Косвенные налоги в российской налоговой системе и в доходах консолидированного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:09, реферат

Краткое описание

В целях обоснованного выбора направлений совершенствования механизма налогообложения акцизами, укрепления доходной базы бюджетной системы страны, активного воздействия государства на социально-экономические процессы, связанные с потреблением подакцизной продукции, требуются дальнейшие исследования институциональных основ отношений, складывающихся в сфере производства и обращения этой продукции, теории и практики налогообложения акцизами. Это и предопределило актуальность темы моей курсовой работы, её цель и задачи, теоретическую новизну и практическую значимость.

Оглавление

Введение
Глава 1. Косвенные налоги в российской налоговой системе и в доходах консолидированного бюджета РФ
1.1 Экономическая природа косвенных налогов и их место и роль в налоговой системе РФ
1.2 Консолидированный бюджет РФ
Глава 2. Анализ действующей практики исчисления и уплаты акциза на отдельные виды товаров
.1 Исследование динамики состава подакцизных товаров, объекта налогообложения, налоговой базы и налоговой ставки в современной российской налоговой системе
Глава 3. Актуальные проблемы механизма исчисления НДС и пути их решения
.1 Анализ последствий введения единой пониженной ставки НДС в Российской Федерации
.2 Развитие налогового администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Косвенные налоги в российской налоговой системе и в доходах консолидированного бюджета РФ.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Анализ действующей  практики исчисления и уплаты акциза на отдельные виды товаров и направления  ее совершенствования

 

2.1 Исследование  динамики состава подакцизных товаров, объекта налогообложения, налоговой базы и налоговой ставки в современной российской налоговой системе

косвенный налог консолидированный бюджет

В настоящее  время, как уже говорилось ранее, акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров.

В соответствии с Законом РФ от 6.12.91 г. № 1993-1 «Об  акцизах» (с учетом изменений и  дополнений) и Инструкцией ГНС  РФ от 22.06.96 г. № 43 (9) налогообложению  подлежит довольно широкий круг товаров. Начиная с сентября 1995 года, перечень облагаемых акцизами товаров и особенно ставки этого налога подвергались наиболее частым корректировкам, особенно в назначении товаров производственного назначения и сырьевых товаров (нефть, включая газовый конденсат).

Федеральным законом № 29-ФЗ внесено изменение в определение объекта налогообложения по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов. Если ранее объектом налогообложения являлась стоимость подакцизного товара, определяемая как отпускная цена с учетом акциза, то теперь объектом обложения является стоимость товара без учета акциза. Одновременно исключена сложная формула для исчисления акцизов. В связи с этим значительно упрощен порядок исчисления акцизов по подакцизным товарам, в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации, на которые установлены адвалорные ставки акцизов. По подакцизным товарам, по которым установлены адвалорные ставки, акцизы уплачиваются также с сумм денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также со стоимости опциона. По подакцизным товарам, по которым с 1 января 1997 года действуют твердые (специфические) ставки, исчисляют сумму акциза из расчета объема произведенного и реализованной продукции в натуральном выражении (кроме произведенных из давальческого сырья) как на сторону, так и для собственного производства товаров, не облагаемых акцизами.

Налогоплательщиками акциза признаются:

организации;

индивидуальные  предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Подакцизными товарами признаются:

спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением  спирта коньячного;

спиртосодержащая  продукция (растворы, эмульсии, суспензии  и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов.

алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

табачная продукция;

ювелирные изделия (ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга). Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея;

автомобили  легковые и мотоциклы;

автомобильный бензин;

дизельное топливо;

моторные масла  для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Подакцизным минеральным  сырьем признаются:

) нефть и  стабильный газовый конденсат;

) природный  газ.

Объектом налогообложения  признаются следующие операции:

) реализация  организациями с акцизных складов  алкогольной продукции, приобретенной  от налогоплательщиков - производителей  указанной продукции либо с акцизных складов других организаций;

) передача в  структуре организации произведенных  подакцизных товаров для дальнейшего  производства неподакцизных товаров;

) передача на  территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

) ввоз подакцизных  товаров на таможенную территорию  Российской Федерации;

) реализация  добытых налогоплательщиком нефти  и (или) стабильного газового  конденсата;

) передача в  структуре организации добытых  нефти и (или) стабильного газового конденсата, на переработку;

) реализация  природного газа за пределы  территории Российской Федерации;

) передача природного  газа для использования на  собственные нужды;

 

Глава 3. Актуальные проблемы механизма исчисления НДС  и пути их решения

 

3.1 Анализ  последствий введения единой  пониженной ставки НДС в Российской  Федерации

 

В современной  российской налоговой системе НДС  выступает одним из самых сложных  и проблемных налогов. Последовательное снижение налоговой нагрузки на экономику  и налогоплательщиков должно затронуть и этот налог.

Мировая практика налогообложения показывает, что  больший экономический эффект приносят действия, когда ставка налога последовательно  снижается на протяжении длительного  времени. Более того, постепенное  понижение налоговой ставки имеет пролонгированное воздействие на экономические показатели. Резкое и одноразовое понижение дает меньший экономический эффект в стимулировании экономической деятельности. И этот эффект непродолжителен по времени.

Тревогу вызывает то, что предложение о снижении ставки НДС выдвигается одновременно с предложением об отмене существующей в настоящее время пониженной 10%-ной ставки налога. Нельзя не разделить  позицию Комитета по бюджету и  налогам Государственной Думы в  отношении того, что необходимо внимательно относиться к последствиям отмены льготы.

Налоговая ставка как элемент налогообложения  является мощным инструментом налоговой  политики государства. Манипулирование  этой ставкой, а особенно ставкой  косвенного налога оказывает существенное воздействие на экономические и социальные процессы в современном обществе. Последствия такой манипуляции могут иметь разную направленность, а результаты изменения налоговой ставки - даже исключать друг друга.

Авторы идеи снижения налоговой ставки НДС в Российской Федерации рассчитывают за счет данной меры понизить налоговую нагрузку на отечественных производителей, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Снижение налоговой нагрузки теоретически должно способствовать ускорению экономического роста в стране.

Предположения о росте инвестиций в результате снижения ставки НДС основаны на гипотезе о том, что данные выгоды будут  направлены на увеличение капитальных  вложений. Вместе с тем представляется более вероятным, что к настоящему времени стимулы (точнее, их отсутствие) к инвестициям в России обусловлены вовсе не уровнем налоговой нагрузки, а высоким уровнем рисков, связанных с инвестициями. В таких условиях результатом снижения ставки НДС может стать увеличение оттока капитала за рубеж, что будет означать создание стимулов к осуществлению российских инвестиций за границей.

Манипуляции с  величиной ставки косвенного налога неизбежно сказываются на таком  важном макроэкономическом показателе, как инфляция. Снижение ставки НДС при одновременной отмене ставки 10% ведет к противоречивым последствиям.

Повышение ставок косвенного налога ведет к росту  цен, который, как правило, оказывается  значительнее, чем само повышение (срабатывает  фактор инфляционных ожиданий). Снижение ставки косвенного налога или его отмена к снижению цен не приводит.

В целях нивелирования  отмеченных негативных последствий  для национальной экономики России необходимо предусмотреть механизм компенсации конкурентоспособности  отечественных товаров, например, за счет повышения ввозных пошлин.

Введение пониженной унифицированной ставки НДС может  поставить под сомнение смысл  существования налога, поскольку  на фоне снижения поступлений в бюджет затраты государства на проведение экономических компенсационных  мер и мероприятий по социальной защите, а также на администрирование налога станут сопоставимы с поступлениями от него в бюджет. Ведь поступления от НДС составляют основу российского бюджета, и эксперименты с этим налогом не будут способствовать сохранению стабильности. Учитывая международный опыт взимания НДС и особенности его применения в России, можно предположить, что основной акцент реформы должен быть сделан на совершенствование форм и методов администрирования налога.

 

3.2 Развитие  налогового администрирования НДС

 

Совершенствование администрирования НДС на данном этапе имеет два направления: во-первых, включение элементов предварительного и текущего контроля в порядок  исчисления и уплаты НДС; во-вторых, установление обязанности налогоплательщиков и третьих лиц предоставлять дополнительную информацию в налоговые органы.

Налоговый контроль по своей сущности является контролем  над правильностью уплаты налогов  и сборов юридическими и физическими  лицами, включающим проверку соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, устранение причин неполной уплаты или полного ухода от налогов. При этом он носит преимущественно характер последующего контроля. (примером предварительного налогового контроля может служить обязанность постановки на учет, проверка оснований для предоставления отсрочки и т.д., текущего - с некоторой степенью условности, проверка обоснованности применения ставки 0%). Предварительный и текущий налоговый контроль, в первую очередь по отношению к налогу на добавленную стоимость, может стать действенным инструментом повышения эффективности налогового администрирования и предотвращения налоговых правонарушений. Важным преимуществом предварительного и текущего контроля является минимум прямого вмешательства налоговых орган; обеспечение большей отдачи по сравнению с камеральными и выездными проверки Элементы такого рода контроля должны содержаться в механизме исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Сегодня очевидно, что действующий в настоящее время в России механизм налогообложения добавленной стоимости, основанный на самостоятельном исчислении и уплате налога налогоплательщиками, предоставляет возможности ухода от налогообложения. Радикальное решения данной проблемы может заключаться в том, чтобы обязать покупателей в качестве налоговых агентов перечислять в бюджет суммы НДС, причитающиеся получению продавцами.

Между поставщиком  и покупателем заключен договор  поставки с указанием цены поставляемых товаров и суммы НДС. Реализация товаров поставщиком создает у него объект налогообложения по НДС, приобретение товаров покупателем (их фактическая оплата и оприходование) является основанием для предъявления к возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщику. На основании договора поставки поставщик производит отгрузку товаров с передачей счета-фактуры покупателю. Для оплаты поставляемого товара покупатель представляет в банк, где у него имеется банковский счет, платежный документ. Банк покупателя списывает с банковского счета покупателя денежные суммы, указанные в платежном документе, при этом, выполняя функцию налогового агента, выделенную отдельной строкой сумму НДС сразу же удерживает и перечисляет в бюджет. Тем самым достигается фактическое поступление налога в бюджет. После перечисления налога в бюджет банк представляет покупателю банковское уведомление об удержании и уплате в бюджет суммы НДС. Именно это уведомление и будет впоследствии у покупателя безусловным основанием для возмещения из бюджета сумм уплаченного (уже уплаченного в бюджет) НДС. Одновременно банк покупателя отправляет в ИРЦ копию банковского уведомления об удержании и уплате НДС в отношении своего клиента. Банк покупателя проводит расчетную операцию с банком поставщика, где имеется банковский счет поставщика, на перечисление денег по оплате товара (без НДС) с уведомлением об удержании и уплате банком покупателя сумм НДС. Далее банк поставщика зачисляет соответствующую сумму на банковский счет поставщика и передает ему копию банковского уведомления. При этом копию банковского уведомления банк поставщика также отправляет в ИРЦ по месту нахождения поставщика.

Сумма НДС по сделке исчисляется и определяется налогоплательщиком самостоятельно, а  налог удерживается и перечисляется  в бюджет обслуживающим налогоплательщика  банком. Данный механизм взимания налога строится на банковских уведомлениях, которые имеются у контрагентов по сделке и, что очень важно, в МНС в лице ИРЦ. Налоговое ведомство будет иметь информацию о наименовании налогоплательщиков контрагентов, количествах и суммах их сделок, суммах "НДС полученного" и "НДС уплаченного". Эти данные позволят сделать анализ о деятельности любого налогоплательщика, сопоставить полученный результат с представленной налогоплательщиком декларацией по НДС, что, в свою очередь, может сделать контрольную работу налоговых органов максимально эффективной.

Информация о работе Косвенные налоги в российской налоговой системе и в доходах консолидированного бюджета