнять
и менялы, другие традиционные
участники финансовых отношений,
специализирующиеся ранее исключительно
на обмене национальных валют).
- Структурное развитие. Рассматриваемый
этап развития кредита характеризовался
появлением на рынке ссудных
капиталов специализированных посредников
в лице кредитно-финансовых организаций.
Первые банки, возникшие на
базе крупных ростовщических
и меняльных контор, приняли на
себя важнейшие функции, ставшие
впоследствии традиционными для
большинства кредитных институтов:
аккумулирование свободных
финансовых ресурсов с их последующей
капитализацией и передачей заемщикам
на платной основе;
обслуживание некоторых
видов платежей и расчетов для
юридических и физических лиц (в
дальнейшем - и для государства);
проведение ряда специальных
финансовых операций (например, по обслуживанию
механизма вексельного обращения,
сделок с недвижимостью).[7]
Растущий
уровень спроса на услуги специализированных
посредников и соответственно
высокая норма прибыли на рынке
ссудных капиталов предопределила
стремительное развитие банковской
системы за счет перелива в
нее капиталов из других сфер
деятельности (учредителями вновь
создаваемых кредитных организаций
были уже не ростовщики или
менялы, а промышленные и торговые
капиталисты). Отношения на рынке
ссудных капиталов начали приобретать
до некоторой степени формализованный
характер, устанавливались типовые
процедуры кредитования, средне
региональные и средне национальные
ставки ссудного процента, механизм
ответственности сторон и т.п.
Однако в целом деятельность
кредитных организаций по-прежнему
носила децентрализованный характер,
что объективно препятствовало
развитию рынка ссудных капиталов,
а в условиях цикличного развития
экономики временами провоцировало
обострение диспропорций на других
финансовых рынках.
- Современное состояние.
Основной признак этого этапа
- централизованное регулирование
кредитных отношений в экономике
со стороны государства в лице
центрального банка. Появление
первых общенациональных государственных
кредитных институтов, наделенных
монопольными функциями по координации
и нормативно-методическому обеспечению
кредитно-денежных отношений, содействовало
формированию полноценной системы
безналичного денежного обращения,
а также существенному расширению
перечня услуг и операций коммерческих
банков, например, по обслуживанию
фондового рынка. В дальнейшем
деятельность центральных банков
развивалась по направлению прежде
всего использования кредитных
рычагов в качестве одного
из наиболее эффективных регуляторов
рыночной экономики, что потребовало
определенного ужесточения контроля
с их стороны за работой
негосударственных кредитных организаций.
Наконец, развитие информационных
технологий в экономике, формирование
глобальных банковских сетей,
компьютерных коммуникаций и
баз данных позволили вывести
кредитные отношения на принципиально
новый качественный уровень в
части как техники обслуживания
клиента, так и распространения
их на все сферы финансовой
деятельности, в том числе - на
международных рынках.[9]
Новая структура кредитной системы
России стала в большей степени
отражать потребности рыночного
хозяйства, она строится на
тех же принципах, что и в
странах с развитой рыночной
экономикой, все больше приспосабливается
к процессу проводимых экономических
реформ. В то же время процесс
становления новой кредитной
системы пока развивается сложно
и противоречиво, он выявил
определенные недостатки во всех
ее звеньях. Так, коммерческие
банки в основном проводят
краткосрочные кредитные операции,
недостаточно инвестируя свои
средства в промышленность и
другие отрасли реального сектора.
На начало 1998 г. из общей суммы
кредитов в 275,9 трлн. руб., предоставленных
кредитными учреждениями России
экономике и населению, краткосрочные
кредиты составили около 96%11 Финансы
России. Поэтому многие стороны
кредитной системы нуждаются
в дальнейшем совершенствовании.[13]
3. Проблемы банковского
кредитования
Проводимая в России денежно-кредитная
политика направлена на обеспечение
внутренней и внешней стабильности
национальной валюты. Стабильно
низкий уровень инфляции является
условием для достижения устойчивого
экономического роста, который
позволит значительно повысить
уровень жизни населения.
В 2006 г., как и в 2005 г., денежно-кредитная
политика будет осуществляться
в условиях сильного влияния
внешнеэкономических факторов конъюнктурного
характера, продолжения структурных
реформ, которые оказывают влияние
на инфляционные процессы и
на распределение денежных потоков,
а также активного применения
Правительством Российской Федерации
мер по ограничению инфляции.
На данном этапе решение этих
задач требует применения режима
управляемого плавающего валютного
курса, который позволяет при
учете фундаментальных факторов
формирования валютного курса
корректировать темпы его изменения
в соответствии с целями экономической
политики.
Опыт последних лет показывает,
что достижение целевого ориентира
по инфляции возможно только
путем реализации комплекса согласованных
мер в области денежно-кредитной,
бюджетной, тарифной и структурной
политики Правительства Российской
Федерации.
Важнейшей задачей является развитие
внутреннего финансового рынка.
Без полноценного финансового
рынка невозможно достижение
полной конвертируемости рубля
– снижается эффективность реализации
денежно-кредитной политики и
уменьшается действенность процентных
ставок. В этих условиях возможности
процентной политики Банка России
ограничены.
Перед Банком России стоит
важная задача по расширению
возможностей использования кредитными
организациями инструментов рефинансирования.
При существующей в настоящее
время структурной и временной
неравномерности в образовании
свободной ликвидности это позволит
повысить роль процентной ставки
в механизме реализации денежно-кредитной
политики.[2]
Из оценки складывающейся к
настоящему времени ситуации
следует, что итоги 2005 г. могут
осложнить стартовые условия
для достижения основной цели
денежно-кредитной политики в
2006 году. Рост денежной массы во
второй половине года сказывается
на инфляции следующего года.
В связи с этим расширение
временного горизонта формирования
денежно-кредитной политики и
установление среднесрочных (трехлетних)
целевых ориентиров по приросту
потребительских цен послужит
обеспечению последовательности
макроэкономической политики и
формированию позитивных ожиданий
населения и предприятий. Стратегия
денежно-кредитной политики, ориентированная
на среднесрочную перспективу,
расширит возможности маневра
в случае непредвиденных изменений
внешне- и внутриэкономических факторов
конъюнктурного характера.
В рамках этой стратегии Банк
России совместно с Правительством
Российской Федерации ставит
своей целью снизить инфляцию
к 2008 г. до 4 – 5,5% в соответствии
с основными параметрами разработанных
Правительством РФ сценарных
условий социально-экономического
развития на 2006 г. и на период
до 2008 г. При этом на 2006 г. ставится
цель снизить инфляцию до 7 –
8,5%.
Перспективы развития кредитной
системы
В 2006 г. Банк России продолжит
проведение денежно-кредитной политики
в рамках режима управляемого
плавающего курса рубля. Курсовая
политика будет по-прежнему направлена
на сглаживание резких колебаний
обменного курса, связанных с
краткосрочными изменениями рыночной
конъюнктуры и не обусловленных
действием фундаментальных экономических
факторов.
В преддверии окончательной либерализации
трансграничных операций с капиталом
в 2007 г. Банк России своей
перспективной задачей видит
создание условий для перехода
к более гибкому формированию
курса национальной валюты на
внутреннем валютном рынке и,
соответственно, минимизации воздействия
Банка России на соотношение
спроса и предложения иностранной
валюты. В среднесрочной перспективе
это позволит обеспечивать выполнение
количественных ориентиров денежно-кредитной
политики в области поддержания
ценовой стабильности путем воздействия
на стоимость денег в экономике
преимущественно с помощью инструментов
процентной политики органов
денежно-кредитного регулирования.
В 2006 г. Банк России намерен
продолжить работу по совершенствованию
системы инструментов денежно-кредитной
политики, чтобы оперативно и
адекватно реагировать на изменение
ситуации в денежно-кредитной
сфере при различных сценариях
социально-экономического развития
с учетом необходимости предотвращения
возможных угроз для финансовой
стабильности, обусловленных действием
как внешних, так и внутренних
факторов.
Несмотря на то, что в следующем
году прогнозные показатели платежного
баланса по всем сценариям
социально-экономического развития
характеризуются заметным приростом
международных резервов РФ и
сохраняется устойчивость состояния
бюджетной сферы, конкретный набор
инструментов денежно-кредитной
политики, которые будут востребованы
в этот период, в существенной
мере будет зависеть от факторов,
имеющих высокую степень неопределенности:
состояния международных рынков
товаров и капиталов, курсов
основных мировых валют, экономических
ожиданий участников внутреннего
финансового рынка, направления
и масштабов капитальных потоков
в платежном балансе страны, динамики
внутреннего и внешнего спроса.
Вместе с тем действия
Банка России, направленные на формирование
условий для развития межбанковского
рынка и постепенного перехода к
более гибкому курсообразованию
и системе управления, опирающейся
преимущественно на процентные ставки,
предопределяют совершенствование
и развитие инструментов денежно-кредитной
политики с учетом приоритета рыночных
инструментов в сочетании с использованием
инструментов постоянного действия.
В 2006 г. Банк России продолжит
использование операций с собственными
облигациями в качестве инструмента
стерилизации избыточного денежного
предложения. В результате принятия
федерального закона, упрощающего
процедуру эмиссии облигаций
Банка России, Возможности по
использованию данного инструмента
стерилизации денежного предложения
существенно возрастают. В частности,
в этом направлении Банк планирует
следующие мероприятия:
Размещение собственных облигаций
будет проводиться на стандартный
срок (6 месяцев) и в соответствии
с унифицированным графиком (15-е
число последнего месяца каждого
квартала) с последующим регулярным
доразмещением;
На аукционах новые выпуски
ОБР будут размещаться как
на основе продажи за денежные
средства, так и путем обмена
уже обращающихся выпусков ОБР.
Данная схема предполагает поддержку
постоянного срока обращения
выпусков и аккумуляцию ликвидности
в ограниченном числе выпусков
облигаций Банка России;