Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:09, реферат
В целях обоснованного выбора направлений совершенствования механизма налогообложения акцизами, укрепления доходной базы бюджетной системы страны, активного воздействия государства на социально-экономические процессы, связанные с потреблением подакцизной продукции, требуются дальнейшие исследования институциональных основ отношений, складывающихся в сфере производства и обращения этой продукции, теории и практики налогообложения акцизами. Это и предопределило актуальность темы моей курсовой работы, её цель и задачи, теоретическую новизну и практическую значимость.
Введение
Глава 1. Косвенные налоги в российской налоговой системе и в доходах консолидированного бюджета РФ
1.1 Экономическая природа косвенных налогов и их место и роль в налоговой системе РФ
1.2 Консолидированный бюджет РФ
Глава 2. Анализ действующей практики исчисления и уплаты акциза на отдельные виды товаров
.1 Исследование динамики состава подакцизных товаров, объекта налогообложения, налоговой базы и налоговой ставки в современной российской налоговой системе
Глава 3. Актуальные проблемы механизма исчисления НДС и пути их решения
.1 Анализ последствий введения единой пониженной ставки НДС в Российской Федерации
.2 Развитие налогового администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Косвенные налоги в российской налоговой системе и в доходах консолидированного бюджета РФ
1.1 Экономическая природа косвенных налогов и их место и роль в налоговой системе РФ
1.2 Консолидированный бюджет РФ
Глава 2. Анализ действующей практики исчисления и уплаты акциза на отдельные виды товаров
.1 Исследование
динамики состава подакцизных
товаров, объекта
Глава 3. Актуальные проблемы механизма исчисления НДС и пути их решения
.1 Анализ последствий
введения единой пониженной
.2 Развитие налогового администрирования НДС
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современном обществе основным источником формирования доходов бюджетной системы являются налоги, а эффективно функционирующая налоговая система имеет определяющее значение для успешного функционирования рыночной экономики.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - это основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Формирование эффективной налоговой системы для России - экономическая проблема общегосударственного значения. С принятием Государственной Думой Налогового Кодекса РФ дискуссия о его завершенности и принципах построения не ослабевает. И это закономерно: современная отечественная система налогообложения формировалась на протяжении 90-х гг. посредством приспособления советской налоговой структуры к новым условиям хозяйствования, введения того или иного вида налога, способного, по мнению реформаторов, быстро пополнить доходы бюджета. В результате этих преобразований сложилась трехуровневая налоговая система с фискальным характером, не ориентированная на стабилизацию социальной ситуации в обществе и стимулирование развития отечественного производства или поощрение инвестиционной активности товаропроизводителей. Для этой системы характерны низкая эффективность и отторжение, как хозяйствующими субъектами, так и гражданами не адекватной современному рыночному образу мышления функциональной направленности государственной налоговой политики.
Западные страны формировали свою экономическую политику в течение столетий принципами, опираясь на систему государственных финансов, игравших ведущую роль в конъюнктурной, структурной и социальной сферах. Фискальная политика ведущих индустриальных держав демонстрирует последовательную тенденцию использования налогов в качестве действенного набора инструментов, способных квалифицированно обеспечить перераспределение ВВП в пользу наиболее значимых, с точки зрения государства, отраслей, направлений социального и регионального развития экономики.
Каждый налог в налоговой системе имеет свое функциональное значение и отличие от других налогов в зависимости от целевых установок, способов исчисления и взимания налоговых сумм, воздействия на экономику. Принято разделять налоги в соответствии с одним из классификационных признаков - в зависимости от способа взимания - на прямые, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью, и косвенные, являющиеся надбавкой к цене и определяемые в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. В случае с косвенными налогами пытаются достичь той же цели косвенными путями и более тонким способом: облагают налогами товары, сумма налога включается в цену реализации и оплачивается потребителем при его приобретении. Потребитель часто даже приблизительно не знает, какую сумму налога он уплачивает, приобретая указанные товары, так как она содержится в цене. Величина налога скрыта от глаз потребителя. Считается, что эта незаметность косвенных налогов является одним из преимуществ последних, поскольку в большинстве случаев они вызывают меньшее сопротивление, чем прямые налоги, возлагаемые непосредственно на налогоплательщика.
Одним из видов косвенных налогов являются акцизы. Основной причиной широкого распространения акцизов является ощутимая фискальная выгода его применения. Поступления от акцизов составляют значительную долю в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. При правильной организации налогового администрирования акцизы являются источником высоких и стабильных поступлений в бюджетную систему страны.
В связи с существованием теневой экономики, наличием уклонения от обложения прямыми налогами, невозможностью точно определить доходы физического или юридического лица, косвенные налоги остаются важным источником государственных доходов большинства стран мира, поскольку этими налогами облагаются те доходы, которые, по отмеченным выше причинам, не были обложены прямыми налогами.
В целях обоснованного
выбора направлений совершенствования
Глава 1. Косвенные налоги в российской налоговой системе и в доходах консолидированного бюджета РФ
1.1 Экономическая природа косвенных налогов и их место и роль в налоговой системе РФ
Налоговая система как важнейшая часть финансовой и экономической системы государства представляет собой совокупность налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по их уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Обозначенные структурные элементы налоговой системы можно рассматривать обособленно и во взаимосвязи друг с другом, что позволяет более полно и глубоко раскрыть их содержание и роль в социально-экономическом развитии страны.
В истории экономической мысли можно проследить эволюцию взглядов в отношении критериев деления налогов на прямые и косвенные. Традиционным критерием является возможность переложения налогового бремени с лица, уплачивающего его в бюджет, на третьих лиц через механизм ценообразования. Согласно данному критерию налог признается косвенным, если переложение налога на третьих лиц происходит, либо по замыслу законодателя, либо возникает на практике в процессе рыночных отношений (например, налог на добавленную стоимость, акцизы). Принцип перелагаемости c некоторыми вариациями господствовал в экономической науке в течении ХVII - ХIХ вв. (Дж. Локк, А.Смит, Дж. Стюарт, А. Вагнер и др.). Однако критерий перелагаемости налогового бремени не является абсолютно объективным, так как в некоторых случаях возможно переложение прямых налогов и невозможно переложение косвенных. Так, например, если ставки акциза растут при ограниченном платежеспособном спросе населения, предприятие-налогоплательщик для сохранения объема производства вынуждено снижать норму прибыль и издержки и оплачивать повышение ставок за свой счет. Таким образом, возможность включения налога в цену (а соответственно, и переложение бремени с продавца на покупателя) обуславливается сложившейся в конкретный момент времени рыночной ситуацией.
После изменения
взглядов на процесс переложения
налогов и признания
Сложность определения
однозначных критериев для
Итак, рассмотрим экономическую сущность, преимущества, недостатки, принципы установления наиболее важных в практическом отношении косвенных налогов: таможенной пошлины, акциза, налога с продаж и НДС. (Последовательность рассмотрения обусловлена хронологией возникновения и развития налогов).
Таможенная пошлина.
Таможенная пошлина является наиболее ранней формой косвенного налогообложения, возникновение которой связано с необходимостью получения права торговли определенным товаром на определенной территории. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно экономической природы таможенной пошлины. Камнем преткновения выступает тот факт, что пошлина предполагает оказание услуг и совершение юридически значимых действий. Однако, «если сравнивать стоимость услуг, оказываемых таможенными органами участникам ВЭД, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость».
Объектом обложения
таможенными пошлинами и
по цене сделки с ввозимыми товарами;
по цене сделки с идентичными товарами;
по цене сделки с однородными товарами;
вычитания стоимости;
сложения стоимости;
резервному.
Таможенные
пошлины при экспорте используются
для поддержания рационального
соотношения ввоза и вывоза, валютных
доходов и расходов на территории
РФ, обеспечения условий для
Применение таможенных пошлин при импорте обусловлено, с одной стороны, проведением политики разумного протекционизма, а с другой - регулированием ввоза продукции, не имеющей аналогов или производящейся в недостаточном количестве для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Вместе с тем таможенные пошлины, как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений в бюджет. Их высокий показатель характерен для развивающихся государств. В индустриальных странах доля поступлений от взимания таможенных пошлин незначительна, и составляет около 1%.
Акциз.
Одним из неотъемлемых элементов налоговых систем стран мира является индивидуальный акциз, обладающий высоким фискальным и регулирующим потенциалом. Основными отличиями акцизов от прочих налогов на потребление являются их специфическая сфера применения - потребление конкретного товара (услуги) или группы товаров (услуг). Акциз включается в цену товара и изымается в бюджет у производителя продукции.
В отличие от достаточно молодого по историческим меркам НДС определение периода возникновения такой формы косвенного налогообложения как акциза затруднительно, однако известно, что уже в Древнем Египте существовали фискальные монополии - прообразы акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Ограниченный круг подакцизных товаров дает возможность предположить, что раньше акцизы носили характер пошлины. Таким образом, «неоднозначность происхождения акциза позволяет говорить о многогранной природе данного экономического явления. При этом следует отметить, что природа акциза различна в зависимости от товара - объекта обложения».
Налог с продаж.
Налог с продаж
- один из основных видов косвенных
налогов, взимаемый на стадии потребления
со стоимости произведенных
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость является налогом на потребление. При этом, несмотря на предполагаемое переложение налогового бремени на потребителя, последний не облагается налогом напрямую. Вместо этого налогоплательщиками являются производители товаров и услуг. При этом каждый налогоплательщик обязан перечислить в бюджет сумму налога, равную произведению налоговой ставки на стоимость товара, добавленную налогоплательщиком в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Для достижения такого порядка обязательства по налогу на добавленную стоимость возникают при осуществлении каждой налогооблагаемой операции, под которой обычно понимают реализацию товаров и услуг. При смене собственника товара или при реализации услуги налогоплательщик начисляет НДС, а суммы уплаченного налога принимаются к возмещению или относятся на уменьшение налоговых обязательств. В полной мере налог на товар или услугу уплачивается после того, как этот товар покидает круг зарегистрированных плательщиков НДС, т.е. происходит его конечная или розничная реализация. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «НДС представляет собой модифицированный налог с оборота, рационализированный таким образом, чтобы снять тот кумулятивный эффект, которым изначально обладал классический налог с оборота. Этот налог взимается на всех стадиях производства и распределения и является универсальным косвенным налогом на потребление».